В доме Брокаров царил переполох. Хозяин дома нередко спал беспокойно, вскакивал посреди ночи, бросался к столу, на котором тлел фитилёк керосиновой лампы, хватал карандаш и корявыми знаками, понятными только самому Генриху, записывал формулы будущих парфюмов.
Начало здесь👇
Но в эту ночь хозяин напугал и супругу, и челядь, когда посреди ночи из его спальни раздались крики:
- Нашёл! Нашёл!
Перепуганная и ещё сонная мадам Брокар накинула халат поверх ночной рубашки, взяла свечу и вышла в коридор. Из-за угла со стороны лестницы выглядывали обеспокоенные лица прислуги.
- Анри! - Шарлотта постучалась в дверь и вошла в спальню мужа. - Что случилось?
- Я его нашёл, Шарлотта! - вдруг шёпотом, но с чувством произнёс Генрих Брокар и посмотрел на супругу.
- Нашёл! - снова воскликнул он.
Генрих стоял около стола и потрясал листом бумаги, исписанным закорючками, геометрическими фигурами, формулами, стрелочками и названиями цветов на латыни. Глаза парфюмера блестели в тусклом свете керосиновой лампы, как два бриллианта.
- Вот здесь, - он потыкал в лист бумаги пальцем, - бесценное сокровище!
Голос Генриха дрожал от волнения.
- Что случилось, Анри? - повторила свой вопрос Шарлотта.
Её супруг снова потряс листком, затем приложил его к сердцу и произнёс, чётко выговаривая каждое слово:
- Я. Нашёл. Идеальный. Аромат.
Грузная фигура Генриха Брокара плюхнулась в кресло. Он что-то исправил в записках и - счастливый - выдохнул:
- Я его нашёл...
Сбылась давняя мечта французского парфюмера - во сне он создал новый букет для духов, где одновременно переплелись его воспоминания
о родной Франции с лёгким флёром парижского шарма и восхищение новой родиной - Россией, открывшей Брокару широчайшие возможности для реализации своих планов, где прочитывались особенные нотки, свойственные зажиточной, ярмарочной Москве.
И если Муза посетила Брокара ночью, то утром его ждала лаборатория
на фабрике "Товарищество Брокар и Ко", где парфюмер начал воплощать сон в реальность.
Генрих Брокар всё своё свободное время проводил в лаборатории, куда допускались только самые доверенные лица, из которых - его правая рука и одарённый парфюмер Огюст-Мишель.
Брокар торопился. Он был в возрасте. Здоровье подводило. Генрих чувствовал, что времени у него оставалось мало, а успеть надо было много. Но предприимчивый парфюмер был уверен в своём успехе.
И вот в назначенный день Великой Княгине Марии Александровне преподнесли необычный подарок - изящную вазу с букетом роз, ландышей, фиалок, нарциссов и других благоухающих цветов.
- В чём же необычность подарка? - спросите вы. - Ну, цветы и цветы...
Дело в том, что каждый цветок был мастерски выполнен из цветного воска, походил на настоящий и имел родной аромат. Причём, мелодия аромата была настолько идеально подобрана, что в комнате повисло облако нежнейшего парфюма.
- Передайте месье Брокару, что он превзошёл самого себя! - восхитилась Мария Александровна.
Слова Великой Княгини в скором времени передали французскому парфюмеру. И добавили, что духам тут же было дано название - "Любимый аромат Императрицы", которое весьма подходило новому изобретению Брокара.
Именно в тот день решилась судьба мечты французского мастера, и Генрих Брокар сотоварищи стал поставщиком Его Императорского Двора.
И именно в этот день быль начинает обрастать легендами
Сами историки путаются с датами, когда была преподнесена ваза
с восковыми цветами, и, главное, кому:
- в 1864 году Марии Александровне, дочери Александра II;
ИЛИ
- в 1913 году Марии Фёдоровне, супруге Александра III и матери императора Николая II, когда в России праздновалось 300-летие дома Романовых, а Брокар уже покоился во Франции - в фамильном склепе
под Парижем.
Получается, что тогда аромат мог быть создан Шарлоттой, супругой Брокара и Огюстом-Мишелем, его учеником. Кто-то уверен, что духи "Любимый букет Императрицы" были придуманы исключительно Огюстом-Мишелем, который взял за основу старую рецептуру своего учителя.
* * *
В 1917 году в новой республике никого не интересовал вопрос,
кому принадлежало изобретение каких-то там духов с враждебным монархическим названием. Фабрику национализировали,
а "Товарищество Брокар и Ко" переименовали в "Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат №5".
Советской власти в наследство досталась парфюмерная империя,
которую создал Генрих Брокар и прославил на весь мир. Все высококвалифицированные работники, в том числе парфюмер
Огюст-Мишель и художник-график Андрей Евсеев, приняли революцию, остались на фабрике и начали работать на новую власть - поставлять мыло на фронт. Гражданская война была в самом разгаре. Ни о каких-либо опытах и открытиях в парфюмерии не было и речи - всё для фронта!
В 1921 году по стране прошла реорганизация многих отраслей.
И "Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат №5" влился под крыло треста "Жиркость", объединившего несколько косметических
и парфюмерных производств.
Представляете состояние Огюста-Мишеля, когда после творческой работы как художника по ароматам тебе приходиться варить мыло
для Республики Советов, для которой важно количество кусков гигиенической продукции на душу населения, а эстетическая составляющая уходит на второй, третий... двадцать пятый план.
Да ещё это пугающее название - "Жиркость"...
Эстет в душЕ, Огюст-Мишель не мог смириться с "жиркостью"
и, преодолевая страх, решился на невозможное. Он записался на приём
к тогдашнему директору комбината товарищу Звездову, предложил вернуть комбинату статус парфюмерной фабрики и...
- И назвать "Новая заря", - волнуясь от собственной смелости, предложил Огюст-Мишель и нервно вытер лоб носовым платком.
Андрей Звездов на минуту задумался, нахмурив брови. Затем его лицо расплылось в улыбке.
- А ведь здорово придумано, товарищ Мишель! Действительно "Новая заря", - Звездов в знак согласия рубанул рукой воздух. - Это ж новая заря во всём подымается! Новая жизнь - значит, новая заря!
С этим предложением товарищ Звездов отправился к всероссийскому дедушке Михаилу Ивановичу Калинину, как его ласково называла вся страна. Дедушка - дедушкой, а балерин очень даже любил помацать между партийными делами.
Впрочем, вернёмся к теме статьи.
Михаил Иванович выслушал пламенную речь молодого коммуниста
и, по совместительству, директора мыловаренного комбината №5
в составе треста "Жиркость", выступившего с рацпредложением присвоить его предприятию название "Новая заря". И получил добро.
А так как имени Огюста-Мишеля не прозвучало в речах Звездова,
то именно ему и приписываются все лавры.
Так что снова выходят непонятки - Андрей Звездов? Или всё-таки Огюст-Мишель придумал столь звучное и своевременное название?
Но, по сути, сейчас это уже не так важно. А важно то, что 1 ноября 1922 года в столице нашей Родине городе Москве появилась парфюмерная фабрика "Новая заря".
И тут дореволюционная легенда начинает перемешиваться уже с советскими домыслами
Но об этом - в следующей статье. Так что не расходитесь - ПРОДОЛЖЕНИЕ
Статьи, которые вам обязательно понравятся👇
#история парфюмерии #история российского государства #история ссср в деталях #интересный факт #дзен лента
Всегда рада читателям, лайкам и подписке
на мой канал - это вдохновляет автора!