Родственники -опекуны Сережи Уточкина в отчаянии закатывали глаза и вздымали руки к небу. Сирота, сын купца второй гильдии, заика, наконец! Должен себя понимать, прилежно учиться в Коммерческом училище, а не тратить силы и время на какой-то новомодный «спорт». Страшно подумать, что из парня выйдет!
Почтенные одесские коммерсанты, конечно, не могли знать, что из Сергея Уточкина выйдет уникальный спортсмен-универсал и легенда российской авиации. Что он прославит в веках свою фамилию и родную Одессу.
Когда спорт еще не был бизнесом
Кончался век XIX, и наступающий XX нес с собой моду на спорт и технические новинки. Сергея Уточкина интересовало всё, что несло соревновательный элемент или элемент освоения нового. В биографии Уточкин писал, что достиг успеха в 15 спортивных видах. Считал, кстати, что особыми талантами не обладает – только целеустремленностью и трудолюбием.
Плавание, бокс, гребля, конькобежный спорт, борьба, фехтование, теннис – это только то, в чем он завоевал звания чемпиона Одессы. Сергей выигрывал парусные регаты. Прыгал с парашютом. Освоил водолазный костюм и роликовые коньки. Принимал участие в велогонках, мотогонках, автогонках. Изучил экзотические виды борьбы. Организовал в Одессе футбольную команду, сломав традицию, по которой футбол считался уделом исключительно англичан.
Любимый сын Одессы-мамы
До начала «авиакарьеры», коньком Уточкина был велосипед. Известен на этом поприще Сергей был всей Европе, не говоря же о том, что в родном городе его знали буквально все.
«Два кумира имеются в Одессе, - так писал А.И.Куприн,- бронзовый Дюк и рыжий заика Уточкин, любимец женщин, рыбаков, уличных мальчишек, всей публики».
Тренировки любимца горожан представляли собой настоящие перфомансы. Бег наперегонки с трамваем. Победа велосипедиста над всадником, а бегуна на роликах – над велосипедистом. Головокружительные спуски на всем, что движется, по Потемкинской лестнице.
Одним словом, Уточкина одесситы полюбили настолько, что даже подражание его заиканию стало модным шиком. А сам Сергей в 1907 на целый километр поднявшись в небо на воздушном шаре, «заболел авиацией». Тем более, что уже через год братья Фарман построили первый биплан, вскоре распространившийся по всему миру.
Популяризатор авиации
«Фарман» в Одессу привез банкир Ксидиас. На нем Уточкин и полетел впервые. Затем выкупил самолет и начал ездить по России с показательными турне.
Он был первым летчиком, пролетевшим над Москвой. Газеты писали: «Такого громадного числа зрителей мы не видели даже на Дерби, еще больше было тех, кто бесплатно смотрел полеты с Ходынки».
И, кстати, присутствующий там основоположник аэродинамики профессор Жуковский писал, что явно видит в Уточкине врожденную способность авиатора.
Вдохновитель молодых авиаконструкторов
Позже были показательные выступления в Киеве, Минске, Гомеле, Петербурге, Бердянске, Баку, Тбилиси, Орле, Нежине, многих других городах. И всюду главными зрителями была восторженная молодежь, гимназисты, многие из которых благодаря Уточкину потом свяжут свою жизнь с авиацией. Сухой, Королев, Нестеров, Ильюшин, Поликарпов, Сикорский, Микулин, Бериев – это лишь малая часть тех, кто распахнутыми глазами наблюдал над тем, как «не просто птица парила над нами, но человек!»
Сергей Уточкин совершил больше 150 показательных полетов! ъ
«Я поднимался над полями, пирамидами, сборами, морем. Четырежды разбивался насмерть и бесчисленное количество раз «по пустякам». Я авиатор!» - так он писал о себе.
Путешествие из Петербурга в Москву по воздуху
Этот перелет 1911-го вошел в историю. Уточкин принял в нем участие в числе 12 смельчаков. Как писали «Русские ведомости»:
«Трое в конечном итоге не полетели, один сломал в падении машину, трое разбились, четверо безнадежно застряли в пути, только один достиг цели».
Было бы символично, если бы этим «одним» стал Сергей Уточкин. Но нет. Его самолет упал после того, как миновал Новгород, сам пилот получил травму. Долетел летчик А.Васильев.
Однако на маршруте произошла история, подтвердившая право Уточкина быть легендой. Один участник, чей самолет был сломан, отказался отдать свои остатки топлива и масла другому претенденту, севшему рядом, сказав: «Я не долетел, и ты не долетишь». Уточкин же в сходной ситуации не только отдал Васильеву свой запас, но еще и помог тому запустить пропеллер, несмотря на свое ранение. За благородство люди полюбили его еще больше!
Печальный конец
Страстным и чрезмерно возбудимым человеком был Сергей Уточкин. Получая постоянные травмы во время своей спортивной карьеры, он постепенно пристрастился к морфию, бывшему основой болеутоляющих. Потом познакомился с другими наркотиками.
Тяжело повлияло на него и крушение во время перелета «Петербург-Москва». Результат– нервное, а затем и психическое расстройство. Бабель писал:
«Его заел не то кокаин, не то морфий. Бедняга Уточкин стал сумасшедшим».
Он умер в петербургской больнице, от воспаления легких, на сороковом году жизни.
Но ведь правда, даже такой нехороший финал не в силах унизить, пусть и короткую, но ослепительно яркую, вдохновляющую жизнь самого известного пионера российской авиации?