"Это хамство! Вы оскорбляете читателей!" Дорогие коллеги-блогеры Дзена, случалось ли вам получать такие комментарии под вполне нейтральными публикациями, которые вы писали в благостном состоянии, не имея намерения кого-то оскорбить?
В обсуждениях часто возникают такие сложные моменты, когда читатели реагируют неадекватно. Что значит "неадекватно"? Это значит, вы делитесь какой-то идеей с аудиторией, не имея никого лично, а вам пишут комментарий так, как будто вы оскорбили лично этого читателя. В психологии это называется "смещение" и является одним из самых распространённых механизмов психологической защиты. Поэтому предлагаю об этом поговорить, чтобы каждый автор мог принять личное решение, как на это реагировать, и что с этим делать.
Что такое психологическая защита, и зачем она нужна
Начнём с азов. Психологическая защита похожа на пластырь. Если есть рана, которая долго не заживает и вызывает боль, человек может наклеить на рану пластырь, чтобы инфекция не попала в кровь и не вызвала заражение. Раны бывают не только телесные, но и душевные. И если у человека есть душевная рана, которая долго не заживает, человек вынужден искать способы, чтобы закрыть эту рану и не чувствовать боли.
Первым, кто описал различные виды защиты от душевной боли, был Зигмунд Фрейд. Именно Фрейд первым сформулировал идею, что существует осознанная часть личности, так называемое "Я", и бессознательная часть, называемая "Оно". "Я" и "Оно" почти не встречаются и находятся в конфликте. И одно из проявлений этого конфликта - борьба между подавленными, неосознанными, запрещёнными желаниями и осознанными потребностями.
Если потребность не удовлетворяется, возникает мучительная эмоциональная нестабильность, которая компенсируется с помощью древнейшего механизма - психологической защиты. Психологические защиты помогают снижать напряжение неудовлетворённости, смягчать внутренний конфликт и ощущать временное и нестойкое, но всё-таки приятное чувство эмоционального комфорта.
Прошу вас обратить внимание на то, что в этой статье я даю ссылки на авторитетные источники, а именно - на статьи психологов, которые помогут болле глубоко разобраться во множестве психологических феноменов, которые важны для понимания этой темы. Например, вы можете более подробно ознакомиться с темой классических психологических защит, а можете расширить представление о защитах, изучив механизмы прерывания контакта, которые являются психологическими защитами с точки зрения гештальт-терапии.
Почему автор вызывает гнев
Гнев - одна из самых табуированных, то есть, запрещённых или не легализованных эмоций. В обывательском представлении гнев - это всегда зло. А в представлении психологов и психотерапевтов гнев - важная функция здоровой психики, помогающая чувствовать свои личные психологические границы и защищать их.
Личные границы - это грань между допустимым и недопустимым, приемлемым и неприемлемым для каждой отдельной личности. Личные границы у всех людей разные. Гнев рождается в личном контакте, когда один человек говорит или совершает что-то недопустимое для второго.
Что же происходит в контакте автора и читателя? Автор не пишет личное сообщение конкретному читателю, он излагает свою точку зрения, учитывая правила публичного пространства, в котором его мнение публикуется. То есть, публикация в принципе не может нарушать чьи-то личные границы, поскольку не является способом контакта личности автора с личностью конкретного читателя. Публикация адресована публике! Но может так случиться, что текст публикации вызвал у читателя сильную эмоцию, как будто слова автора прилетели лично к нему и попали куда бы вы думали? Правильно! В ту самую ранку, прикрытую пластырем!
И тогда у читателя возникает личная боль. Она возникла не потому, что автор его ранил, потому что автор понятия не имеет о ранках и пластырях своих читателей, он просто что-то рассказывает и делится своими мыслями. Но если у читателя есть ранка, боль возникает в том случае, если текст прямо или косвенно связан с внутренним конфликтом читателя, с его спором между "Я" и "Оно". И тогда автор кричит: "Мне больно! В этом виноват автор!"
Увы, автор не при чём. Никто не виноват. Боль случилась задолго до встречи с автором. Просто текст коснулся больного места. Но читатель этого осознать не может, да и не должен, поскольку он не Зигмунд Фрейд, даже не психоаналитик, не психолог и не психотерапевт. Он просто кричит и винит во всём автора. В этот момент и возникает агрессия в адрес автора и его текста.
Что же смещается, когда читатель злится на автора?
