Чуть больше месяца назад, я хвастался удивительным предложением нативной рекламы.
Анатолий Белоусов (начинающий писатель) отправил мне серию своих книг на обзор и некую символическую плату, чтобы про каждую книгу отдельно я честно написал свои впечатления. Ключевое слово "честно" - мне прямо сказали, что нужно исключительно такое мнение. Поэтому, тут уж, как говорится, без обид.
Я посмотрел описание серии, обсудил кое-какие детали, и договор состоялся. Качество печати на высоте: книгоголики будут в восторге!))
Серия обещала быть интересной, ибо позиционируется, как литературный квест для интеллектуальных читателей. Понять, мол, будет непросто, все четыре книги собираются, как мозаика и открывают некоторую иную реальность.
Что еще любопытно, Анатолий Белоусов, утверждает, что книги были написаны в 90-е и двадцать лет он не редактировал и не прикасался к ним, чтобы произведения выдержали проверку временем. Перечитав же в 21 году - писатель сказал: "Да! Время пришло!".
То есть, помимо квеста интеллектуального, меня ожидало погружение в переломную эпоху - то самое замечательное время моего детства.
Ситуацию я нашел воистину потрясающей: читать книжки, которые мне интересно читать, да еще получать за это деньги? Что может быть прекрасней!
А вот, с реализацией начались некоторые проблемы.
Итак, друзья, поехали...
Иван Хлюпов "Соло на Витгенштейне"
1 книга серии включает 6 рассказов, повесть и подборку юмористических миниатюр.
Причем, рассказы обещаны не банальные, глубокие, с многослойным смыслом, и как говорит сам автор:
Читателю предлагается не просто скользить по ним, и даже не идти, а скорее уж продираться, если только он хочет добраться до сути.
И вот, наивный я, рассчитывающий потратить на чтение часик-другой после хорошего рабочего дня, столкнулся с тем, что первый же рассказ ("Слово") оказался мной не то, что бы не понят... Это сказано мягко...
Я просто похлопал глазами и просил жену тоже его прочитать, в тайне надеялся: она то уж точно убедит, что приключения главного героя - это не какой-то бред и нездоровая фантазия, а некий редкий жанр. И это - не я сумасшедший, а все так и было задумано. Хитрый такой писательских ход...
- А деньги за рекламу? - коварно поинтересовалась жена.
- Из принципа не отдам! Буду сам продираться сквозь букАвы!
Как вы уже поняли, друзья, быстро прочитать книгу не получилось. Пришлось выделять какой-то особый день, когда я был сосредоточен и настроен решительно.
Анатолий Белоусов на честное признание в задержке вежливо улыбнулся и заверил, что никуда не спешит.
Рассказ второй "Эксперимент" про зыбкость сознания, то бишь про человека, который оказался в больнице и узнал, что вся его жизнь - есть ни что иное, как галлюцинация - лично меня глубоко тронул. Однако, рассказ, мягко говоря, жесткий, и я уж точно не порекомендую его людям впечатлительным. Жесткий, жестокий, но, без преувеличения, интересный.
После него действительно можно поверить, или хотя бы задуматься, что вся наша жизнь, "все, что мы знаем в значительной степени воспринимается нами на веру."
Перечитал первый рассказ, пытаясь на свежую голову снова найти в нем смыл. Не получилось, не прокатило, к успеху шел.))
Еще два рассказа также оказались для меня просто странными. Я их не понял, как бы не продирался, честно.
"Избранник" - последний рассказ снова вернул интерес к книге, ибо тема свободы активно перекликается с моим каналом.
Уж много было вопросов за эти два года, почему мой канал называется так, а не иначе. Некоторые комментаторы утверждали, что абсолютной свободы не существует и спрашивали, от чего я хочу освободиться? Другим приходилось доказывать, что "Путь к свободе" - это не про желание автора писать на Дзен, чтобы не ходить на работу.
В общем, все эти два года в дискуссиях я улучшал и формировал свое понимание свободы, пока вдруг не дошло, что это уже давно сделал Достоевский. Но это, друзья, - другое.
