Найти тему
Гайдаровка

Время гулять! Герои книг живут в Москве и покажут вам её тайные места.

Говорят, что в Москве не осталось неизведанных мест. А еще говорят, что путь в тысячу ли начинается с первого шага. Ничего подобного!

Добро пожаловать в Москву литературных героев. Следуйте за нами и убедитесь, что путь в тысячу ли по неизведанной Москве начинается с первой страницы.

Сегодня мы с вами прогуляемся по следам главного героя книги Нины Дашевской "Я не тормоз", которого зовут Игнат.

Дашевская, Н. Я не тормоз / Н. Дашевская. – Москва : Самокат, 2016. – 160 с. – (Встречное движение).
Дашевская, Н. Я не тормоз / Н. Дашевская. – Москва : Самокат, 2016. – 160 с. – (Встречное движение).

Книга Нины Дашевской «Я не тормоз» вышла в 2015 году. Герой Игнат живет в Москве и передвигается по ней очень быстро. «Обычный человек так бежит, когда на поезд опаздывает. А для Игната - нормальная скорость. Самое то, на роликах или на самокате. Так лучше ощущаешь связь с миром, а в нем всё интересно: и люди, и город, и музыка, и книги… да всё».

Для любителей скорости - целый маршрут по набережным. Самокат, ролики или велосипед? Для любителей пеших прогулок он тоже подходит.

Протяженность - 8 километров.

-2

Начинаем от станции метро «Улица 1905 года» и по одноимённой улице спускаемся вниз к Москве-реке. На набережной поворачиваем налево и едем до Белого дома.

«Пролетела в один миг электростанция, так похожая на корабль со своими белыми трубами. Стараюсь не смотреть влево – там дорога, полно машин; я дышу не ими, а рекой. Чувствую её, реку. Проезжаю Белый дом, мэрию – сначала мне было не по себе здесь ездить, а теперь привык. И чего такого страшного?»
Электростанция относилась к фабрике «Трёхгорная мануфактура» и была построена в 1925-1928 годах. Это была одна из первых в Москве теплоэлектроцентралей, вырабатывающих одновременно тепло и электричество.
Место для нового строительства было обусловлено потребностью фабрики
в электричестве, а также близостью к Москве-реке, откуда бралась вода для
станции. Сейчас она не работает.
Электростанция относилась к фабрике «Трёхгорная мануфактура» и была построена в 1925-1928 годах. Это была одна из первых в Москве теплоэлектроцентралей, вырабатывающих одновременно тепло и электричество. Место для нового строительства было обусловлено потребностью фабрики в электричестве, а также близостью к Москве-реке, откуда бралась вода для станции. Сейчас она не работает.
«Белый дом», он же дом Правительства был построен в 1979 году как дом Советов РСФСР по проекту архитектора Дмитрия Чечулина. Для постройки этого здания он использовал свои наработки для дома Аэрофлота, который в своё время так и не был построен.
«Белый дом», он же дом Правительства был построен в 1979 году как дом Советов РСФСР по проекту архитектора Дмитрия Чечулина. Для постройки этого здания он использовал свои наработки для дома Аэрофлота, который в своё время так и не был построен.
Проект дома Аэрофлота
Проект дома Аэрофлота

А с другой стороны в это время видна гостиница «Украина»:

«Подъезжаю и сначала просто смотрю. Вода вблизи выглядит так себе. Не очень чистая река Москва, конечно. Но это если смотреть на поверхность. А так… Так я думаю, что она просто река; была задолго ещё до Москвы, моего города. И пришли сюда древние люди и стали жить…Город какой огромный отражается в воде. Высотка, гостиница "Украина". И в оба края – Москве конца не видно. Никогда с обычных улиц не увидишь столько города, сколько с берега реки»
Одна из семи московских сестёр, сталинских высоток, гостиница «Украина» была построена последней из всех в 1957 году. В центральной части сейчас находится гостиница «Radisson», а в прилегающих зданиях – квартиры. Гостиницу построили на пересечении двух крупных магистралей: Москвы-реки и только что проложенного Кутузовского проспекта. Здание должно было стать архитектурной доминантой района. Старожилы помнят резкий контраст между новым величественным небоскрёбом и окружающими его бараками Дорогомиловской слободы.
Одна из семи московских сестёр, сталинских высоток, гостиница «Украина» была построена последней из всех в 1957 году. В центральной части сейчас находится гостиница «Radisson», а в прилегающих зданиях – квартиры. Гостиницу построили на пересечении двух крупных магистралей: Москвы-реки и только что проложенного Кутузовского проспекта. Здание должно было стать архитектурной доминантой района. Старожилы помнят резкий контраст между новым величественным небоскрёбом и окружающими его бараками Дорогомиловской слободы.

