Товарный знак (далее - ТЗ) - это обозначение для индивидуализации товаров (ст.1477 ГК). ТЗ нужен, чтобы выделяться среди конкурентов.
Существует также идентичное понятие знак обслуживания (ЗО) - обозначение для индивидуализации работ или услуг.
ТЗ - обозначение для товаров, а ЗО - для работ и услуг.
Для простоты используется одно понятие - ТЗ, а правовой статус и порядок регистрации этих обозначений одинаковый.
Чтобы получить исключительное право на ТЗ его обязательно зарегистрировать в Роспатенте. Международную регистрацию можно получить через специальные организации (например, через ВОИС - Всемирную организацию интеллектуальной собственности).
Обладателем исключительного права на ТЗ может быть:
- юридическое лицо,
- индивидуальный предприниматель.
Исключительное право на товарный знак
Лицо, на имя которого зарегистрирован ТЗ, называется правообладателем - ему принадлежит исключительное право использования ТЗ.
Исключительное право означает, что правообладатель:
- может использовать ТЗ любым не противоречащим закону способом;
- размещать ТЗ на товарах (на этикетках, упаковках товаров и т.п.);
- размещать ТЗ при выполнении работ, оказании услуг;
- размещать ТЗ на связанной с товарами документации;
- размещать ТЗ в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- размещать ТЗ в сети "Интернет" (в доменном имени и при других способах адресации).
Правообладатель может также распоряжаться непосредственно исключительным правом, то есть:
- передать своё исключительное право на ТЗ другому лицу (договор об отчуждении исключительного права);
- предоставить другому лицу права на использование ТЗ в определённых пределах (лицензионный договор).
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать ТЗ.
При этом, отсутствие запрета не считается разрешением.
Запрещено использовать без разрешения правообладателя сходные с его ТЗ обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых ТЗ зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Нельзя использовать перевёрнутый ТЗ компании Макдональдс (желтую букву М в виде двух арок) для ларька Wаурма.
Чтобы окружающие знали о ваших правах на ТЗ, можно использовать знак охраны - латинскую букву "R" или ® (от слова "Registered" - "Зарегистрировано"), либо словесные обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак".
Использование маркировки ТМ (Trade Mark - товарный знак) в России не регламентируется. В других странах это обозначение используется как сигнал, что заявка на регистрацию ТЗ подана и находится на рассмотрении.
Исключительное право на ТЗ действует 10 лет, этот срок можно продлевать неограниченное число раз.
Важно: ТЗ получит защиту только в отношении классов товаров и услуг Международной классификации (МКТУ), указанных при регистрации.
Если регистрируете ТЗ для класса МКТУ "Одежда", этот ТЗ сможет использовать другое лицо для маркировки товаров и услуг иных категорий ("Продукты питания" и т.п.).
Виды товарных знаков.
- словесный - ТЗ, состоящий из слов, букв, предложений и их сочетаний (названия компаний или товаров/услуг, слоганы, лозунги, девизы, доменные имена и т.п.);
- изобразительный - ТЗ, состоящий только из изображений (логотипы, плакаты, персонажи, дизайн этикетки или упаковки товара, эмблема и т.п.);
- световой -ТЗ, представляющий собой комбинацию световых символов и/или сигналов, их последовательность и длительность свечения (определённая комбинация бликов);
- цветовой - ТЗ, состоящий исключительно из одного или нескольких цветов, который ассоциируется у потребителей с конкретной компанией (фирменный цвет, например, народное достояние);
- изменяющийся - ТЗ, представляющий собой изображение, которое меняется при определенных условиях (видеозаставки и т.п.);
- позиционный - ТЗ, конкретное расположение логотипа на определённой части товара (например, три полосы на обуви);
- осязательный - ТЗ в виде тактильно-сенсорного обозначения (например, рельефно-точечный, выполненный шрифтом Брайля);
- вкусовой - ТЗ в форме описания вкусовых свойств товара;
- объемный - ТЗ, представляющий собой трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении (описание формы товара или его части, формы упаковки товара и т.п.);
- голографический - ТЗ, представляющий собой голограмму в виде слов или изображений;
- звуковой - ТЗ, представляющий собой определённую комбинацию звуков, музыкальных фрагментов, шумов и их сочетания (звуковые заставки и т.п.);
- обонятельный - ТЗ, представляющий собой ароматы и запахи (парфюмерные композиции и т.п.);
- комбинированный - ТЗ, представляющий собой комбинацию элементов разных обозначений (логотип+название компании, т.е. комбинация изобразительного и словесного ТЗ);
Чаще всего регистрируются словесные, изобразительные и комбинированные ТЗ.