А вот теперь самое интересное! Автор с помощью текста, вызывающего гнев, помогает читателю встретиться со своей бессознательной частью, со своим "Оно". В момент возникновения гнева из тёмных глубин подсознания вылезает старая боль, та самая, из-за которой случилась рана, и пришлось наклеивать пластырь на душу.
Гнев у читателя самый настоящий. А вот адресат гнева - вовсе не автор, а кто-то другой, тот, с кем у читателя есть личный конфликт. Тут мы и сталкиваемся с интереснейшей формой психологической защиты - смещение. У психолога Марии Загорской она описана как вторичная психологическая защита и числится под номером 10.
Самый простой и популярный пример смещения - когда начальник оскорбил отца семейства, тот пришёл домой и накричал на жену, жена наказала ребёнка, а ребёнок разорвал в гневе плюшевого мишку.
Мишка вообще ни в чём не виноват! Если бы папа смог корректно справиться со своим гневом, то есть, признать его, сообщить о своём гневе начальнику в вежливой форме без оскорблений, мишка остался бы цел. Да и ребёнку не влетело бы по первое число. Но мы уже сказали в самом начале, что гнев в обществе табуирован, обыватели не знают различий между токсичным разрушающим других гневом и здоровым гневом, позволяющим защищать свои границы. Именно поэтому отец семейства не размещает свой гнев в тех отношениях, где он родился, считая это опасной практикой, а вместо этого смещает свой гнев с начальника на жену.
То же самое происходит в отношениях читателя и автора. Поскольку автор - это "плюшевый мишка", он не адресует никаких посланий лично каждому из читателей, а является неким развлекающим персонажем, ему достаётся смещённый гнев, который неизвестно где и в каких отношениях родился.
У большинства читателей есть накопленная доза неразмещённого, непереработанного, а порой даже непризнанного гнева. И если текст становится триггером, то есть, стимулом, катализатором, гнев взрывается и прорывается наружу.
Вернёмся к Фрейду. У личности, сливающей гнев на автора, есть неудовлетворённая потребность в гневе, которая родилась в реальных отношениях. Но заявлять о своём гневе живому человеку, стоящему рядом, смотрящему в глаза - и страшно, и общественная мораль запрещает. Гнев уходит в бессознательную часть и, затаившись, ждёт удобной публикации и автора для битья.
Бить плюшевого мишку и агрессировать на писателя - безопасно. А главное - возникает ощущение облегчения. Ведь токсичная эмоция утилизируется, то есть сливается, на автора, как в помойку.
Что может сделать автор?
Вариант первый, самый здоровый - зачищать пространство, защищая свои личные психологические границы. Автор пишет публике, а агрессия на него льётся от определённого читателя, который вообразил, что текст адресован лично ему, поэтому нужно вступать в бой. В этом случае уместно не вступать в контакт с читателем. Можно оставить токсичный комментарий без ответа, но если автор считает, что токсичный комментарий создаёт прецедент и показывает допустимость нездоровой реакции для следующих комментаторов, его можно убрать. Не будем забывать принцип стокгольмского синдрома и желание сливаться с агрессором.
Вариант второй - вступить в контакт с читателем и показать ему свои личные психологические границы. "Такое поведение недопустимо для моего канала. Оно является оскорбительным и обесценивающим меня, как автора. На моём канале недопустимо оскорблять, навешивать ярлыки и переходить на личности". Лично я в основном использую этот вариант. Этот вариант, кстати, предполагает признание своей злости, гнева и агрессии в ответ на незаслуженные оскорбления. Не забывайте, что агрессия имеет здоровую защитную функцию. Размещайте агрессию в тех отношениях, где она родилась, чтобы после общения с подписчиками не избить любимую кошку или собаку по принципу смещения.
Вариант третий - прийти в ужас от содеянного, начать рвать на себе волосы, присвоить себе все навешанные читателями ярлыки, испытать чувство вины и стыда, удалить публикацию, принести извинения всему народу и покаяться. Это позиция Жертвы в треугольнике Карпмана.
Я искренне желаю своим коллегам-блогерам не позволять ставить себя в позицию Жертвы, не играть в токсичные игры с читателями и подписчиками и трепетно относиться к своим личным психологическим границам. Защита границ, которая не допускает навешивания на авторов ярлыков - основа самоуважения. А если вы себя уважаете, то и вас будут уважать.