В апреле 1989 года, генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, во время официального визита в Финляндию, позвонил по мобильному телефону в Москву.
Разговор длился не больше пары минут, но Михаил Сергеевич был в полном восторге и пожелал основателям компании Nokia дальнейших успехов.
Можно уверенно предположить, что его реакция носила преувеличенный характер, поскольку, как человек информированный, глава советского государства не мог не знать о модели ЛК-1, получившей государственный патент еще в 1957 году.
Его автором был выпускник МВТУ им. Баумана Л.И. Куприянович, трудившийся на одном из почтовых ящиков Москвы.
Особенность этого изобретения в том, что талантливый инженер создал его в свободное от работы время, не располагая ни финансированием, ни поддержкой на государственном уровне.
Первый лампово-полупроводниковый образец (микросхем еще не существовало) имел массу 3 килограмма и функционировал в радиусе 30 километров, а заряда батареи хватало на 24 часа.
Уже через год Куприяновичу удалось уменьшить вес аппарата до 500 грамм, сократив его габариты в такой же пропорции, поэтому диск приходилось вращать с помощью карандаша.
В результате дальнейших усовершенствований, радиофон, как называл его сам Леонид Иванович, стал умещаться на ладони, при массе всего 70 грамм.
Тогда же, в 1961 году, интервью с инженером было опубликовано в АПН (Агентство Печати «Новости»), с довольно оптимистичными прогнозами:
- Последняя модель радиофона подготовлена к серийному выпуску на одном из советских предприятий. Ориентировочная цена составит от 300 до 400 рублей. Чтобы обслужить такой крупный город, как Москва, потребуется всего лишь десять автоматических телефонных радиостанций, без привлечения операторов. Первая из таких станций запроектирована в новом столичном районе – Мазилово.
Такие заявления были растиражированы в ряде научно-популярных журналах, поэтому сомневаться в том, что изобретатель получил добро на реализацию своих идей на самом верху, не приходиться.
Учитывая эти обстоятельства, тем более странным выглядит тот факт, что после этого из советской печати исчезли все упоминания, как о самом Куприяновиче, так и о возможностях беспроводной связи.
Правда, дочка ученого много лет спустя рассказала, что ее отец получил от государства «Волгу», но никогда не говорил о причинах такой щедрости.
До сих пор архивы по этому делу закрыты, что дает богатую почву для возникновения самых разнообразных слухов.
По одной из версий, широкому распространению мобильной сети препятствовало КГБ, опасаясь утечки секретной информации через «неконтролируемую трубку», хотя чекисты имели возможность пресечь подобные разработки еще на ранней стадии их возникновения.
С другой стороны, изобретение любителя-одиночки могло спровоцировать конфликт ведомственных интересов, так как в то время уже использовали дорогостоящую мобильную систему связи «Алтай», доступ к которой имели только номенклатурные работники.
Остается только добавить, что первооткрывателем сотовой связи считается Мартин Купер, продемонстрировавшему свой экземпляр в 1973 году.
На его изыскания компания «Моторола» потратила больше $10 млн.
При этом телефон был ограничен радиусом действия в пределах 2-х километров, а по габаритам и весу не уступал первой модели ЛК-1.
ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.
Эдуард Кеонджян - основатель микроэлектроники, не пожелавший вернуться в СССР
Владимир Ипатьев - патриот, вынужденный бежать из Советской России