Так вот, главный герой рассказа, подобно мне, искал свободу, только делал это в течение многих жизней. Так уж ему повезло, что перерождаясь в следующее воплощение в новом мире, память его сохранялась. Поиски слишком уж затянулись, ибо свободу он хотел найти абсолютную... Которой в природе нет. Чтобы их ускорять, он даже самоубийства совершал.
В целом, рассказ стоит того, чтобы почитать - он действительно интересен. Хотя на мой взгляд концовка с книжкой Достоевского в руках главного героя была бы эффектнее.
Наконец, мы подходим к самому в этой книге главному - повести "Уроборос".
Многие говорят, что ежели книгу не хочется перечитать еще раз, то ее и вовсе читать не следовало. Так вот, если что-то из этой книги я захочу с удовольствием перечитать (кроме первого рассказа, чтобы найти в нем смысл) - так это именно повесть! Говорю смело, что считаю ее законченным, глубоким, самодостаточным и крутым произведением.
Объяснить, без спойлеров не смогу - ибо речь идет о неразделимости и единстве добра и зла. Два главных героя попадают в армагедец, разделяющий всех людей мира на праведников и грешников, однако, длительное пребывание в Раю оказывает на праведников столь же неожиданное действие, как и Ад на грешников. Люди и миры меняются до неузнаваемости, а потом главные герои встречаются вновь. И читатель понимает, что Господь хотел не просто отблагодарить тех, кто, аки верная собачка, служит хорошо, а воспитать людей, на личном опыте открыть им истину, что есть хорошо и что - плохо.
В общем, получилось ярко, сильно, эмоционально. Автору за эту повесть пять с плюсом!
Юмористические зарисовки в конце - я лично, наоборот, оцениваю, как провал. В конце книги сообщается, что "под видом абсурда и бессмыслицы, автор пытается привлечь внимание к философским проблемам современности."
Вот только, вдумываясь в каждую строчку и отыскивая эти самые философские проблемы среди бессмыслицы и абсурда, уже через полчаса ты задаешься вопросом: то ли они слишком хорошо замаскированы, и ключом является широчайший кругозор, позволяющий увидеть множество отсылок к религии, философским трудам, истории и классике литературы? То ли, как в современном искусстве, ты просто смотришь на бессмысленный абстракционизм и пытаешься самостоятельно наделить его смыслом?
Удовольствие, я вам скажу, для знатных извращенцев. Я лично думать люблю, но предпочитаю решать в голове скорее практичные вопросы, нежели ассоциативные.
Хотя, уж точно не отрицаю, что есть читатели умнее меня, и кому-то такое времяпрепровождение может показаться забавным.
Да, в некоторых миниатюрах действительно есть над чем подумать, в некоторых - посмеяться, есть красивые стихи... но добрая половина этого творчества вызывает у меня лишь забористое недоумение.
Остается поговорить о слоге Анатолия Белоусова. Как любитель литературы с хорошим слогом, я не буду хлопать в ладоши и кричать: "О боже! Он превзошел Джека Лондона!" Однако, от самоизданной книги неизвестного широкой общественности автора я лично ожидал сильно меньшего. Несмотря на отчаянные попытки временами найти смысл, читать его оказалось приятно.
Да, есть мат, но мы имеем тот редкий случай, когда мат уместен. Он мелькает в разговорах персонажей, и погружает читателя в атмосферу очередного рассказа. Да, есть жестокость - и книга действительно характеризует то самое чудесное время 90-х.
Лучше всего автору удаются простые, живые диалоги, в то время, как его персонажи далеко непросты и даже в маленьких рассказах не лишены своего развития.
Как вы уже поняли, мы имеем 16+. Детям в этих мирах абсолютно нечего делать.
Здесь я должен сделать вывод... Вот, только вся эта книга столь противоречива, что писать в выводе "Полкниги ни фига не понял, но очень интересно" я воздержусь. Из всех подходящих слов я бы употребил "Креатив".
Думаю, друзья, вы и без выводов полностью прониклись моим впечатлением от прочитанного.
Я читал много откровенно плохих книг и много хороших, но эта - самая странная.
Возможно, оставшиеся книги серии, как обещает автор, помогут "сложить магический пазл воедино".
Будем, как говорится, посмотреть...
Ознакомиться и купить книгу "Соло на Витгенштейне можно здесь.