Термин «фотография» появился в 1839 году (от др.-греч. φωτός «свет» и γράφω «пишу») и с тех пор не изменил своего основного смысла – светопись, если дословно. От камеры-обскуры Ньепса через плёнку до CMOS BSI и от пинхолов сквозь монокли до сверхсветосильной оптики с линзами экзотической геометрии — всё нацелено на то, чтобы максимально контролируемо уловить и записать нужное нам изображение в требуемом качестве. И если за способами фиксации/записи мы, благодаря усилиям маркетологов компаний-производителей оборудования, довольно внимательно следим, то свет, зачастую, выпадает из области нашего внимания и интересов и остаётся, как бы это ни звучало, тёмным делом.
Нельзя объять необъятное и про все виды света в фотографии рассказать невозможно в рамках одной заметки, тем не менее, мы попытаемся обсудить некоторые нюансы освещения в отдельно взятом фотонаправлении — в макро. Почему в макро? Есть несколько причин.
Про свет в студийном портрете информации много, вплоть до подробных схем готовых сцен. Бери и практикуй. Если нет своего оборудования — не беда, можно пойти «тренироваться на кошках» в арендную студию и планомерно и уверенно добиваться желаемого результата, оттачивая своё мастерство в постановке света. В пейзажах есть «золотой» и «синий» час, которые объективно существуют и с завидной регулярностью случаются. Научиться ловить свет тут тоже просто, главное не проспать и не опоздать. С макро всё иначе, если не сказать интереснее.
Во-первых, сам макромир довольно непривычен взгляду обывателя, а это во всех смыслах развязывает руки фотохудожнику в плане освещения и ждать милости от природы совершенно не обязательно. Можно имитировать «правильный», привычный свет или окунуться в пространство экспериментов. У зрителя нет записанных в подсознании «шаблонных» паттернов освещения объекта, из серии «солнечный свет – это сверху, свет снизу – это странно», а значит, нет и дискомфорта при рассматривании макрокадра, всё будет одинаково хорошо. Зато возникает вопрос к тому, как размесить осветитель на сцене, и важную роль играют небольшие габариты и вес источника.
Во-вторых, сама освещаемая сцена, как правило, очень небольшого размера, особенно мощного света здесь не требуется, и хватит прибора, обеспечивающего освещенность примерно в 400 люкс. Самый очевидный источник света в фотографии — импульсная вспышка — не всегда умеет давать достаточно слабый импульс, в то время как приборы постоянного света могут обеспечить неяркую подсветку, без пересвета.
Третья особенность закономерно вытекает из второй: поскольку сам снимаемый объект небольшой, то для получения мягкого света с размытой границей тени, достаточно источника относительно скромной площади, впрочем, это работает и в обратную сторону: свет легко можно сделать гораздо более жёстким, отодвигая его от снимаемого объекта.
Безусловно, в жанре макро можно использовать и импульсный свет, если он имеется, но довольно часто бывают ситуации, когда он избыточен, а диапазон его регулировок часто ограничен, да и способов размещения в снимаемой сцене мало, ввиду больших габаритов. В такой ситуации небольшие источники постоянного света будут и нагляднее, и мобильнее, и проще в эксплуатации. Конечно, существуют специально предназначенные для макросъемки кольцевые и многоголовочные вспышки, крепящиеся на объектив, но для художественной фотографии их свет слишком скучен. Они больше подходят для технических поджанров макрофотографии.
Яркий пример светильников, отлично работающих в макрофотографии, — Joby Beamo Mini или Manfrotto Lumimuse. Эти приборы питаются от встроенных литий-ионных аккумуляторов, которые можно подзарядить от пауэрбанка по USB в «поле». Все они весят до 160 г, у всех у них есть возможность крепления на стандартную «фотографическую» резьбу ¼ дюйма, а это значит, что даже на самом маленьком гибком штативе, вроде Joby GorillaPod 325, они отлично залезут под какой-нибудь листик в лесу. Со старшими моделями Lumimuse 8 и Lumimuse 8 BT идет в комплекте еще и миниатюрная шаровая головка, позволяющая удобно устанавливать направление луча на любой опоре.
Нет под рукой штатива или держателя? Joby Beamo Mini можно без опасений опустить не только во влажную траву, но даже и под воду: он полностью защищен от проникновения воды. Толщина корпуса любой модели Manfrotto Lumimuse не превышает 2,8 см, а значит их можно поместить под самый крохотный весенний цветок.
Температура света всех этих приборов приведена к нейтральному дневному — 5600 К (5100 K у Joby Beamo Mini). На практике же фотографу может понадобиться теплый свет, а, возможно, окрашенный в какой-нибудь яркий цвет. В комплекте со всеми Manfrotto Lumimuse поставляются теплые фильтры, способные понизить цветовую температуру. Они крепятся на приборы с помощью удобной рамки держателя. Отдельно можно приобрести комплекты цветных фильтров для расширения творческой палитры доступных оттенков освещения. При желании, по рамке впоследствии можно вырезать нужную насадку из любого листового гелевого фильтра.
Ну и вишенкой на этом «макроторте» будет то, что все эксперименты со светом в описываемом жанре доступны 24/7 и бюджетны (даже по современным меркам). В ход могут пойти как упомянутые выше решения известных брендов, так и обычный мобильный телефон с фонариком – всё ограничивается лишь вашей фантазией. Со специализированными источниками будет проще и удобнее сформировать нужный световой рисунок. В макросъемке, кроме художественного, есть ещё техническое макро и фотоохота, но это, как говорится, совсем другая история.
Смелее экспериментируйте и удачных кадров!