Дальше дорога идёт под мостом, и с Краснопресненской набережной мы выезжаем-выходим-выныриваем на Смоленскую.

«Ныряю под первый мост – Новоарбатский; колонны там в воде, такие неожиданные, как будто греческие. Сверху машины несутся на Кутузовский, никто и не знает про эти колонны внизу. Потом метромост – любимый из всех, за чёткость линий, ясную дугу, чистая конструкция, никаких излишеств». «Вот эти всякие ротонды с колоннами, башенки… Я им киваю, как своим; но в идеале мост должен быть чистым, всё подчинено смыслу». «Смоленский метромост, стальной, однопролётный, арочный. Мне нравятся сами слова даже».
Новоарбатский мост был построен в 1957 году вместе с гостиницей «Украина» для того, чтобы связать этот район с остальной Москвой. Особенно он был удобен участникам «Фестиваля молодежи и студентов» 1957 года, большую часть которых поселили именно в этой гостинице.
Новоарбатский мост был построен в 1957 году вместе с гостиницей «Украина» для того, чтобы связать этот район с остальной Москвой. Особенно он был удобен участникам «Фестиваля молодежи и студентов» 1957 года, большую часть которых поселили именно в этой гостинице.
Смоленский метромост был построен в 1937 году и в этом же году по нему было пущено движение из центра до станции метро «Киевская».
Смоленский метромост был построен в 1937 году и в этом же году по нему было пущено движение из центра до станции метро «Киевская».

Едем дальше к Ростовской набережной, никуда не сворачивая.

«Проскакиваю узкий туннель под Бородинским. Под ним темно и воды не видно, справа – глухая стена. Поскорее выныриваю на свет и лечу дальше»
Бородинский мост был возведен к столетию Бородинской битвы в 1912 году по проекту архитектора Романа Клейна.
До него на этом месте находился сначала деревянный, затем металлический – Дорогомиловский. Нынешний мост украшен военными атрибутами. С одной стороны находятся обелиски, с другой полуротонды, украшенные шлемами и оружием.
Бородинский мост был возведен к столетию Бородинской битвы в 1912 году по проекту архитектора Романа Клейна. До него на этом месте находился сначала деревянный, затем металлический – Дорогомиловский. Нынешний мост украшен военными атрибутами. С одной стороны находятся обелиски, с другой полуротонды, украшенные шлемами и оружием.
«Пешеходный мост Богдана Хмельницкого. Он красивый, но меньше мне нравится, чем метро. Раньше он был другой, железнодорожный, и стоял в другом месте, звался Краснолужским. Я не видел, читал просто. С ним ещё шпионская история была какая-то. Потом его приподняли, переставили на такие баржи и сплавили прямо по воде. И на новом месте накрыли стеклянным колпаком, светильников навешали. Получился какой-то специальный мост, для красоты».
Игнат рассказывает про пешеходный мост у станции метро Киевская (который, кстати, ведет к нашей библиотеке!) и рассказывает достаточно верно. Действительно, этот мост раньше стоял на Московской Окружной Железной дороге и сто лет по нему ездили паровозы и тепловозы. «Шпионская история» – это история задержания американской шпионки Марты Петерсон, которую поймали на этом самом железнодорожном мосту.
В начале 2000-х мост решили заменить, а старый использовать в качестве пешеходного.
Игнат рассказывает про пешеходный мост у станции метро Киевская (который, кстати, ведет к нашей библиотеке!) и рассказывает достаточно верно. Действительно, этот мост раньше стоял на Московской Окружной Железной дороге и сто лет по нему ездили паровозы и тепловозы. «Шпионская история» – это история задержания американской шпионки Марты Петерсон, которую поймали на этом самом железнодорожном мосту. В начале 2000-х мост решили заменить, а старый использовать в качестве пешеходного.

Ростовская набережная плавно переходит в Саввинскую.

«И тут же, перед Новодевичьим монастырём, Гессе. Привет, Гессе. На старом доме штукатурка выцарапана так, что вышел портрет. Человек и город; лицо старого человека в очках на три этажа. Я смотрел в интернете, просто адрес набрал: Саввинская набережная, 27, и знаю теперь, что это Гессе, немецкий писатель, "Игра в бисер", книжка стоит дома. Пока не читал. И я теперь здороваюсь с ним».
На здании старого фабричного общежития португальский художник Александер Фарто в 2009 году сделал необычный портрет немецкого писателя и философа Германа Гессе. Техника, в которой он выполнен, называется сграфитто – изображение выбивается на штукатурке.
На здании старого фабричного общежития португальский художник Александер Фарто в 2009 году сделал необычный портрет немецкого писателя и философа Германа Гессе. Техника, в которой он выполнен, называется сграфитто – изображение выбивается на штукатурке.

