Найти в Дзене
Иван Енотов

Река и смерть (1954)

Хотя "Река и смерть" в карьере Бунюэля фильм вполне проходной, принадлежащий к так называемому "мексиканскому периоду", когда режиссер, приноровившись к местной киноиндустрии, штамповал картины как горячие пирожки (по две-три в год), не могу сказать, что это совсем уж халтура.

Во-первых, фильм интересен. Даже с поправкой на то, что он черно-белый и снят в 1954 году, не имеет масштабных сцен или закрученного сюжета.

Во-вторых, тема, которая лежит в основе картины, гораздо шире, чем просто конфликт героев на основе древнего славного мексиканского обычая кровной мести (который разрешается, кстати, не трагедией, как у Шекспира, не в ироническом контексте, как у О. Генри, а вполне психологически). И даже шире, чем противопоставление Архаики и Цивилизации.

В фильме, при всей его простоте, очень правильно расставлены акценты. Главный герой, получив образование и став успешным врачом, пытается уйти от обязанности убивать членов враждебного клана. И одной из ключевых является его фраза: "Я тут не собираюсь ни на кого производить впечатление. Кладбище уже полно нашими семьями, погибшими ради удовольствия этой деревни!" - а также финальная сцена, когда другой персонаж просто разгоняет любопытную толпу зевак, которые преследуют его, жаждя увидеть, чем закончится многолетний конфликт. То есть автор весьма верно обращает внимание, что зачастую в подобных историях главную роль играет не понятия о чести или внутренние обиды, а мнение толпы или вообще жажда зрелища от посторонних наблюдателей, которые порицанием и презрением компенсируют свое разочарование, если они это зрелище или предмет для сплетен не получают. В принципе, оптимальное поведение в такой ситуации - просто быть выше суждений неотесанных деревенщин. Но проблема главного героя в том, что он - т.н. интеллигент в первом поколении, еще не до конца оторван от нравов дикой мексиканской провинции. И, хотя и понимает, что архаичные представления о добре и зле весьма далеки от цивилизованных - "Надо иметь большую смелость чтобы притворяться трусом", но в то же время чувствует за собой определенную вину и зависимость от мнения окружающих, пусть и минимальную.

В итоге же картина оказывается пусть и не шедевральной, но вполне занятной. А в контексте недавних дискуссий о допустимости женского обрезания и прочих апелляций к "старым добрым обычаям" - еще и в определенном плане актуальной.
#рецензия на фильм #луис бунюэль #бунюэль #река и смерть