Интересные новости, однако, просачиваются к нам со всех уголков света. Настолько интересные, что даже сложно представить, к чему они приведут. Но давайте по порядку.
После 24 февраля...
После 24 февраля я постоянно думал о том, что газотранспортная сеть Украины вот-вот будет разрушена. Если не в первые часы наступления, то в первые дни. Если не в первые дни, то в первые недели.
Почему я так думал?
Потому что остановка этой сети мгновенно загоняла бы экономику Европы в шоковое состояние, когда от поставок газа вроде бы никто не отказывается, когда газа в теории просто до черта, но получить его никак нельзя. Да, там оставалась возможность прокачки газа через другие ветки, но мощностей этих трубопроводов для полной компенсации украинской ГТС однозначно бы не хватило. Разумеется, адекватный выход из данной ситуации виделся только один - европейцы должны были со слезами на глазах укусить самих себя за волосатые йайки, после чего разморозить СП-2.
Почему этого так и не было сделано?
На самом деле, ответ чрезвычайно прост - кто бы что ни говорил, а у нас во власти есть люди, которые умеют думать головой, а не эмоциями (как ваш покорный слуга). И знаете, что отличает в текущей ситуации нас от Запада? Мы еще ни разу не выстрелили себе в ногу, совершая какие-то идиотские телодвижения. Вместо этого вся наше внешняя экономика направлена на компенсацию ущерба от санкций, пополнение бюджета и защиту активов.
Именно поэтому никто не стал трогать рабочую схему с поставками газа в Европу. Зачем что-то трогать, если это приносит огромную прибыль? И зачем форсировать процесс запуска СП-2, если для этого сейчас нет никакой особой необходимости?
В итоге Европа получала газ, мы получали деньги, а Украина получала и газ, и деньги. Парадоксальнейшая ситуация, отлично демонстрирующая вечный принцип - "война-войной, а обед по расписанию".
Но сейчас все начало меняться
Первым важным пунктом стало даже не отключение одной из украинских веток ГТС, а то, что европейцы все же начали открывать счета в Газпромбанке. Начали открывать, начали платить - с огромным трудом, с огромным нежеланием, но все же начали. Почему это важно в рамках текущего вопроса? Потому что Европа впервые немножечко прогнулась по действительно ключевому экономическому моменту. А если она прогнулась один раз, то может прогнуться снова.
Вторым важнейшим моментом стало то, что Украина решила перекрыть газовый клапан на своей территории, заблокировав одну из веток и снизив поступление газа в Германию примерно на треть (встречал именно такие данные).
Зачем, почему и для чего это было сделано?
А вот знаете, на эти вопросы у меня нет ответа. Газпром сообщает, что станции полностью исправны. В течение двух предыдущих месяцев транспортировке газа вообще ничего не мешало. Все шло в штатном режиме, но кому-то захотелось этот режим нарушить. Вот так.
Давайте оценим возможные последствия
Украина попросту станет получать меньше денег за транзит. Но поскольку ей сейчас оказывается серьезная финансовая помощь, этими потерями можно пренебречь. Ничего страшного не случится.
РФ станет получать меньше денег. Однако это не столь критично, поскольку другая часть денег поступать все равно будет, а дефицит газа создаст ажиотажный спрос и повышение цен. Я разбирался в структуре контрактов Газпрома, они сложные, их не выкладывают в открытый доступ, но по некоторой просочившейся информации стоимость поставляемого газа действительно зависит от текущей рыночной цены. Она повышается и понижается не сразу, но через несколько месяцев удорожание газа однозначно отразится на том, сколько денег получает ГП. То есть, ничего особо критичного для РФ не произошло.
А как дела у Европы? А там ценник снова пошел наверх. Внезапно.
Знаете, что самое забавное?
Буквально несколько дней назад я выложил статью про возможность введения газовых квот. Но я предполагал, что квоты будет вводить РФ. По факту же их ввела Украина - непонятно зачем, непонятно для чего и непонятно против кого.
Давайте вернемся к СП-2
В данный момент Украина начала делать то, о чем я думал еще пару месяцев назад. Причем взяла на себя те функции, которые должна была (по моим оценкам) выполнять РФ.
Вдобавок к этому, мы решили больше не прокачивать газ через Польшу (могу ошибаться, но вроде видел такую информацию). То есть, количество путей доставки газа резко сократилось буквально за одну неделю.
И здесь нужно отметить еще две вещи:
Первое - в данном случае не играет никакой роли тот факт, что Газпром перенаправил одну из веток СП-2 на внутренние нужды. Согласно европейским запретам, мы все равно могли прокачивать в ЕС газ лишь по одной из двух веток. То есть, это нейтральная информация.
А вот то. что процедура банкротства европейского оператора СП-2 внезапно затормозилась и в ближайшем будущем может обернуться вспять - вот это действительно очень интересно.
Не удивлюсь, если гордые европейцы все же найдут способ куснуть себя за мохнатые бубенцы и запустить-таки СП-2. Ибо, как говорится, Winter is coming.
Всем бобра =)