Найти в Дзене
Доступная история

Плановая экономика

Плановая экономика – единая государственная экономическая система, которая подразумевает, что любые материальные блага (производственные или природные) располагаются в общественном доступе и ни при каких обстоятельствах не могут быть переданы в чью-либо собственность.
В условиях плановой экономики главную роль играет государство: от его политики зависят цены, зарплаты, объем производства и в принципе наличие в стране товаров и услуг. Жесткий контроль отрицательно сказывается на развитии частного бизнеса, что сводит на нет главный двигатель прогресса — конкуренцию. Классическими примерами стран с таким укладом можно назвать СССР и другие государства, идентифицировавшие себя как социалистические (Китай, Вьетнам, Куба и др.). Плановой экономике обычно противопоставляют рыночную, которая базируется на принципах свободного предпринимательства. В меньшей степени, чем в странах социалистического блока, планирование встречалось и встречается в государствах с рыночной экономикой. Например, во
Оглавление
коротко о пятилетках в СССР
коротко о пятилетках в СССР

Плановая экономика – единая государственная экономическая система, которая подразумевает, что любые материальные блага (производственные или природные) располагаются в общественном доступе и ни при каких обстоятельствах не могут быть переданы в чью-либо собственность.

В условиях плановой экономики главную роль играет государство: от его политики зависят цены, зарплаты, объем производства и в принципе наличие в стране товаров и услуг. Жесткий контроль отрицательно сказывается на развитии частного бизнеса, что сводит на нет главный двигатель прогресса — конкуренцию.

Классическими примерами стран с таким укладом можно назвать СССР и другие государства, идентифицировавшие себя как социалистические (Китай, Вьетнам, Куба и др.).

Плановой экономике обычно противопоставляют рыночную, которая базируется на принципах свободного предпринимательства. В меньшей степени, чем в странах социалистического блока, планирование встречалось и встречается в государствах с рыночной экономикой. Например, во время Второй мировой войны прибегнуть к такой системе распределения ресурсов пришлось всем участникам конфликта, в том числе традиционно капиталистическим США, Великобритании, Франции.

Частично планируют развитие многие страны Запада (Франция, Бельгия и др.). Регулирование проходит в форме диалога с частным бизнесом: вместо четких указаний чиновники и предприниматели составляют схему роста экономики вместе. Такое планирование называется индикативным.

Недостатки плановой экономики

Как мы уже сказали, главную роль в странах с такой системой играет государство. Органы власти ограничивают условия ведения бизнеса (если они вообще есть), что приводит к крайне нежелательным для развития факторам:

  1. Монополия. В странах с плановой экономикой чаще всего отсутствует конкуренция продукции государственных предприятий, у которых есть задача выполнить определенный объем работ за отведенный срок. В таких условиях снижается мотивация повышения качества работы — лучше все равно никто не сделает, так как альтернатив нет.
  2. Консервативность. Любые нововведения — это риск. Поэтому приоритет всегда отдается в сторону проверенных решений, а инновации вводятся только после многолетнего успешного опыта стран с рыночной экономикой. Технологическое отставание от остального мира неизбежно.
  3. Зависимость. Все предприятия подчиняются государственному аппарату и обязаны исполнять даже не самые выгодные и ничем не мотивированные решения и приказы чиновников.

Преимущества плановой экономики

Плюсы у планирования хозяйства тоже есть — поэтому даже страны с ярко выраженной рыночной экономикой время от времени прибегают к планированию. Прежде всего это социальные факторы:

  1. Снижение уровня безработицы. Четкий план предусматривает занятость всего населения, поэтому работы хватит на всех.
  2. Низкая степень расслоения общества. Уровень заработных плат регулирует государство, а каста предпринимателей в принципе отсутствует.
  3. Большое количество социальных гарантий. У государства достаточно ресурсов, чтобы выделить бюджет на поддержку населения. Однако качество этих услуг также регулируется только руководством страны.
Источник: pinterest.com
Источник: pinterest.com

Плановая экономика в СССР

Было бы неверно говорить об одной определенной  «модели плановой экономики СССР», прежде всего, потому что такой модели не было. СССР, как страна впервые в мировой практике строящая плановую экономику, последовательно развивал принципы управления экономикой в зависимости от текущий задач и накопленного опыта.

