Страх — это эмоция или чувство, возникающие из-за ощущения опасности.
Человеку свойственно познавать что-то новое, задавать серьезные вопросы и этот проект нацелен ответить на один из них.
Все чего-то боятся. Но есть ли то, чего боятся все? Что страшнее всего на свете? Гром, тени, быть сожжённым заживо? Нет. Это также не высота, не иголки, не змеи, не пауки и не акулы. Всё это может пугать некоторых, безусловно, но не всех. Нам нужна вещь, предмет, действие, идея, которые гарантированно вызовут страх и панику в любом, независимо от возраста, пора, культурной принадлежности, способностей и даже нервной системы. Чтобы узнать, что страшнее всего, мы должны узнать всё о страхе.
В первую очередь, страх — это природный инстинкт, который позволяет человеку заранее знать о надвигающейся опасности.
Большинство страхов – психические, возникшие после травматического опыта. Психология относит их к отрицательным эмоциям. Постоянные фобии вызывают синдром навязчивых состояний, тревожность и др. сильные психические заболевания.
Врач и психолог А. И. Захаров дал определение этому слову: «Это аффективное (чрезмерно эмоциональное, гиперболизированное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека». Александр Иванович отмечал, что основа страха – инстинкт самосохранения. Он имеет защитный характер, сопровождаемый изменениями нервной деятельности. Из-за этого изменяется пульс, частота дыхания, артериальное давление.
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда относит страх к базовым эмоциям. Согласно теории, страх – врожденный эмоциональный процесс, с мимическим проявлением и четким субъективным переживанием. Причиной считается воображаемая или реальная опасность. Он призывает организм к реализации избегающего поведения. Страх перед чем-то новым, необходимость выйти из зоны комфорта, имеет общее происхождение со стремлением человека к порядку и постоянству. Психолог Фриц Риман отмечал, что некоторые индивиды составляют план на жизнь так, как будто жизнь бесконечна, мир постоянно стабилен, а будущее видно, как на ладони. Что является полной иллюзией.
Путь к порядку и постоянству у людей такого типа зачастую сопровождаются тревогой, опасением рисков, боязнью чего-то нового, неопределенности планов и резких изменений в жизни. Карен Хорни, американский психоаналитик и психолог, определила это чувство как страх потери баланса. Некоторые психологи отмечают: источник аналогичных фобий –представление о том, что новая, неизвестная ситуация в большинстве своем – неприятная. Следственно, можно выделить совокупность близких по своей сути страхов. Их объединяет боязнь новизны, изменений в жизни и открытого пространства.
Однако большинство, если не все страхи, сводятся к единому страху первобытного характера—боязни смерти.
Откуда он берется?
Как и все чувства и эмоции, страх берет свое начало в мозге.
Чтобы лучше понять, как это происходит, рассмотрим нейрологическую картину происходящего.
В физиологических проявлениях страха ключевую роль играет гипоталамус. Именно здесь запускается реакция «бей или беги», сопровождающаяся повышенным сердцебиением, потоотделением, сухостью во рту и напряжением мышц. В формировании долговременной памяти задействован гиппокамп. А ключевую роль в запоминании пережитого страха играет поясная зубчатая извилина гиппокампа, причем ее работа связана с сознательной оценкой страха. В височной доле каждого полушария расположена группа собранных вместе ядер, составляющих миндалевидное тело, которое осуществляет координацию сознательного чувственного опыта и физиологических проявлений эмоций, особенно страха. Нарушения в работе миндалевидного тела вызывают у людей различные формы патологического страха и других эмоциональных расстройств. Уже выяснена принципиальная схема поступления информации о безусловных и условных раздражителях и запускания миндалевидным телом сигналов, вызывающих реакции страха.
Когда органы чувств фиксируют угрозу, миндалины велят гипоталамусу сказать надпочечникам, чтобы те начали качать гормон адреналин в кровь. Выброс адреналина, как правило, сопровождается увеличением кровяного давления, что дает возможность увеличить приток крови к отделам мозга, что существенно усиливает его активность. Подобные изменения помогают человеку быстро концентрироваться на проблеме и находить пути ее решения. Помимо того, увеличившийся уровень гормонов стресса способствует учащению сердцебиения и поступлению в кровь из гликогена печени дополнительного объема глюкозы.
Изменения в организме, которые происходят по причине выброса адреналина, обеспечивают его дополнительной энергией. Поэтому даже уставший человек под влиянием «стрессового» гормона чувствует прилив сил и бодрости.
