Найти в Дзене
Максим Боев

Что такое товарный знак?

Оглавление

Товарный знак (далее - ТЗ) - это обозначение для индивидуализации товаров (ст.1477 ГК). ТЗ нужен, чтобы выделяться среди конкурентов.

Существует также идентичное понятие знак обслуживания (ЗО) - обозначение для индивидуализации работ или услуг.

ТЗ - обозначение для товаров, а ЗО - для работ и услуг.

Для простоты используется одно понятие - ТЗ, а правовой статус и порядок регистрации этих обозначений одинаковый.

Чтобы получить исключительное право на ТЗ его обязательно зарегистрировать в Роспатенте. Международную регистрацию можно получить через специальные организации (например, через ВОИС - Всемирную организацию интеллектуальной собственности).

Обладателем исключительного права на ТЗ может быть:

  • юридическое лицо,
  • индивидуальный предприниматель.

Исключительное право на товарный знак

Лицо, на имя которого зарегистрирован ТЗ, называется правообладателем - ему принадлежит исключительное право использования ТЗ.

Исключительное право означает, что правообладатель:

  • может использовать ТЗ любым не противоречащим закону способом;
  • размещать ТЗ на товарах (на этикетках, упаковках товаров и т.п.);
  • размещать ТЗ при выполнении работ, оказании услуг;
  • размещать ТЗ на связанной с товарами документации;
  • размещать ТЗ в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • размещать ТЗ в сети "Интернет" (в доменном имени и при других способах адресации).

Правообладатель может также распоряжаться непосредственно исключительным правом, то есть:

  • передать своё исключительное право на ТЗ другому лицу (договор об отчуждении исключительного права);
  • предоставить другому лицу права на использование ТЗ в определённых пределах (лицензионный договор).

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать ТЗ.

При этом, отсутствие запрета не считается разрешением.

Запрещено использовать без разрешения правообладателя сходные с его ТЗ обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых ТЗ зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Нельзя использовать перевёрнутый ТЗ компании Макдональдс (желтую букву М в виде двух арок) для ларька Wаурма.

Чтобы окружающие знали о ваших правах на ТЗ, можно использовать знак охраны - латинскую букву "R" или ® (от слова "Registered" - "Зарегистрировано"), либо словесные обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак".

Использование маркировки ТМ (Trade Mark - товарный знак) в России не регламентируется. В других странах это обозначение используется как сигнал, что заявка на регистрацию ТЗ подана и находится на рассмотрении.

Исключительное право на ТЗ действует 10 лет, этот срок можно продлевать неограниченное число раз.

Важно: ТЗ получит защиту только в отношении классов товаров и услуг Международной классификации (МКТУ), указанных при регистрации.

Если регистрируете ТЗ для класса МКТУ "Одежда", этот ТЗ сможет использовать другое лицо для маркировки товаров и услуг иных категорий ("Продукты питания" и т.п.).

Виды товарных знаков.

  • словесный - ТЗ, состоящий из слов, букв, предложений и их сочетаний (названия компаний или товаров/услуг, слоганы, лозунги, девизы, доменные имена и т.п.);
  • изобразительный - ТЗ, состоящий только из изображений (логотипы, плакаты, персонажи, дизайн этикетки или упаковки товара, эмблема и т.п.);
  • световой -ТЗ, представляющий собой комбинацию световых символов и/или сигналов, их последовательность и длительность свечения (определённая комбинация бликов);
  • цветовой - ТЗ, состоящий исключительно из одного или нескольких цветов, который ассоциируется у потребителей с конкретной компанией (фирменный цвет, например, народное достояние);
  • изменяющийся - ТЗ, представляющий собой изображение, которое меняется при определенных условиях (видеозаставки и т.п.);
  • позиционный - ТЗ, конкретное расположение логотипа на определённой части товара (например, три полосы на обуви);
  • осязательный - ТЗ в виде тактильно-сенсорного обозначения (например, рельефно-точечный, выполненный шрифтом Брайля);
  • вкусовой - ТЗ в форме описания вкусовых свойств товара;
  • объемный - ТЗ, представляющий собой трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении (описание формы товара или его части, формы упаковки товара и т.п.);
  • голографический - ТЗ, представляющий собой голограмму в виде слов или изображений;
  • звуковой - ТЗ, представляющий собой определённую комбинацию звуков, музыкальных фрагментов, шумов и их сочетания (звуковые заставки и т.п.);
  • обонятельный - ТЗ, представляющий собой ароматы и запахи (парфюмерные композиции и т.п.);
  • комбинированный - ТЗ, представляющий собой комбинацию элементов разных обозначений (логотип+название компании, т.е. комбинация изобразительного и словесного ТЗ);
Чаще всего регистрируются словесные, изобразительные и комбинированные ТЗ.