Игнат и мы проезжаем под мостом окружной железной дороги, то есть современным МЦК и примыкающим к нему третьим транспортным.

Лужнецкий мост
Лужнецкий мост
Лужники – старинная местность на юго-западе Москвы. Высокой застройки здесь никогда не было – маленькие деревеньки с небольшой церквушкой и заливные луга, куда часто приводили на выпас скот. Трава здесь была отменная – каждую весну Москва-река затапливала эти земли и насыщала их влагой.
Сейчас Лужники у нас ассоциируются с огромным спортивным комплексом и стадионом «Лужники», который появился здесь в 50-е годы 20 века. Недавно главный стадион был реконструирован.
Лужники – старинная местность на юго-западе Москвы. Высокой застройки здесь никогда не было – маленькие деревеньки с небольшой церквушкой и заливные луга, куда часто приводили на выпас скот. Трава здесь была отменная – каждую весну Москва-река затапливала эти земли и насыщала их влагой. Сейчас Лужники у нас ассоциируются с огромным спортивным комплексом и стадионом «Лужники», который появился здесь в 50-е годы 20 века. Недавно главный стадион был реконструирован.

Мы добрались до Лужнецкой набережной.

-14
На другой стороне находится одно из самых высоких и панорамных мест Москвы – Воробьевы горы. Множество раз этот вид изображали художники, до революции здесь находился ресторан Крынкина – один из самых известных. Сейчас - смотровая площадка, куда постоянно приезжают туристы.
Чуть в глубине стоит сталинская высотка Московского государственного Университета – настоящий студенческий городок в одном здании.
На территорию Воробьёвых гор можно попасть по канатной подвесной дороге (на фото выше)  или по метромосту.
На другой стороне находится одно из самых высоких и панорамных мест Москвы – Воробьевы горы. Множество раз этот вид изображали художники, до революции здесь находился ресторан Крынкина – один из самых известных. Сейчас - смотровая площадка, куда постоянно приезжают туристы. Чуть в глубине стоит сталинская высотка Московского государственного Университета – настоящий студенческий городок в одном здании. На территорию Воробьёвых гор можно попасть по канатной подвесной дороге (на фото выше) или по метромосту.

По Лужнецкой набережной едем до метромоста.

«Полыхающая осень. Отсюда, из Лужников, кажется, Москва – город-сад, город будущего! Там, среди разноцветных деревьев, вдалеке, видны сияющие стеклом башни Сити. Неужели я оттуда приехал?!. Так быстро! На парапете стоит утка! Я проезжаю мимо, она даже не вздрагивает. Стоит и смотрит на Университет. Внимательно так». «Впереди Лужнецкий метромост, двойной: снизу метро, сверху машины. И прямо на мосту станция – "Воробьёвы горы". Можно перейти по этому мосту реку. И на станции заглянуть прямо в окна вагонов, если там поезд метро стоит. Так странно: они в метро, торопятся по делам. А я на роликах. Их увезут, а я – сам».
Лужнецкий метромост был построен в 1958 году, но перестраивался в начале 2000-х годов, потому что быстро износился. При последней реконструкции мост пришлось строить практически заново. По верхней части моста продолжается трасса Комсомольского проспекта, переходящая в проспект Вернадского, а по нижней проходит Сокольническая линия московского метрополитена.
Лужнецкий метромост был построен в 1958 году, но перестраивался в начале 2000-х годов, потому что быстро износился. При последней реконструкции мост пришлось строить практически заново. По верхней части моста продолжается трасса Комсомольского проспекта, переходящая в проспект Вернадского, а по нижней проходит Сокольническая линия московского метрополитена.

Мы полюбовались Лужниками, а теперь пора возвращаться! Если хотите, можете прыгнуть в метро, и поехать уже дальше по своими делам, а если хотите - можете повторить за Игнатом путь обратно.

«Но всё же я люблю больше свои, хмурые набережные, пустые, подальше от этой толпы. Тем более сегодня мне не успеть туда, к Крымскому мосту. И, продышавшись в Лужниках, я еду обратно, домой. Под всеми моими мостами, мимо моих Гессе и речфлота, в обратном порядке, к спирально закрученной башне Сити».

Книгу «Я не тормоз» и другие книги Нины Дашевской вы можете взять в Гайдаровке!