Найти тему
African kids

Рак — смертный приговор африканским детям?

«Все думали, что рак — это 100% смерть, и правда выживших было немного. Но позже мы поняли, что некоторые из видов онкологии излечимы, и дети быстро идут на поправку» — поделился доктор Фредрик Чите Асирва — создатель и руководитель обучающей программы для врачей, медсестер и фельдшеров, в том числе из самых удаленных районов страны. Его работа в Кении привела к значительному улучшению доступа к педиатрической онкологической помощи. Количество пациентов, которые проходят лечение по его программам, выросло с 400 человек в 2011 году до 10 000 человек в 2017 году.

Глобальная инициатива ВОЗ по борьбе с детским раком, начатая в 2018 году, должна была привести к дополнительному спасению одного миллиона жизней к 2030 и к достижению 60% уровня выживаемости больных детей во всем мире.

Согласно статистике, 80% маленьких пациентов с онкологическими заболеваниями в развитых странах успешно проходят лечение, в то время как в странах с низким уровнем дохода смертность превышает эти же самые 80%. В Африке на выделенные небольшому количеству врачей гранты развернулись кампании по борьбе с детской онкологией, результаты которых не заставили себя долго ждать — показатели медленно и верно стали приближаться к европейским.

2018 запомнился как год, когда надежды на лучшее будущее для онкобольных детей начали воплощаться в реальность, но так, к сожалению, длилось недолго.

-2

По данным регионального бюро Всемирной Организации Здравоохранения около 30 000 детей в странах Африки к югу от Сахары умерли от рака во время пандемии COVID-19 в 2020 году. Решительные меры по предотвращению распространения коронавируса и повышенное внимание систем здравоохранения к реагированию на пандемию привели к сбоям в других основных медицинских услугах на континенте. Особенно сильно пострадали раковые больные — только 20 из 54 опрошенных африканских стран проводили клиническое лечения и диагностику больных детей.

Цифры пугают, поскольку детские онкологические заболевания излечимы, если их обнаружить на ранней стадии и обеспечить комплексную терапию. Частое и систематическое посещение клиник является обязательным процессом в борьбе с онкологией, но ограничения на поездки привели к тому, что многие просто не смогли добраться до больницы вовремя.

-3

В Эфиопии были введены ограничения на деятельность немногочисленных центров лечения рака, в соседней Кении онкологические учреждения были открыты всего несколько часов в день. В Нигерии пандемия оказала значительное влияние: были приостановлены все скрининги, а также резко возросла стоимость лечения и ухода.

Наоми Отуа из Ганы — бабушка 10-летнего Джеймса однажды заметила, что с мальчиком происходит что-то неладное: желтушные глаза и сильная худоба. Она первая забила тревогу и в конце концов у Джеймса диагностировали острую лимфобластную лейкемию, наиболее распространенную форму рака, которая диагностируется у 400 000 детей и подростков во всем мире. Джеймсу удалось вовремя начать химиотерапию, которую он проходит на протяжении последних трех месяцев. «Его состояние значительно улучшилось», — сказала г-жа Отуа, добавив: «Я очень этому рада».

-4

По оценкам, ежегодно в Гане у 1200 детей в возрасте до 15 лет развивается рак и только 20-30% несовершеннолетних получают необходимое лечение, так как расходы на него не покрываются национальной системой медицинского страхования. Средняя стоимость составляет около 1000 долларов; при лейкемии он может доходить и до 7000 USD, поэтому из-за нехватки средств около 50% пациентов бросают лечение на полпути.

В Сенегале цифра заболевших варьируется от 800 до 1200 ежегодно, при этом 45% всех случаев онкологии связаны с одним из трех основных типов: лейкемией, нефробластомой и ретинобластомой. Правительство Сенегала при поддержке партнеров стремится переломить эту тенденцию и спасти как можно больше жизней. Некоторые из мер включают 50% государственную субсидию на лечение рака у детей в больнице Аристид Ле Дантек, снижение стоимости некоторых анализов и операций, а также бесплатное предоставление некоторых противораковых препаратов. Прекращение лечения является ключевым фактором высокой смертности, так, например, в Кении и Замбии показатели отказа от лечения составляют 54% и 46% соответственно.

-5

В среднем на континент лекарства от рака поступают по более высоким ценам по сравнению со странами той же Латинской Америки, имеющим аналогичный уровень дохода и заболеваемости. Эта ситуация еще больше усугубляется слабой инфраструктурой и неэффективной практикой закупок медикаментов и оборудования.

Согласно новому отчету онкологической комиссии Lancet, ежегодная смертность от рака в странах Африки южнее Сахары может достичь 1 миллиона к 2030 году, что почти вдвое больше чем в 2020, когда умерли более чем 520 000 человек. Прогнозируется, что без оперативных вмешательств заболеваемость раком удвоится к 2040 году и составит более 1,4 миллиона случаев в год. В том же 2020 около 4,2% всех новых случаев онкологических заболеваний в мире зарегистрировано в Тропической Африке. Распространенность заболевания в регионе в настоящее время составляет 56,3 случая на миллион, и, согласно текущим прогнозам, половина мировых значений детской онкологии к 2050 году будет приходиться именно на черный континент.

-6

Различные структурные ограничения в системах государственного здравоохранения многих африканских стран усугубляются социально-культурными факторами, включая низкий уровень образования и распространенность традиционных верований.

Помимо неудач в самом лечении, отказа от него и нехватки детских онкологов, многие больные не посещают медицинские учреждения до тех пор, пока заболевание не разовьется до той стадии, когда медицина уже бессильна. Высокие расходы на транспорт и проживание, выбор традиционных целителей вместо врачей с клинической подготовкой, отсутствие участия в научных исследованиях, низкий уровень образования матерей и опасения по поводу лечения — вот некоторые из причин по которым ребенок попадает в больницу слишком поздно.

-7

Одним из наиболее важных факторов, определяющих неэффективность лечения и отказ от него, является отсутствие подготовки медицинских специалистов по детской онкологии во всех странах южнее Сахары, кроме четырех (Южная Африка, Уганда, Танзания и Гана). Тридцать одна страна сообщает, что у них нет квалифицированных детских онкологов, вместо этого детей лечат простые врачи и медсестры. В основе комплексного подхода лечения онкобольных детей должна лежать не только доступность качественного медицинского обслуживания для большинства населения, но и усиление работы гражданского общества и правительственных организаций, а также участие благотворительных фондов.

Мы уже неоднократно писали о судьбах маленьких африканцев, на чью долю с самого рождения выпадает огромное количество бед и невзгод, но рак среди них как проклятие, ставящее большой и жирный крест на их будущем. Во всем «цивилизованном» мире страшный диагноз, несмотря на ужас, страх и слезы родителей, дает и некоторую надежду на благоприятный исход, и только в большинстве стран Африки он оглашает несчастным смертный приговор.