Для чего он нужен человеку?
Если бы страха не существовало, человек бы просто не выжил. Цель страха у людей и вообще всех животных — способствовать выживанию. В ходе эволюции человека люди, которые боялись правильного, выжили, чтобы передать свои гены, из-за чего черта страха и реакция на него были отобраны эволюцией как полезные.
Древние люди, избегавшие опасности и прожившие достаточно для того, чтобы дать потомство, стали нашими предками. Они заселили мир такими существами, как мы, — организмами, которые инстинктивно избегают и враждебно воспринимают потенциально опасные ощущения. Такие ощущения, как боль, тошнота, асфиксия и потребность дышать. Нам неприятны эти ощущения, и чтобы их невзлюбить, нет нужды учиться. Даже новорожденному младенцу они неприятны, поэтому их можно назвать «врожденными враждебностями».
Страх — это ожидание врожденных враждебностей. Страх чего-либо можно связать с одной из врожденных враждебностей.
Большинство из нас больше не борются за свою жизнь в дикой природе, но страх — это далеко не устаревший инстинкт. Сегодня он служит той же цели, что и позавчера, когда мы могли натолкнуться на дикого зверя, занимаясь собирательством. Более современное решение не идти ночью коротким путем через пустынный двор основано на рациональном страхе, который способствует выживанию. Изменились только стимулы, но сегодня мы в такой же опасности, как и сотни лет назад, и наш страх защищает нас точно так же, как и тогда.
Помимо инстинкта, у людей есть и другие факторы, связанные со страхом. Так, люди обладают «даром предвкушения»: мы ожидаем ужасные вещи, которые могут произойти, то, о чем мы слышали, читали или видели по телевизору. Большинство из нас никогда не сталкивались с авиакатастрофой, но это не мешает нам сидеть в самолете и бояться. При этом ожидание пугающего стимула может вызвать такую же реакцию, как и его переживание, — это также является эволюционным преимуществом. Те люди, которые, почувствовав дождь, ожидали молнии и оставались в пещере, имели больше шансов не получить удар электричеством в тысячи вольт.
Всё, чего мы боимся, как-то связано со смертью. Ведь для этого и нужен страх— чтобы избегать её и выживать. Поэтому мы всё еще существуем как вид сегодня.
Самые часто встречаемые страхи.
За всю историю человечества появлялись все новые и новые страхи, однако, существуют фобии, встречаемые особо часто.
Никтофобия (боязнь темноты) — самый популярный страх современности, не имеющий ни возрастных, ни гендерных различий. Никтофобия проявляется в виде панического состояния не перед самой темнотой как таковой, а теми страшными картинами, которые воображение нарисовало на ее фоне. Если боязнь темноты, как это часто случается, не проходит в детском возрасте, неконтролируемая никтофобия может стать пусковым механизмом для сердечно-сосудистых патологий и нарушений центральной нервной системы.
Акрофобия (страх высоты) — второй по популярности, поражающий психику более 7% всего населения планеты. Акрофобия проявляет себя в виде безотчетной тревоги в ситуациях, провоцирующих невроз: авиаперелет, путешествие по канатной дороге, взгляд из окна высотного здания. По словам больных, во время приступов паники они не могут контролировать ни свои мысли, ни действия, а некоторые из них борются с навязчивым желанием прыгнуть вниз, хотя в повседневной жизни склонность к суицидальным поступкам у таких людей отсутствует.
Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства). Страдающие этим расстройством испытывают в замкнутых помещениях целый спектр негативных эмоций — от незначительного учащения пульса до обморочных состояний. По статистике, около 5–7% населения Земли страдают тяжелой формой клаустрофобии, сопровождаемой приступами паники — при этом симптомы расстройства таких людей могут быть спровоцированы даже ношением тесной одежды или излишне тугим галстуком.
Редкие фобии.
Ранее, рассмотрев основные страхи, которые пугают большинство, интересно услышать о самых редких фобия, которые встречаются у людей. Некоторые из них могут казаться шуткой, однако для владельцев этих страхов они вовсе не смешные.
Сомниофобия (страх сна). Сомниофоб боится спать, потому что сон для него равносилен смерти. Этот вид страха возникает и у тех, кто боится потери контроля над собой в сонном состоянии либо по причине регулярных кошмаров. Также есть сомниофобы, боящиеся потери времени, по их мнению, происходящей во сне.
