Найти тему

Психотерапевт для восьмилетки

Оглавление

Тебе надо в коррекционную школу!

Мне очень нравится фраза русской писательницы Людмилы Петрушевской: «Дети воспринимают всё как должное». Она много раз произнесла эти слова, когда в одном интервью рассказывала про бедное детство, про то, как ей приходилось попрошайничать, чтобы поесть, про жизнь без мамы. Она очень легко и непренуждённо об этом рассказывала. И совсем не лукавила, ведь в детстве она и правда не думала, что в чём-то ущемлена. Она просто жила свою детскую жизнь.

Нечего есть — ну завтра поешь. Арестовали тётю — ну зато бабушка вон осталась. Живём!

И вот свою учёбу в школе я тоже воспринимала как должное. Конечно, там не было таких крайностей. Но было другое.

Учителя при всём классе смеются над двоечной работой и стыдят ученика? Ну, правильно. Работа же плохая и ошибки глупые. Как ещё Васин поймёт, что нужно готовиться? Да и вот этот оборот: «Тебе бы в коррекционную школу» — ну как он нас забавлял! Какая же Мария Олеговна острая на язык! Моё восхищение!

Травить одноклассника? Да за милую душу! Мы же не знали, что это так называется и что человек от этого страдает. Ну а как ещё относиться к Панову, у которого проблемы с дикцией, сам он весь какой-то несуразный, в школу ходит с пакетом, да ещё и отец у него священник? Да тут целое поле непаханное для приколов и издевательств! А учителя не то, что не препятствуют, они одобряют.

А когда машина сбила одноклассницу, директор пришла и сказала, что нечего гулять в восемь вечера, и что Толокнова сама виновата…Ну, наверное. Чего она гуляет по темноте, в самом деле.

Сиди на стульчике, раз слов не понимаешь

Более того, я уверена, что многие из вас, читая этот пост, подумают: «Ну а что такого? И я так училась. И слышала всё то же самое. И ничего, выросла нормальным человеком».

И я, неосознанно живя по заветам Петрушевской всё детство, тоже воспринимала всё это как должное. Учителя взрослые. А  они всегда правы.

О том, что в этой схеме есть сбои я стала догадываться только когда мой сын сам лицом к лицу столкнулся с государством. А именно — с детским садом и школой (к медицине вопросов реально нет — кроме назначения неэффективных лекарств они никак не вредят людям, да и сама я в ней работаю😂).

Когда я пришла в сад и услышала, как двухлетним детям говорят: «Сиди на стульчике, раз ты слов не понимаешь и бегаешь», — в голове прозвенел звоночек. Постойте, но они же реально могут слов не понимать в два года. Они хотят бегать, играть.

Да, вам нужна дисциплина, но найдите вариант, который всех устроит. Проведите динамичную игру, ведите переговоры, предложите альтернативу. Из этого наказания ребёнок поймёт только то, что его наказали. Но выводы в два года вряд ли сделает.

С садом, к слову, не сложилось. Когда у меня выпадали нерабочие смены, меньше всего мне хотелось вставать в 7 утра и на санках везти ребёнка туда, где его, в случае чего посадят на стульчик. Мы предпочитали лежать и обниматься. Я просто оплачивала квитанции, а ребёнок числился в контингенте сада и приходил на ёлки за подарками.

Я вот что-то сегодня гнобила вашего ребёнка на перемене

А вот школы, очевидно, было не миновать. К ней я была морально готова и рассказы бывалых матерей меня не пугали. Я хорошо училась и знала, что в случае чего и сочинение ребёнку напишу, и эскиз нарисую.

Но как только ребёнок пересёк порог школы в первый раз, меня накрыли флешбеки из собственного детства. А вдруг учитель тоже высмеивала его работу? А вдруг над ним издеваются? А вдруг… А вдруг…

Узнать, всё ли в порядке в школе, практически невозможно, если ребёнок ещё маленький. Потому что он что? Правильно: воспринимает всё как должное. И едкое замечание учителя. И обзывательство. И то, что его кроссовки закинули за шкаф. А классная руководительница вряд ли когда-то наберёт мой номер и скажет: «Здравствуйте, Инга Анатольевна! Я вот что-то сегодня гнобила вашего ребёнка на перемене…».

Забегая вперёд, скажу: мои опасения подтвердились. Сейчас, к концу второго класса, ребёнок проходит психотерапию. Нет, это не буллинг, но это тревожность, которая появилась из-за школы.

О том, как распознать проблему и что с этим делать в итоге, расскажу в следующих постах.

А вы расскажите, как проходили ваши школьные годы? Вспоминаете с теплом или хочется забыть?