Старший преподаватель, доцент кафедры азиатской безопасности Школы международных отношений Университета Сент-Эндрюс Крис Огден, автор книги "Авторитарный век: подъем Китая и гибель либерального международного порядка", опубликовал статью, в которой прямо указывает на стратегических просчетах Запада в отношении будущего мироустройства
Запад утверждает, что Россия теперь изолирована международным сообществом. Но на самом деле происходит прямо противоположное. Большая часть мира либо пророссийски настроена, либо нейтральна в отношении спецоперации на Украине. Нейтральная позиция Индии имеет решающее значение для международного баланса сил. И хотя исторические связи Индии с Россией во многом объясняют нынешнюю ситуацию, ее отношение также определяется видением Индии будущего. Вместе с Китаем и Россией Индия стремится положить конец глобальной гегемонии Запада и вступить в новую эру многополярного международного порядка, утверждает Крис Огден.
Хотя с точки зрения Запада может показаться, что Россия превращается в изолированное государство-изгоя, ничто не может быть дальше от истины. На самом деле большая часть мира, с точки зрения людей, остается либо нейтральной, либо пророссийской. На Индию с населением более 1,38 миллиарда человек приходится значительная доля этого социологического дисбаланса. Более того, отказ Нью-Дели осудить военные действия Москвы свидетельствует о значительном сдвиге в глобальном балансе сил, который теперь, похоже, складывается не в пользу некогда доминирующих западных держав.
Позиция Нью-Дели противоречила стратегическим предположениям Запада о том, что Индия является естественной частью продемократического блока. Вместо этого Индия показала себя хитрым хамелеоном на мировой арене, который способен развивать позитивные отношения с целым рядом стран, часто конкурирующих друг с другом. Это также подчеркнуло недостаток западных знаний об индийской дипломатии и стратегии, в частности о ее многополярном видении будущего.
Это будущее предполагает международную систему, в которой ряд различных крупных держав конкурируют за влияние в глобальной сфере, а не мир, где доминирует одна страна (как это является основой нынешнего международного порядка при США). Такая система была бы политически плюралистической, и ни демократические, ни авторитарные режимы не были бы полностью доминирующими. Это означает конец западной гегемонии в глобальных делах и гораздо более сложную и непредсказуемую форму международной политики, безвозвратно нарушающую баланс сил, на который опирается Запад.
Поскольку другие ключевые крупные игроки, включая Россию и Китай, также борются за постгегемонистское, постзападное, многополярное будущее, такая перспектива выглядит еще более реалистичной.
По сути, такое будущее отвечает стремлениям Индии к стратегической гибкости и автономии, в соответствии с которым Нью-Дели не желает ограничиваться давними союзами, а вместо этого стремится к нескольким партнерским отношениям одновременно, даже если они противоречат интуиции с точки зрения стратегического согласования. Более широкий многополярный порядок нормализовал бы такую сложную и, казалось бы, неустойчивую политику, а также исключил бы ситуацию, когда Индия полностью попадет в сферу влияния таких держав, как США или Великобритания.
Отношения Индии с Россией имеют глубокие корни
Индия и Россия имеют глубоко укоренившиеся, прочные и устойчивые отношения, начиная с 1950-х годов. Исходя из первоначальной социалистической ориентации индийской внутренней политики, значительные объемы советской помощи помогли Индии развить автономную тяжелую промышленность и технологическую базу. С этого времени Нью-Дели также получал советскую военную помощь и дипломатическую поддержку в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).
Важно отметить, что Советский Союз сохранял нейтралитет во время индо-китайской войны 1962 года из-за общих настроений относительно намерений Китая. До войны в Восточном Пакистане 1971 года (которая привела к созданию Бангладеш) обе стороны подписали Двадцатилетний договор о мире, дружбе и сотрудничестве, который защищал Индию от осуждения ООН и уравновешивал возникающую тройственную антитезу Исламабад-Пекин–Вашингтон. Успех Нью-Дели в конфликте укрепил основы доверия с Москвой до конца холодной войны.
