На законодательном уровне сегрегация стала незаконной в США уже более пятидесяти лет назад. Но во многих частях государства американцы разного цвета до сих пор так и не стали соседями: они пользуются разными школами, магазинами и даже церквями. Сегодня, на фоне кампании BLM, эта проблема становится предметом интереса политиков и учёных – а также не покидает сферу общественной дискуссии, отголоски которой слышны по ту сторону океана.
Сегрегация вместо интеграции?
Посетив США, можно убедиться собственными глазами, что представители разных рас по тем или иным причинам не общаются между собой. Соответственно, проблемы остаются нерешёнными.
По данным последней переписи населения США, сегрегация между чёрными и белыми снижается в крупных городах, но по-прежнему остаётся серьёзным дезинтегрирующим фактором для американского общества. Чтобы достичь идеальных показателей, свыше половины темнокожих должны будут покинуть свое традиционное место жительства; лишь в этом случае интеграция будет полной и достаточной.
Некоторые исследователи считают, что сегрегация в области социума и экономических вопросов имеют тесную взаимосвязь; темнокожие в США в значительно большей мере сталкиваются с экономическими проблемами и живут в бедных районах. И это не вопрос случайности. Некоторые вещи, приведшие к нынешнему положению дел, десятилетиями были частью государственной политики, прямо запрещавшей неграм селиться в некоторых районах.
Характерным примером тут будет Канзас-Сити – один из наиболее сегрегированных городов Юга. В западной части полно огромных и просторных домов с террасами, которые выходят на просторные дворы с белым штакетником и подъездными дорогами. Тут дорогая недвижимость и живут обеспеченные люди. На востоке речь идёт о щемящей бедности, заброшенном жилье и заколоченных окнах. И это не исключение, а правило.
«Красная черта»
Созданием этой ситуации Америка обязана мерам правительства, принятым ещё в тридцатых годах прошлого века; в соответствии с ними, действовал запрет на приобретение недвижимости в ряде районов. Когда федералы стали гарантировать ипотечные кредиты, чтобы подстегнуть развитие экономики по программе Рузвельта, были введены строжайшие правила насчёт мест, где можно было получить ипотечный кредит.
Разумеется, негритянские и китайские, мексиканские и другие кварталы меньшинств были зоной повышенного риска. Агентам не рекомендовалось давать их жителям деньги – что перекрывало доступ на рынок жилья. Подобная практика именовалась «красной чертой», поскольку именно чернилами такого цвета помечались районы проживания меньшинств. Практика сохранялась вплоть до 60-х годов, была запрещена в 70-х, но сохраняется кое-где и по сей день.
Не говоря уже о том, что своё дело она сделала. Банки продолжают учитывать фактор расселения при определении платежеспособности ипотечного заёмщика, просто облекают это в другие слова. Само собой, в бедных районах есть проблемы с преступностью, хорошими школами, не пахнет джентрификацией и инфраструктурой для молодых высокооплачиваемых специалистов.
Другой фактор, который перекрывает афроамериканцам доступ к жилью – ограничения в контрактах на аренду. До 1948 года можно было отказать человеку в покупке или аренде просто потому, что он темного цвета кожи. Действовали ограничения и против мексиканцев или евреев.
Бегство белых
После завершения Мировой войны эти нормы способствовали формированию районов с гомогенным белым большинством, которые стремительно возникали по всей стране. Это явление получило название бегства белых.
Пиковым для сегрегации по жилищным вопросам в США считается 1970 год, когда огромное количество афроамериканцев стали перебираться в пригородные районы и города Юга, которые были покинуты ими по мере отмены рабства.
Именно на старом-добром Юге, где было принято держать чёрных невольников, уровень разделения сегодня один из самых низких в стране. Так, агенты по недвижимости показывают своим небелым клиентам дома лишь в заранее определённых районах. С учетом того, что агент годами работает с одним и тем же районом или несколькими районами, нежелание подселять к «дорогим» белым клиентам потенциально проблемных «цветных» понятно. Но считается проблемой в США, причём – проблемой расистской.
Есть мнение, что чернокожие довольны появлением в местах своего компактного проживания белых, но у последних появление нетипичных соседей вызывает беспокойство и желание либо вытеснить чужаков, либо перебраться в другой квартал. По данным статистики и исследований, цветным действительно показывают меньше вариантов, чем англосаксам. Это означает, что принятый более сорока лет назад закон, призванный выстроить справедливые правоотношения в сфере недвижимости, так и не стал работать правильно и в полную силу.
Некоторые надежды в этой сфере связаны с именем Джо Байдена, который обещает продолжить курс Обамы на снижение барьеров и ввести дополнительные меры в целях интеграции и снижения дискриминации. Но это касается только государственных девелоперов; частники могут строить что им вздумается и торговать этим по тем правилам, какие они сами для себя введут.
Хотя изначально закон предусматривал, что общины, которым поступают деньги на строительство жилья, будут делать все необходимое, чтобы решить проблему более справедливого распределения. Однако на практике требование не исполнялось.
Теперь решать проблему хотят посредством предоставления местным властям данных о демографической ситуации, что призвано улучшить планирование.
Однако важнейшей проблемы, стоящей перед государством и обществом США в вопросах преодоления сегрегации и соблюдения прав человека, это не решает. Многие темнокожие и белые американцы по-прежнему живут в соседних кварталах и не пересекаются друг с другом годами.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Топ-10 неожиданных исторических фактов, которые изумят многих
✅ Внезапный вопрос: почему только в России в квартирах ставят двойные входные двери?
✅ Главные математические задачки: известны с XX века, но их до сих пор не могут решить