Найти в Дзене
Better call me

«Носферату, симфония ужаса». Интересно ли немое кино поколению нулевых?

Для меня, как для человека, родившегося в эпоху современного кинематографа, было довольно необычно видеть на экране абсолютное молчание, бесцветную картинку и отсутствие спецэффектов. Я не питала особых иллюзий, что досмотрю фильм до конца, и для меня стало открытием то, что на протяжении всей картины я, затаив дыхание, буквально не отрывала глаз от экрана. Возможно, из-за того, что приходилось читать субтитры, однако по окончанию фильм оставил о себе приятное впечатление и желание с головой окунуться в кинематограф начала 20 века. Чем же так хорош «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Мурнау? Фильм особенно придётся по душе поклонникам ужасов, в особенности, тематики мистики и вампиризма, ведь «Носферату, симфония ужаса» - самая первая официальная киноадаптация знаменитой «Дракулы» Брэма Стокера, которая претерпела ряд изменений из-за отсутствия авторских прав на экранизацию. Так, граф Дракула стал графом Орлоком, Джонатан Харкер - Томасом Хуттером, Мина Хакер – Эллен Хуттер, а Ван Хел

Для меня, как для человека, родившегося в эпоху современного кинематографа, было довольно необычно видеть на экране абсолютное молчание, бесцветную картинку и отсутствие спецэффектов. Я не питала особых иллюзий, что досмотрю фильм до конца, и для меня стало открытием то, что на протяжении всей картины я, затаив дыхание, буквально не отрывала глаз от экрана. Возможно, из-за того, что приходилось читать субтитры, однако по окончанию фильм оставил о себе приятное впечатление и желание с головой окунуться в кинематограф начала 20 века. Чем же так хорош «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Мурнау?

Фильм особенно придётся по душе поклонникам ужасов, в особенности, тематики мистики и вампиризма, ведь «Носферату, симфония ужаса» - самая первая официальная киноадаптация знаменитой «Дракулы» Брэма Стокера, которая претерпела ряд изменений из-за отсутствия авторских прав на экранизацию. Так, граф Дракула стал графом Орлоком, Джонатан Харкер - Томасом Хуттером, Мина Хакер – Эллен Хуттер, а Ван Хельсинг – Бульвером.

-2

В сам сюжет также были внесены корректировки, отчего зрителю, хорошо знакомому с стокеровской вселенной, будет интересно наблюдать за происходящим, даже зная историю от и до. Орлок, например, в отличие от Дракулы, не превращал своих жертв в вампиров, а убивал их, заставляя людей думать, что на город пала чума. Также Орлок не мог находиться на солнце, днём он крепко спал, в то время как "оригинальный" Дракула мог спокойно разгуливать под палящим солнцем, лишь теряя часть своей силы. Концовка тоже становится сюрпризом, ведь, в отличие от книги, Орлок умирает от солнечного света, а нет от охотничьего ножа. И это далеко не все различия.

-3

Сама атмосфера фильма наводит на зрителя страх, и я с уверенностью могу сказать, что фильм 1922 года утёр нос большинству современных ужастиков. Музыкальное сопровождение, использование негатива в кадре, немного нелепый для нашего времени и одновременно жуткий грим актёров в сумме дали ту самую атмосферу леденящего ужаса, способного вызвать мурашки. Стоит отметить отличную игру Макса Шрека, исполнившего роль Орлока. Именно его образ стал по-настоящему культовым, а некоторые сцены с его участием до сих пор переснимаются, буквально цитируя их. Кстати говоря, чтобы лучше передать «мёртвость» графа, Макс Шрек ни разу не моргал в кадре, что дало желаемый эффект и выглядело по-настоящему пугающе.

-4

Порой казалось, что актёры немного переигрывают, но это характерная черта немого кино, чтобы лучше передать эмоции героев, поэтому к такой экспрессии быстро привыкаешь.

Кино отлично от других историй о вампирах тем, что здесь Орлок предстаёт перед зрителем как абсолютное зло. Ему не симпатизируешь и не сочувствуешь, а вид самого графа вызывает лишь отторжение. Таким персонажем может похвастаться, разве что, Дракула Тони Броудинга 1932 года. Даже в самой известной экранизации Дракулы с Гэри Олдманом в главной роли граф предстаёт перед нами как весьма романтичная натура, способная не только кровожадно убивать, но и очаровывать. Я уж не говорю о вампирах в современности, где одни сплошные красавцы с тонкой душевной натурой. За оригинального книжного Дракулу Фридриху Мурнау огромный поклон.

-5

Подводя итог, хочется посоветовать всем хоть раз глянуть немое кино. Конечно, мы никогда не поймём, как чувствовал себя зритель, впервые видя на большом экране самое настоящее чудо – движущуюся картинку, но мы можем попытаться проникнуться атмосферой старого времени и давно ушедшей культуры. Ведь, как говорится, молчание – не показатель того, что нечего сказать, а сказать режиссёрам тех лет хотелось многое, ведь с появлением кинокамеры кинематограф представлял из себя непаханое поле идей и возможностей.