GRIS вышла в конце 2018 года, а в 2019 получила 8 различных наград, в том числе за «Лучшее визуальное искусство», «Лучший визуальный дизайн», «Лучший игровой процесс».
В сюжете представлено аллегорическое путешествие по преодолению внутренних травм, которое вполне открыто для интерпретации таким образом, что каждый игрок сможет осмыслить историю в соответствии со своим личным опытом. Мне показалось, что сюжет повествует о преодолении горя, которое случилось с главной героиней, путем прохождения пяти базовых стадий принятия: отрицание (белый), гнев (красный), надежда (зеленый), печаль (синий) и смирение (желтый). По ходу сюжета Грис эмоционально крепнет, с каждым пройденным этапом к ней возвращаются краски жизни, и она начинает видеть свой мир немного иначе.
Визуальная составляющая у игры просто потрясающая. Картинка имеет приятную и спокойную цветовую гамму, а музыкальное сопровождение позволяет полностью погрузиться во внутренний мир Грис. Композитором для игры выступил Марко Альбано. Он работал над композициями, исходя из идеи создать повествовательную линию, в которой игрок мог бы «затеряться» и по-своему осознавать происходящее на экране, объединяя элементы искусства.
Сначала я отнеслась к игре довольно скептически, так как впервые пробовала такой жанр, но быстро втянулась. Всю игру я прошла за 2 вечера и то из-за того, что слишком поздно начала игра в первый день. Отрываться от игры совершенно не хотелось. Хотелось идти дальше и дальше, хотелось поскорее спасти Грис, ведь все переживания главной героини я буквально испытывала на себе. За всю игру было два эмоциональных момента: весь сюжет с зеленым лесом, ведь там нас сопровождает просто очаровательный и застенчивый маленький помощник, к которому невозможно остаться равнодушным. Кто-то из критиков даже увидел связь между общим сюжетом и этим маленьким человечком и решил, что горе Грис заключается в потере ребенка. Ведь именно покидая зеленый (стадия надежды) лес, героиня делает свой первый шаг к исцелению травмы потери. Как бы то ни было, мне очень не хотелось уходить из леса и из-за этого было очень грустно, ведь наш напарник остается там, а мы должны идти дальше. Второй момент — преследование черной рыбой, норовящей поглотить героиню — был очень страшным, напряженным, тревожным и нервным. Вообще птица и рыба, появляющиеся в игре — это одна и та же враждебная сущность из черной материи, которая хочет утянуть Грис обратно вглубь депрессии и не позволить ей преодолеть горе. Хотя я прекрасно понимала, что в этой игре с главной героиней не может случиться ничего плохого и она не может погибнуть, но в те несколько минут непрерывной погони я волновалась за Грис (да и за себя тоже) безумно сильно. А в конце... Пожалуй, именно из-за сильных эмоций в процессе игры я так сильно привязалась к главной героине, поэтому, честно признаюсь, в конце я сильно плакала. Плакала и радовалась, словно не только Грис преодолела все стадии горя, но и я вместе с ней.
Игру я проходила полностью 2 раза, в третий раз успела пройти только первые две стадии принятия, а сейчас, когда дописала этот пост, поняла, что пойду проходить еще в четвертый раз, но уже от начала и до конца.