После окончания холодной войны тесные отношения продолжались. Индия продолжала получать стратегическое преимущество от этих отношений в виде поставок военного оружия: с 1992 по 2021 год Москва поставила Нью-Дели оружия на сумму более 44 миллиардов долларов, что составляет 65% всего военного импорта Индии за этот период. Для Индии эти связи направлены на устранение стратегических дисбалансов с Китаем, обеспечение превосходства над Пакистаном и создание имиджа великой державы. Россия поставляет индийским военным все виды вооружения, в частности эсминцы, фрегаты, подводные лодки, авианосцы, а также танки, артиллерию, бронетехнику и истребители, радары, ракеты.
Помимо военной сферы, дипломатическая защита России через СБ ООН укрепляет претензии Индии в Кашмире и ее превосходство в Южной Азии, в то время как Россия является ведущим поставщиком углеводородов в Индию и крупным инвестором в многочисленные проекты по строительству ядерных реакторов. Партнерство также включает совместные военные операции и технологическое (особенно военное и космическое) сотрудничество. В 2010 году российско-индийские отношения были повышены до уровня “особых и привилегированных”.
К многополярному международному порядку
Очевидная стратегическая синергия видна в продолжающемся сближении индийского и российского мировоззрений в отношении продвижения многополярного, сбалансированного, стабильного и негегемонистского международного порядка. Такой многополярный порядок не будет явно возглавляться одной конкретной страной и не сигнализирует о простой замене США Китаем. Он также не будет включать борьбу за власть исключительно между Пекином и Вашингтоном, но будет включать более широкую и затяжную борьбу за влияние с участием других крупных игроков, таких как Нью-Дели, Москва, Токио и Брюссель. На практике такой многополярный порядок был бы сложным и запутанным, когда ведущие действующие лица сотрудничали бы в одних областях, но сталкивались бы в других, поскольку их стратегические интересы переплетались бы с еще большими угрозами.
Пропаганда такого взгляда широко распространена в таких группировках, как БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-Южная Африка) и треугольнике Россия–Индия–Китай. Его также поддерживают их общие амбиции стать великими державами, содействовать развитию и равенству (с точки зрения достижения паритета с другими ведущими державами, такими как Соединенные Штаты) и стремиться к невмешательству (т.е. отвергать критику всего, что рассматривается как внутренняя проблема любой другой страны, а не только России или Индии, который для Москвы включает Украину, для Индии - Кашмир, а для Китая - Тайвань).
Несмотря на то, что американские мыслители провозглашают окончательный триумф западного либерального международного порядка, знаменующий “конец истории”, в настоящее время существует успешная альтернатива такому видению.
Эта альтернатива успешно реализуется Шанхайской организацией сотрудничества, которая была основана в 1996 году. В настоящее время туда входят Китай, Россия, государства Центральной Азии, а также Индия и Пакистан (которые присоединились в качестве полноправных членов в 2017 году). ШОС является крупнейшим в мире многосторонним союзом. Более того, в экономической сфере, в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций, в 2021 году Китай имел наибольшее общее количество акций с 26,57%, за ним следовали Индия (7,60%) и Россия (5,98%), что еще раз подчеркнуло силу этих государств в борьбе с западными институтами.
Появление новых группировок бросает вызов доминированию западного международного порядка. Но доминирование Китая, России и Индии, грозит стать более авторитарной и нелиберальной системой по своей природе, без презумпции демократии или связанных с ней либеральных ценностей. Тем не менее, авторитаризм не будет активно продвигаться в мире – вопреки тому, как США часто энергично продвигали демократию, - но будет благосклонно принят, что нанесет общий ущерб демократическим силам во всем мире.
Спасибо, что следите за моими публикациями здесь и в Телеграм