Ковёр – слово, от которого прямо веет нафталином или, наоборот, какой-то непомерной роскошью. В любом случае, ощущение, что это прошлый век. И сегодня мы вам докажем, это не так.
Героями нового выпуска подкаста стала пара предпринимателей, которые научились делать максимально современные ковры, не только по технологии изготовления и дизайну, но и способу их продвижения. Эльвира Матвиенко и Алексей Токарев основали компанию «Очень стильный ковёр» и своих покупателей нашли через Тикток! Как у них это получилось, слушайте в выпуске №25
Про идею для создания бизнеса:
Ещё полтора года назад мы сами не знали, что такое тафтинг, и что ковры могут быть такими, какими мы делаем их сейчас.
Эля: Однажды я открыла TikTok и увидела, как девушка-американка с помощью какого-то непонятного устройства делает очень классные ковры с необычным дизайном, которых мы ещё не встречали. Этой идеей я поделилась с Лёшей, и мы решили, почему бы не попробовать.
Лёша: Мы задались вопросом, как, вообще, всё это делать, информация находилась с трудом, потому что в России ничего этого не производилось и не продавалось. Мы случайно нашли тафтинговый пистолет на Авито, быстро сторговались и купили его. Собрали рамку, купили ткань, и, спустя несколько месяцев, у нас уже начало что-то получаться.
Про команду:
Сейчас помимо нас работает ещё четыре человека. Есть три мастера, которые бьют ковры, директ-менеджер – девушка, отвечающая клиентам в директе соцсетей. А ведёт соцсети Эля, она занимается созданием контента. Пока трудно представить, чтобы этим занялся кто-то другой. Когда появилась команда, нам стало легче справляться и распределять обязанности. Хотя, на самом деле, создание команды, чтобы облегчить себе жизнь – это очень большой самообман, по крайней мере, в нашем случае.
Про успех в Тиктоке:
Мы пытались делать разный контент, но он не становился популярным. А в Тиктоке всё получилось очень легко, и уже первое видео залетело на миллион просмотров всего за пару дней. Эля просто вышла с тафтинг-ганом в кадр, показала, как делается ковёр, и оно сразу залетело.
Очень быстро начали поступать заказы, нам даже пришлось закрыть директ в Тиктоке, потому что там было очень много сообщений. Мы сразу всех перевели в инстаграм, и пытались как-то вдвоём успевать отвечать на все сообщения, принимать заказы, делать ковры. Сначала Лёша особо не хотел заниматься производством ковров, но мы быстро поняли, что одному человеку с этим не справиться, вот так всё и закрутилось.
Эля: В видео в первую очередь нужно показывать себя, как творца, а уже потом свой продукт. Я делала так в каждом видео – сначала сама появлялась в кадре, а затем показывала, как создаю свои ковры. Людям это нравилось, они могли ассоциировать себя со мной, начинали хотеть создавать такие же ковры, понимали, что если эта девочка может, то и я смогу.
Лёша: Очень важно заинтересовать в начале и стараться удержать внимание зрителя. Нельзя, чтобы за все 15 секунд видео просаживалось по интересности и смотрибельности картинки.
Про самые сложные заказы:
Это был ковер, который состоял из пикселей, было трудно обрабатывать края, так как он весь состоял из маленьких частей. Мы делали его несколько дней подряд и закончили в 6 утра, потому что нужно было успеть к дате, так как это был подарок. Рано утром, после окончания, мы поехали на парковку Меги, чтобы снять там видео, и потом довольные пошли спать.
А ещё очень сложно, когда приходится переделывать ковры в самый последний момент из-за какой-то ошибки, которую невозможно исправить. Но зато на бракованных коврах могут тренироваться новые сотрудники, или мы тестируем на них запас прочности наших изделий.
Про развитие внутри ниши:
Нам нет смысла делать какую-то фабрику по пошиву ковров, потому что каждое изделие индивидуально, это не потоковое производство. Но сейчас, за последние полтора года, очень много людей увлеклось этой идеей. Мы начинали не первые, были ещё ребята. У каждого всё сложилось в разной степени, круто или не очень, но пара основных игроков остались и идут в гору. Появилось много ребят, которые делают что-то своё, очень крутое и ни на что не похожее. Мы всем, кто обращается к нам с вопросами, помогаем. Потому что помним, как тяжело было нам самим в начале разбираться со всеми вопросами. Мы очень рады помочь, особенно когда есть на это время.
Про работу в кризис:
Когда ты увлечен работой, то быстро забываешь, что происходит вокруг, а просто выполняешь свои обязанности. Конечно, несколько месяцев назад, когда всё начиналось, мы испытывали панику. Но потом поняли, что у нас вообще-то есть мастера, работа не заканчивается, заказы все ещё есть, и постепенно ты погружаешься в работу и продолжаешь жить в сложившихся условиях. Безусловно, повестка влияет на моральный дух, но работа теперь не только для себя, а ещё и для команды, и, в любом случае, мы не останавливаемся.
Конечно, сейчас, когда Тикток временно ограничил свои функции, стало сложнее продвигать свой продукт, приходится подстраиваться под механизмы других соцсетей, что бывает сложно. Но у этого есть и плюс: в Тикток приходило очень много заказчиков, которых мы вносили в очередь, но многие из этих заказов были пустыми – когда подходила их очередь, человек «отваливался». Сейчас к нам наконец-то приходят заказчики, которые реально готовы платить и ждать свой продукт.
Лёша: Было очень тяжело работать, когда так резко менялся курс. Опишу одну ситуацию. Мне надо было оплатить заказ на китайской фабрике, всё было посчитано для перевода по определённому курсу. Но решил поужинать сначала, отложил операцию, так как всё равно в Китае была ночь. Думал, что спешить некуда. А когда потом зашёл в PayPal, там обновился курс, и вместо 350 тысяч нам пришлось потратить 450! Очень тяжело такие моменты переживать, получилось, в том заказе мы потеряли почти всю прибыль. Но потом курс (хоть и нарисованный) стабилизировался, мы перешли на другую систему оплаты, платим в юанях и пока всё достаточно неплохо складывается. Если что-то изменится, то опять будем что-то придумывать и подстраиваться.
В любом случае, если к нам придет какой-то интересный заказчик из-за рубежа, мы найдем способы принять оплату и отправить ковер, потому что интересные проекты по коврам для нас важнее, чем продажи, оборудование или ткани.
Про планы и новые реалии:
Сейчас нам важно создать свой сайт. Долго мы не видели необходимости этого делать и верили во всемогущую силу соцсетей. Но приходится подстраиваться под новые реалии. Плюс многим людям проще для заказа нажать на кнопку на сайте, чем писать в директ. Раньше нам хватало заказов в директе, а сейчас придётся цепляться за каждого потенциального клиента и делать бизнес удобным для каждого из них.
Также хотелось бы больше интересных заказов и работы с дизайнерами. Мы хотим писать каждому, кто нам понравится, и, если кто-то откликнется, будем очень рады, потому что создавать что-то совместно с дизайнерами – очень круто.
А ещё хотим сделать свой мастер-класс и приглашать всех желающих сделать ковер для себя. Нас с первых месяцев просят обучать, делать курсы, записывать видео-уроки, но мы до сих пор не дошли, чтобы учить бизнесу в нашей сфере (хотя есть, что рассказать). Пока фокусируемся на мастер-классе по созданию ковриков для себя, чтобы человек заодно классно провёл время один или в компании.
Над текстовой версией работали:
- Виктория Ащук - редактура
- Софья Бочарова - расшифровка