Коулрофобия (боязнь цирковых клоунов). Чаще всего она появляется у детей в результате явлений массовой культуры в виде фильмов ужасов об ужасных клоунах, комиксов и т.д. Есть известные артисты, на полном серьёзе страдающие коулрофобией: например, Дэниел Рэдклифф и Джонни Депп. Свой страх они объясняют тем, что за маской, скрывающей истинное лицо клоуна, невозможно понять его настоящие намерения, которые могут оказаться заведомо дурными.
Хилофобия. Люди испытывают непонятный страх, когда видят лес или деревья. Как и боязнь клоунов, он часто возникает в детском возрасте, когда ребёнок слышит страшные сказки о злобных деревьях или обитателях леса. Хилофобы «со стажем» боятся даже зайти в парк, где есть деревья, не говоря уже о настоящем лесе. Даже мысль об этом способна спровоцировать у пациента приступ панической атаки.
Что является самым главным страхом человека?
Страх— это чувство, которому мы учимся в ответ на то, чего, по мнению нашей миндалины, лучше избегать, потому что так или иначе это может привести к нашей кончине. Но как насчет людей, у которых нет миндалины?
Речь идет о пациентке SM (иногда упоминается как SM-046). В десять лет она лишилась миндалины из-за очень редкой генетической болезни. А поскольку у нее нет миндалины, она не может научиться ощущать угрозы, подвергающие её жизнь опасности. Исследователи даже специально показывали ей классические страшные вещи вроде пауков и змей, домов с привидениями и фильмов ужасов, но она не проявляла страха в ответ на какую-либо из них. Долгое время учение считали SM живым доказательством того, что без миндалины мы не способны чувствовать страх вовсе.
Но потом один эксперимент все изменил.
Ученые уже много лет знают, что отсутствие кислорода может вызвать головокружение или даже, возможно, эйфорию, прежде чем вы упадете в обморок. Но повышенные уровни двуокиси углерода (углекислого газа) в крови вызывают страх, панику и тревогу. Пациентка SM согласилась вдохнуть концентрированный CO2. Её мозг истолковал повышение уровня CO2 в её крови как доказательство асфиксии, к которой мы испытываем врождённую враждебность. Как обычно, исследователи ожидали, что SM не почувствует страха. Но впервые за её взрослую жизнь она почувствовала чистой воды ужас. В течение следующего года ученые нашли в Германии двоих пациентов с редкими болезнями и дисфункцией миндалины и провели тот же опыт—они вдохнули CO2. Они отреагировали так же—паникой. Исследователи считают, что реакция борьбы и бегства у пациентов с дисфункцией миндалины была вызвана нейронами, чувствующими CO2 в эволюционно более старых участках мозга, таких как средний мозг или, даже, ствол мозга, которые контролируют более первичные физиологические функции, и, поэтому, если мы хотим напугать даже тех, чей мозг не способен на страх, нам нужна внутренняя реакция организма на повышение двуокиси углерода в крови. Но история на этом не заканчивается. Исследователи обнаружили в SM кое-что ещё более странное. Когда контрольная группа людей с функционирующими миндалевидными телами вдыхала углекислый газ, они демонстрировали более низкую реакцию страха, чем пациентка.
Почему?Этот вопрос привел к потенциально революционному переосмыслению роли миндалины в страхе. Исследователи всё ещё считают, что миндалина учится выявлять опасности вне организма, чтобы он мог на них реагировать, но, когда дело доходит до внутренних опасностей, она может подавить рефлекс страха.
Контрольные объекты знали, что участвуют в безопасном добровольном эксперименте, так что их миндалины могли сказать другим частям мозга: «Успокойтесь. В теле всё плохо, но реальной внешней опасности нет, так что расслабьтесь. Паника не поможет, смысла в ней нет».
Подводя итог, я хочу ответить на поставленный мною в начале работы вопрос.
Если вы хотите вызвать сильнейшую панику у большинства людей, вам не нужно сливать воедино все возможные категории страшных и неприятных вещей. Вам нужно только два фактора.
Увеличить уровень CO2 в крови человека и подвергнуть его внешнему риску, который он считает причиной. Утопление. Пытка погружением в воду. Принудительное вдыхание CO2.
Это всё вариации одной-единственной страшнейшей вещи.
Повышение двуокиси углерода в крови по причине неконтролируемой внешней опасности.