Найти в Дзене
Психолог Чернышев

Я хочу уйти весело! Сказала мне мама. Наша семья в недоумении от ее решения.

- Как подумаю о том, что меня ждет смерть, начинается такое сердцебиение, что я не могу успокоиться. Умом понимаю, что это неизбежно, но это мне не помогает справиться с ужасом небытия. Но моя мама побила все рекорды нормального человеческого восприятия смерти. Оксана Валерьевна попросила консультацию. Она случайно нашла распоряжение по похоронам ее 90-ти летней мамы и была обескуражена. Ее мама, большой оптимист и очень яркий человек, с крепким и сильным характером, попросила в своем прощальном распоряжении кремировать ее тело и устроить большой и яркий праздник ухода в другой мир. Веселая музыка, радостные нарядные гости и много - много еды. Никаких слез и трагедии. Главный аргумент мамы - она прожила большую и яркую жизнь. Многого добилась, наделала много ошибок, набралась опыта и мудрости и теперь отчетливо понимает, жизнь ценна смертью. Поэтому последний путь должен быть такой же яркий, не омраченный слезами и печалью, как и рождение новой души. Оксана Валерьевна совершенно не с

- Как подумаю о том, что меня ждет смерть, начинается такое сердцебиение, что я не могу успокоиться. Умом понимаю, что это неизбежно, но это мне не помогает справиться с ужасом небытия. Но моя мама побила все рекорды нормального человеческого восприятия смерти.

Смерть - невесомость.
Смерть - невесомость.

Оксана Валерьевна попросила консультацию. Она случайно нашла распоряжение по похоронам ее 90-ти летней мамы и была обескуражена. Ее мама, большой оптимист и очень яркий человек, с крепким и сильным характером, попросила в своем прощальном распоряжении кремировать ее тело и устроить большой и яркий праздник ухода в другой мир. Веселая музыка, радостные нарядные гости и много - много еды. Никаких слез и трагедии. Главный аргумент мамы - она прожила большую и яркую жизнь. Многого добилась, наделала много ошибок, набралась опыта и мудрости и теперь отчетливо понимает, жизнь ценна смертью. Поэтому последний путь должен быть такой же яркий, не омраченный слезами и печалью, как и рождение новой души.

Оксана Валерьевна совершенно не согласна с тем, чтобы превращать похороны любимой мамули в карнавал. Даже если это ее заветное пожелание. Она попросила поговорить с мамой и уговорить ее поменять свое пожелание о похоронном ритуале. Аргументы: нельзя нарушать многовековые традиции, смеяться и радоваться на похоронах - кощунство, родные и близкие не поймут.

Я даже сказала ей, пытаясь ее отговорить, чтобы она собрала себе похоронное, как делают все нормальные старушки. Она засмеялась и сказала, что ей все равно. Ведь дети рождаются голыми, смерть такая же, как и жизнь. В неё нужно уходить смело и открыто.

Я отказался консультировать пожилую женщину. Поговорил с Оксаной Валерьевной. Почему? Да потому, что ее мама уже вполне определённо высказалась о том, что и как она хочет. Ее этот вопрос уже не беспокоит. Заволновалась и в нерешительности сама Оксана Валерьевна. Принять решение мамы ей было очень не просто. После нескольких моих вопросов она призналась. Больше всего ее смущает то, что придется устраивать праздник вместо поминок. Что скажут родные и соседи. Всем не объяснить, что такова родительская воля. У нее никак не складывалась картинка в голове, что, как и зачем делать.

Но ведь дело не только в том, что делать, а в том, чтобы принять мамино решение, поверить в него и следовать ему. Вопрос к психологу был именно таким.

Приятие смерти - вопрос весьма нетривиальный. Особенно, если это касается любимых и важных людей. К нему всегда очень сложно подготовиться. Ещё сложней принять то, что родного человека никогда уже не будет рядом. Этот сложный процесс осознания реальности принято проходить в нашей культуре через психологически сложный ритуал похорон, прощания, оплакивания, сожаления и примирения. Он создает ощущение отрыва живущих от ушедших. Мама Оксаны Валерьевны, нарушая общие правила, хочет привнести в общую грусть и прогнозируемую печаль - долю своей жизни. В которой она жила насыщенной и интересной судьбой. Ее желание превратить похороны в праздник - ответ на счастье и радость, в котором она прожила.

Разве она не имеет на это право?

Оксана Валерьевна ушла домой в глубокой задумчивости. Через несколько дней она перезвонила.

Мама права, - сказала она. Я выполню просьбу. Она достойна самого лучшего. На семейном совете мы решили, что будем праздновать ее рождение. Вместо смерти. Мама сказала, спасибо, дети. Я знаю, что хорошо вас воспитала.