Можно выделить 3 основных этапа развития плановой экономики в СССР:

А) период становления

Б) мобилизационная плановая экономика

В) косыгинские реформы

А)  Будущая плановая экономика СССР начала складываться еще в РСФСР (до 30 декабря 1922 года). Становление отечественной плановой экономики по праву можно связывать с разработкой и реализацией плана ГОЭЛРО. 15 февраля 1920 года была создана специальная комиссия в составе 18 человек под председательством Г.М. Кржижановского.  В соответствующем постановлении ВЦИК говорилось, что комиссия создается для «научной выработки и последовательному проведению в жизнь государственного плана всего народного хозяйства». А в марте 1920 года было утверждено положение о Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). Менее чем за год комиссия справилась с поставленной задачей и выпустила «План электрификации России», который был одобрен в декабре 1921 года VIII съездом Советов и затем утвержден Совнаркомом. Нужно отметить, что план являлся комплексным документом, охватывающим технические, экономические и социальные вопросы восстановления и развития народного хозяйства на период 10-15 лет.

Для осуществления организации и координации деятельности на государственном уровне при выполнении столь масштабного плана 22 февраля 1921 года при Совете труда и обороны была создана общеплановая комиссия по разработке единого общегосударственного плана. Так была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Первым ее председателем стал Г.М. Кржижановский.

Еще одним ключевым элементом периода становления экономики является Новая Экономическая Политика (НЭП). Началом проведения НЭП в жизнь считается X Съезд РКП(б), который 15 мая 1921 года принимает резолюцию, которая положила начало преобразованиям в сельском хозяйстве. 9 августа 1921 года декретом Совнаркома был принят Наказ совета народных комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики. Ключевыми элементами НЭП были: установление твердого продналога с крестьян, при этом все излишки можно было продавать на свободном рынке, вводился хозрасчет на предприятиях, часть продукции они также могли реализовывать самостоятельно, мелкие предприятия сдавались в аренду, допускалось частное предпринимательство, поддерживалась кооперация и др.

К 1927 Госпланом году был подготовлен первый пятилетний план, главной задачей которого была индустриализация страны. Первая пятилетка была выполнена досрочно, за 4 года и 3 месяца, при этом темпы роста промышленности составили 23,5%. Таким образом, в 20-ых годах плановая экономика в Советском Союзе достаточно успешно сосуществовала с рыночной.

Б) Второй этап развития плановой экономики был обусловлен предыдущим опытом и изменяющейся международной обстановкой. На первый план вышли две внутренние проблемы: недостаточно высокие темпы роста промышленности (для достижения сопоставимого с западными странами уровня) и дефицит инвестиционных ресурсов, кроме того, стремительно ухудшалась международная обстановка.

Для осуществления существенного ускорения темпов индустриализации необходимо было мобилизовать все ресурсы страны для достижения промышленного паритета со странами запада. С этой целью НЭП, а значит и рыночные элементы, были свернуты. Начала ускоренно проводиться коллективизация сельского хозяйства. Все ресурсы страны начали контролироваться и распределяться централизованно. Место рынка в регулировании потоков товаров и ресурсов заняло более детальное планирования. Если ранее разрабатывались только пятилетние и долгосрочные планы, то начиная с 1931 года начали составляться развернутые годовые планы с распределением заданий по кварталам.

Можно констатировать, что новая модель экономики справилась с форсированной индустриализацией, подготовкой к войне, с разработкой атомного и космического проектов, с послевоенным восстановлением экономики страны.

В) Главной задачей косыгинских реформ, которые были начаты в 1965 году, было повысить гибкость существующей экономической системы, дать больше самостоятельности предприятиям, а министерства избавить от давления показателей и выполнения планов любой ценой.

Основные направления реформ:

* совершенствование системы управления хозяйством (перестройка управления по отраслевым признакам, передача больших полномочий на места, внедрение средств автоматизации и др.);

* совершенствование системы планирования (сочетание централизованного планирования с инициативой предприятий в разработке собственных планов, при этом количества централизованно утверждаемых показателей сокращалось);

* совершенствование системы стимулирования экономического производства (введение полного хозрасчета).

Проведенные реформы, хотя они и не были доведены до конца, можно признать успешными. В результате реформ удалось полностью выполнить 8 пятилетку (1966-1970 годы), ускорить темпы экономического роста. В 70-ых годах реформы были постепенно свернуты и не получили должного развития.

К сожалению, реформы, проводившиеся во время так называемой «перестройки» не носили системного, продуманного характера и привели не к созданию следующей устойчивой формы существования экономики СССР, а к ее полному разрушению. Думается, что такой финал был отнюдь не предопределен, ведь за время существования СССР его экономика неоднократно успешно менялась в соответствии с текущими вызовами времени. Причем менялась существенным образом, в частности менялось соотношение элементов чисто плановой экономики и элементов рыночной системы.