Найти тему

Как помочь нашим детям стать успешными и востребованными? Новый учебный курс для поколения Альфа

Родители и педагоги с большим опытом работы в школе, часто сокрушаются: «Дети стали совсем другие! Они по-другому мыслят, по-другому усваивают материал! Мы недостаточно хорошо понимаем друг друга!» Вечная проблема отцов и детей… Но кажется, что на этот раз все гораздо серьёзнее.

Наверняка все сейчас слышали о теории поколений. Согласно этой теории, каждые 15-20 лет рождаются люди нового поколения, которые обладают отличающимися от предыдущих чертами характера и стремлениями. На смену поколению Z подрастает поколение Альфа – дети, рожденные после 2010 года, года выпуска первого Айпада. Какие они?

Фото: Ученики начальной школы; Из архива Школы НИКА
Фото: Ученики начальной школы; Из архива Школы НИКА

🔹 Это первое поколение, появившееся в 21 веке, в третьем тысячелетии. С этими детьми мы связываем наши надежды на новый, светлый и справедливый мир.

🔹 Это дети, не знающие границ между народами и государствами, быстрые и энергичные, легкие на подъем, способные быстро принимать решения. Они дружелюбны и толерантны, готовы к диалогу, ощущают свою ответственность за нашу планету и ее будущее.

🔹 Это дети, которые легко могут отличить фальшь от правды. У них нет конкретного авторитетного источника знаний, которому можно доверять безоговорочно. Поколение живёт в эпоху, которую называют «информационной эрой», эти дети растут в домах, где Siri и «Алиса» могут ответить на любой вопрос.

🔹Но главная их особенность – технологичность. Они не знают, каким был мир без телефона, интернета и гаджетов, без возможности оказаться на связи в любой момент и получить ответ на свой вопрос в ту же минуту. Скорость обратной связи и развития технологий, в которых живет поколение альфа, поражает. И это их сила и слабость одновременно.

Фото: технологии 21 века; Зеркало мира
Фото: технологии 21 века; Зеркало мира

Возможности – такие, как персонализация, доступность и мобильность, которые дает им современный мир, – с одной стороны, безграничны, а с другой – непостоянны. Мы видим: как только происходит какой-то сбой в системных процессах, эти дети теряются, не понимая, что делать дальше.

Строкова Оксана Викторовна, заместитель директора, руководитель младшей школы:

Как помочь нашим детям стать успешными и востребованными в современном мире?
Этот вопрос будоражит умы наших неугомонных учителей. Педагогический коллектив изучает современные тренды образования, новейшие методики и выстраивают образовательные траектории, которые ведут наших учеников к успешному будущему. Функциональная грамотность детей – новое направление нашей работы.
Фото: Ученики начальной школы; Из архива Школы НИКА
Фото: Ученики начальной школы; Из архива Школы НИКА

Как же научить наших детей действовать в нестандартных ситуациях, ориентироваться в непривычных для них условиях, как подготовить их к будущему?

Сегодня назрела необходимость появления абсолютно нового направления в работе: такого предмета, на котором дети будут учиться применять полученные знания и в школе, и дома для решения нестандартных жизненных задач: некая многограмотность, или функциональная грамотность.

Этот термин был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО более полувека назад, в 1957 году. Выдающийся советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев писал:

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

В понятие «функциональная грамотность» входят читательская, математическая и финансовая грамотность, естественно-научная грамотность и глобальные компетенции, креативное и критическое мышление.

Фото: Ученицы начальной школы; Из архива Школы НИКА
Фото: Ученицы начальной школы; Из архива Школы НИКА

Конечно, такие навыки и умения развиваются постепенно, в течение всех школьных лет. Но начинать необходимо с первого класса. Поэтому педагогами начальной школы НИКА был разработан курс «Функциональная грамотность» для учеников начальной школы.

Это абсолютно новый курс, на котором дети учатся использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач.

На каждом занятии учителя стараются создать для учеников жизненную или игровую ситуацию, в которой дети должны, применяя знания, полученные на уроках, решить несколько проблем. Для этого детям предлагаются источники информации в виде текстов, таблиц, графиков, диаграмм.

Фото: Ученики начальной школы; Из архива Школы НИКА
Фото: Ученики начальной школы; Из архива Школы НИКА

Например,

📗На одном из занятий ребята помогли коту Матроскину и Шарику организовать день рождения для Дяди Федора. Детям понадобилось вычислить нужное количество продуктов для праздничного стола, составить и графически оформить «Правила покупателя», они научились рассчитывать бюджет на покупку и проверять кассовый чек.

Еще один пример:

📗 Что мы видим, когда рассматриваем билет в театр? В первую очередь в глаза бросается время спектакля, цена билета, адрес театра, то есть явная информация.

Но, используя эту информацию, наши ученики сделали много полезных выводов. На одном из уроков ребята совершили виртуальное путешествие в театр. Изучив театральный билет, они смогли определить, в какое время нужно выйти из дома, чтобы не опоздать на представление, каким видом транспорта лучше воспользоваться в этот день, рассчитать бюджет поездки, выбрать вид одежды, ориентируясь на прогноз погоды. Ребята познакомились с программкой спектакля и нашли свои места в зрительном ряду.

Фото: Ученики начальной школы; Из архива Школы НИКА
Фото: Ученики начальной школы; Из архива Школы НИКА

Очень важно развивать и коммуникативные навыки. Во время занятий дети объединяются в группы, чтобы выполнять задание вместе. Так ребята учатся слушать и слышать своих собеседников, принимать чужую точку зрения, аргументировать свои действия, договариваться.

Быстрый и легкий доступ к информации создает иллюзию того, что, если информация найдена, значит, ты ею овладел. Но на деле для правильного применения, понимания, анализа и обработки знаний нужно проделать долгую и кропотливую работу.

Фото: Ученики начальной школы; Из архива Школы НИКА
Фото: Ученики начальной школы; Из архива Школы НИКА

Для того, чтобы быть успешным, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык целенаправленно формируется на каждом из уроков функциональной грамотности.

Авторы публикации:

Строкова Оксана Викторовна, заместитель директора, руководитель младшей школы,

Смирнова Ольга Алексеевна и Небогина Анжела Ивановна, учителя младших классов

Благодарим вас за Ваши "Спасибо"

Подписывайтесь на наш канал - будьте в курсе новостей и событий Обсуждайте с нами актуальные вопросы и интересные темы!

Желаем Вам Радости и Успехов!

ОАНО Школа "НИКА"