После технического осмотра Европейское космическое агентство (ЕКА) рапортовало, что ее марсоход, являющейся частью космической миссии ExoMars, готов к запуску. Но есть маленькая проблема: у марсохода нет ни доступа к Марсу, ни космического корабля, чтобы безопасно доставить его на поверхность. Россия обещала предоставить и то, и другое, но ЕКА разорвало отношения с Россией и отменило запланированный запуск в сентябре. Альтернативы доставки марсохода на Красную планету нет.
Пока ЕКА будет изучать варианты продолжения миссии стоимостью 1 миллиард евро, но даже если агентство сможет заменить российские технологии и оплатить их, вероятна задержка до 2028-2030 года. Ученые планетологи заявляют, что марсоход стоит этого ожидания и миссия останется передовой даже при более поздних запусках в следующем десятилетии.
Вынашивание идеи посадочного модуля ExoMars было непростым. Первоначально это было сотрудничество ЕКА и НАСА, но Соединенные Штаты отказались от участия в 2012 году по бюджетным причинам. Россия присоединилась к проекту, предоставив ракету «Протон» для ее запуска и посадочный модуль под названием «Казачок». Российские ученые также поставили на «Казачка» большую часть приборов, которые формируют сенсорную станцию после приземления на поверхность Марса. Также Россия предоставила, вездеход размером с тележку для гольфа, он может бурить на 2 метра ниже поверхности в поисках нетронутых образцов, которые могут свидетельствовать о прошлой жизни.
Из-за смены участников дата запуска сдвинулась с 2018 на 2020 год. (Возможности запуска на Марс появляются примерно каждые 2 года, когда планеты выстраиваются в ряд.) Но в начале 2020 года трудности с парашютами, предназначенными для замедления спуска в марсианскую атмосферу, привели к еще к двум годам задержки.
На этот раз все оборудование было готово к отправке на российский космодром Байконур, Казахстан. Планировщики ЕКА думали, что учли все возможные подводные камни, но политические волнения в Казахстане отложили доставку оборудования. Теперь ЕКА заявило, что запуск ExoMars в этом году «очень маловероятен», а ранее агентство официально приостановило связи с Россией.
ЕКА сейчас приступает к 3-месячному исследованию, чтобы помочь оценить, что возможно. Если отношения с Россией будут восстановлены быстро, запуск в 2024 году, безусловно состоится, а если нет, то придется заменять оборудование.
В этом случае ЕКА придется заменить несколько критически важных технологий. Одним из них являются радиоизотопные обогреватели (RHU), небольшие капсулы с радиоактивным плутонием-238, которые согревают марсоход в холодную марсианскую ночь. НАСА предоставляло RHU в прошлом, и Великобритания может разработать их позже в этом десятилетии, но других европейских поставщиков нет. У ЕКА есть RHU, оставшиеся от его зонда Huygens, который упал на поверхность Титана в 2005 году, но они имеют более низкую выходную мощность, чем российские.
Еще одна технология — тормозные ракеты, используемые для замены парашютов на последних этапах спуска. В 2016 году ЕКА испытало несколько простых ракет на своем посадочном модуле Schiaparelli, который потерпел крушение при последнем заходе на посадку к Марсу из-за ошибки программного обеспечения.
Дата запуска в 2026 году могла бы быть возможна, если бы ЕКА оказали помощь. НАСА заявило, что ведет переговоры с ЕКА, чтобы узнать, что оно может предоставить. «У НАСА нет миллиарда долларов, чтобы построить ЕКА посадочный модуль», — говорит аэрокосмический инженер Захари Патнэм из Университета Иллинойса в Урбане-Шампейне, который провел многочисленные спонсируемые НАСА исследования систем посадки на Марс.
ЕКА относительно комфортно себя чувствует с другими элементами спускаемого аппарата, опробованными Скиапарелли, такими как теплозащитный экран, парашюты и система наведения и навигации.
У ЕКА также есть готовое решение для запуска: его ракета Ariane 6 находится на завершающей стадии разработки и может быть запущена до конца этого года. Но такие ракеты недешевы, и адаптация ExoMars под новую пусковую установку будет стоить денег. Поддержание космического корабля в готовности и пригодности к полету, работа исследовательских групп — также увеличивает расходы. Кроме того, разработка нового посадочного модуля для ExoMars может стоить столько же денег, сколько и сам марсоход.
Между тем, ЕКА должно разработать еще один марсоход и орбитальный аппарат, которые должны быть запущены в 2027 году и являются частью масштабной совместной работы с НАСА стоимостью 7 миллиардов долларов по доставке марсианских пород на Землю . Пока команда ExoMars рассматривает свои варианты, участники будут нервно курить ожидая ноябрьского заседания совета ЕКА, тогда и будут определены бюджеты и, вероятно, будет решена судьба миссии.
При написании статьи использовался материал интернет издания science
Если вам понравилась статья подписывайтесь на этот канал! Для вас это всего один клик, а для меня огромная мотивация работать его дальнейшим развитием. Заранее спасибо! Хорошего вам дня и крепкого здоровья!
Другие статьи канала на похожие темы: