Найти тему

Места литературные: Чем может удивить «тульский Шпицберген»?

Оглавление

Мало кто знает, но в Тульской области среди густых лесов и бесконечных полей спряталась деревня с очень необычным названием — Грумант. Для Центральной России гораздо привычнее какое-нибудь Рождествено или Александровка — а тут такое непривычное русскому уху слово.

Откуда же появилась под Тулой такая деревня, а также причем тут Лев Толстой и самовары — расскажем в нашей новой статье.

Перенесемся в далекий 11-ый век. Именно в это время датчане и поморы активно осваивают воды Белого моря и открывают острова, впоследствии ставшие архипелагом Шпицберген. Но само это название, означающее буквально «острые горы» (с нидерландского spits — «острый», bergen — «горы»), придумал лишь спустя почти 500 лет известный мореплаватель Виллем Баренц. А пока это просто огромная каменистая территория без конца и края. Первооткрыватели острова считали, что где-то далеко на севере он соединяется с уже известной им Гренландией, а значит является ее частью. Так новую местность и назвали — Grönland. А русские поморы адаптировали слово на родной язык — получилось Грумант. Так и осталось в мировой географии два названия одного и того же места: Шпицберген и Грумант.

Это понятно, но причем здесь Тула?

-2

Помимо пряников и самоваров, Тульская область знаменита еще и своим легендарным уроженцем — писателем Львом Толстым, который родился и прожил большую часть жизни здесь, в своем имении в Ясной Поляне. Эти земли он получил от матери, а та — в качестве приданого от своего отца, генерала екатерининских времен князя Николая Сергеевича Волконского. Князь некоторое время служил генерал-губернатором в Архангельском крае и, вернувшись домой, решил в память о суровых северных землях переименовать одну из своих деревень. Так в трех километрах от Ясной Поляны появилась деревня Грумант (ударение на первый слог).

Николай Сергеевич Волконский
Николай Сергеевич Волконский
Кстати, именно дед Толстого по материнской линии стал прототипом князя Болконского в романе «Война и мир». У него, как и у книжного героя, был особняк в Москве, который сейчас считается домом Болконских.
Мы писали о его истории в этой статье.

Сам Лев Николаевич бывал в Груманте и оставил такие воспоминания:

«Место было прелестное, и не только пить там молоко и сливки с черным хлебом, холодные и густые, как сметана, и присутствовать при ловле рыбы, но просто побывать там, побегать на гору и под гору, к пруду и от пруда было великое наслаждение…"

Современное состояние

-4

Близость к Ясной Поляне лишила деревню столь мощного потока туристов, но и здесь есть, что посмотреть. Рядом с деревней находится большой парк-отель с конноспортивным клубом, прудом с рыбами, баней и горнолыжным слоном.

Там же на территории отеля есть и уникальный частный музей самоваров и бульоток. В нем более 600 экспонатов, рассказывающих историю появления в России одного из главных символов русского духа — самовара. В 2018-ом году музей даже вошел в Книгу рекордов России как самая большая частная коллекция самоваров.

Один из самоваров коллекции музея
Один из самоваров коллекции музея

В музее можно также нарядиться в костюмы времен Л.Н. Толстого и сделать незабываемые фото в интерьерах дворянского дома. А детей особо заинтересуют мастер-классы по розжигу самовара, росписи керамической игрушки или приготовлению леденцов и пряников.

-6
-7

Деревня с необычным названием и музей самоваров находятся в двухстах километрах от Москвы по трассе М2.

Приятных вам литературных путешествий!

Если понравилась статья, поставьте лайк и читайте также: