Авторский материал. В нескольких частях.
Продолжение. Часть 1: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ
Часть 2: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 2
Часть 3: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 3
Часть 4: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 4
Часть 5: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 5
6. ТРАНСПОРТНЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО КРЕМЛЯ И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ.
Трамвайные пути по головному участку улицы СВЕРДЛОВА, как именовалась тогда БОЛЬШАЯ ПОКРОВСКАЯ, тянулись вплоть до празднования в 1971 году предыдущего «круглого» юбилея города: 750-летия, которое упоминавшийся выше Ю. М. КОССОЙ встретил переносом трамвайного депо № 1 из старинного Манежа в Нижегородском Кремле на нынешнюю территорию среди «спальных» микрорайонов. Многие водители той поры настолько «прикипели душой» к «пусть допотопному, но центровому» предприятию, что… еще по несколько смен подряд упорно возвращались на старый адрес, пока путь туда не преградили железобетонными блоками: демонтировать его вышло далеко не сразу!
Достопамятный тот путь пересекал широко раскинувшуюся вдоль кремлёвской стены одну из главных городских площадей, носящую имена нижегородского купца Козьмы МИНИНА и суздальского князя Дмитрия ПОЖАРСКОГО, организованное которыми в начале XVII века ополчение положило конец смутному времени в РОССИИ. К 800-летию Нижнего Новгорода площадь ту в очередной раз благоустроили, а троллейбусы нескольких оживлённых маршрутов – в направлении на ЩЕРБИНКИ и ЛАПШИХУ– стали с понедельника 13 декабря 2020 года оборачиваться не огибая, как с самого пуска в городе этого вида транспорта в послевоенном 1947 году, несколько старинных кварталов, но - по вновь навешенной в середине площади петле контактной сети, высвободив дополнительное место для и без того популярного проведения там массовых общегородских мероприятий.
Примерно по трассе же бывшей трамвайной линии площадь уже довольно давно пересекает подземный пешеходный переход. Внушительные стены Кремля с 13 боевыми башнями были возведены из красного кирпича на протяжении 1500-1515 годов под руководством выдающегося архитектора и военного инженера из Италии, принявшего на русской службе имя Петра Фрязина. Спустя приличный отрезок времени, в конце XVIII века, когда, по мере расширения границ Российской Империи, крепость уже давно потеряла сугубо военно-оборонительное значение, Зачатская и Борисоглебская башни, а также часть стен были разрушены никак не врагами, но подвижками грунта: оползнями; ещё век спустя, в 1896 году, Ивановская башня стала первым помещением для вновь созданного городского Исторического и художественного музея. При подготовке к 800-летию Нижнего Новгорода для предотвращения дальнейших разрушений в склоны Дятловых гор было забито в общей сложности 3 290 высокопрочных свай длиной по 25 м и диаметром 0,67 м каждая. Это позволило воссоздать все ранее утраченные фрагменты стен и башен, причём – в расчёте на создание там новых музейных экспозиций и открытие стен для интенсивного пешеходного туризма. 22 августа 2021 года – в День Государственного флага России – все желающие впервые за вот уже несколько столетий смогли пройти восстановленными боевыми ходами по всей протяжённости старинной стены в 2,4 км с перепадами высот до 54 метров, преодолеваемыми по каменным ступеням высотой по 30-40 сантиметров каждая, посещая устроенные в трёх проездных (с воротами) башнях временные исторические выставки, а ещё в нескольких круглых – специально обустроенные площадки для отдыха и фотографирования. При этом, посетителей благоразумно предупреждают о сугубо физической трудности прохождения сразу всего маршрута: реставраторы не стали нарушать аутентичность исторических укреплений устройством пандусов, лифтов и прочих приспособлений для «маломобильных категорий населения». В качестве своеобразного компромисса, входные билеты сделали действительными в течении трёх дней подряд с возможностью покинуть боевой ход для отдыха и вновь вернуться через любую из трёх проездных башен. Если на протяжении второго десятилетия XXI века непротяжённые тогда реставрированные фрагменты кремлёвских стен привлекали в среднем по 500 тысяч ежегодных посетителей, то на третье десятилетие прогнозируется как минимум троекратное увеличение этого показателя (1).
Небезосновательно опасаясь, что столь масштабная реставрация стен и башен Нижегородского Кремля могла привести к неожиданным новым оползням, городское руководство приостановило открытие упоминавшегося выше, фактически экскурсионного трамвайного маршрута № 11, огибающего часть подножия тех стен по крутому и извилистому Зеленскому Съезду, и бездействовавшего весь 2020 год в рамках антиКОВИДных ограничений. Лишь в день официального празднования 800-летия города - субботу 21 августа 2021 года - на трассу прибыл своим ходом без пассажиров КМ № 162, выпущенный в 1936 году местным судостроительным заводом «Красное Сормово». Ныне – это единственный из нижегородских музейных вагонов, реставрированный до ходового состояния и официально допущенный к хотя бы эпизодическим пассажирским перевозкам. Он стал катать бесплатно всех желающих хотя бы по равнинной Рождественской улице между площадями Благовещенской и Народного Единства. Около 21 часа, когда многие нижегородцы и гости города во главе с Президентом России В. В. Путиным собрались у Речного вокзала для просмотра юбилейного театрализованного шоу на ошвартованных к берегу больших волжских баржах, над крышей продолжавшего курсировать КМ № 162 вдруг появился заметный даже и в наступившей темноте дымок! К счастью, расчёт дежурившего на празднике пожарного автомобиля устранил это, профессионально говоря, «задымление» столь оперативно и аккуратно, что уже следующим утром 22 августа 2021 года вагон вернулся на маршрут, где продолжал курсировать вплоть до Дня Знаний 1 сентября, когда его услугами не без удовольствия воспользовались многочисленные организованные группы школьников и студентов. Регулярное движение по ЗЕЛЕНСКОМУ Съезду в навигацию-2021 так и не открыли…
Также, по-видимому, лишь на исходе летнего сезона следующего, 2022 года удастся завершить ещё один крупный и, пожалуй, наиболее уникальный проект нижегородского юбилея: воссоздание на современной технической основе одного из двух старейших фуникулёров всей Российской Империи, известного современникам как «Кремлёвский элеватор» 1896 года(2). Если вагон для него, достаточно точно воспроизводящий внешне исторический прототип, демонстрировался под открытым небом в Нижегородском Кремле близ Манежа уже на протяжении последней декады августа 2021 года, то полноценное восстановление колоритного тоннеля под кремлёвской стеной оказалось возможным лишь по завершении реставрации той стены 22 августа, а проект верхней станции пришлось полностью переработать с учётом экспонирования в её здании также истинного памятника промышленной археологии: раскопанного при подготовке к реставрации цокольного уровня водонапорной башни (оба нижегородские «элеватора» остались уникальными в российской истории ещё и как единственно приводившиеся в действие известными много веков «водяными противовесами», а не уже успевшими распространиться в мире ко времени их постройки электрическими двигателями).
Кремлёвский «элеватор» доставлял публику с волжско-окских пристаней и знаменитой НИЖЕГОРОДСКОЙ ярмарки к Манежу. Тот возвели в течении 1839-1841 годов к визиту в город императора Николая I,придававшего, как известно, большое значение укреплению обороноспособности нашего Отечества. Проект, разработанный инженерами российского Военного ведомства, позволил перекрыть двухскатной крышей на деревянных стропилах без промежуточных внутренних опор помещение площадью около 600 квадратных метров при максимальной высоте крыши 6 метров от уровня пола, что было вполне достаточным для проведения внутри, независимо от погодных условий, учебных занятий не только пехотинцев, но и широко распространённой тогда кавалерии. Много позже, в 1885 году, нижегородский архитектор Иван Шапошников дополнил Манеж пристройкой небольшого храма Николая Чудотворца, ну а победившая в начале нового, ХХ века Советская власть сочла возможным устроить под уникальными перекрытиями… уже упоминавшийся выше Кремлевский трамвайный парк, действовавший и даже постепенно расширявшийся за счёт пристроек с 1925 года вплоть до предыдущего «круглого» юбилея города: 750-летия в 1971 году (3). После перевода трамваев во вновь возведённое к тому юбилею современное депо № 1, Манеж, вопреки попыткам Ю.М.КОССОГО сделать тот Всероссийским музеем городского электротранспорта. стал автомобильным гаражом для различных областных организаций, а к началу нового, XXIвека, не получая должных ухода и ремонта, пришёл в откровенно руинированное состояние. Нынешнее возрождение здания и Никольского храма обеспечила поддержка Нижегородской православной епархии, намеренной устроить в Манеже «Центр семейного воспитания на базе традиционных ценностей». Соответствующий, цитируя официальное название, «Проект реставрации и приспособления к современному использованию» был разработан и претворён в жизнь, начиная с 2018 года, нижегородским ООО «Региональный инженерный центр»во главе с Юрием Ковалём (в честь неплохого советского писателя, создавшего «Приключения Васи Куролесова», «Самую лёгкую лодку», «Чистый Дор» и много иных книг для чтения всей семьёй ???). С субботы 31 июля и до 8 ноября 2021 года в возрождённом Манеже была развёрнута первая экспозиция: «Небесный Нижний: святыни и святые Нижегородской земли». О многолетнем трамвайном прошлом здания при этом напоминала лишь чёрно-белая фотография на информационном стенде у входа: высокие – в расчёте на вагоны под контактной сетью – ворота были заменены гораздо более миниатюрными, соответствующими изначальному проекту.
35 лет назад, в пору всё более подёргивающейся дымкой забвения «Перестройки», Вашему покорному слуге довелось присутствовать на сходках тогда ещё горьковских «неформалов», как именовали тогда сами себя по всему СССР молодые ниспровергатели традиций и канонов в пользу то ли «возврата к истокам», то ли – «рывка навстречу Будущему». Те и другие частенько срывались на ненормативную лексику, и если первые ратовали за те же воссоздание «элеватора» (как вариант – в форме неподвижного вагона-кафе, частично «выглядывавшего» из тоннеля) и музеефикацию Манежа, то вторые – чуть ли уже не с ломами в руках рвались «зачистить» Кремль от всего, построенного после 1850 года!» (Странно, почему не с воистину «рубежного» 1861-го, когда в РОССИИ отменили крепостное право???). Особенно раздражал горе-«ликвидаторов» устроенный в Нижегородском Кремле ещё к празднованию 9 мая 1975 года 30-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне мемориальный комплекс «Горьковчане – фронту». По проекту архитекторов С.А.Тимофеева, Б.С.Нелюбина и В.Я.Ковалёва вдоль внутренней части «прясла»(участка) кремлёвской стены между Дмитриевской и Кладовой башней были выставлены на невысоких постаментах под открытым небом натурные экземпляры выпускавшихся городскими предприятиями во время войны легендарного танка Т-34, незаменимых на фронтовых дорогах грузовой «полуторки» ГАЗ-АА и легкового «козлика» ГАЗ-67, бронированного автомобиля БА-64, артиллерийского орудия, миномёта, самоходной артиллерийской установки СУ-76, реактивной установки залпового огня БМ-13 («Катюша»), самолёта-истребителя Ла-7, рубка от дизельной подводной лодки С-13. «Поставлено фронту 2 360 танков, 1 500 самолётов, 9 000 самоходных установок, 10 000 миномётов…», - лаконично сообщала надпись на гранитной плите. Кстати, мемориал этот ничуть не противоречил требованию исторической достоверности: во время Великой Отечественной войны Кремль служил, как и сейчас, местом расположения руководящих областных органов, для демонстрации которым туда и в самом деле достаточно часто доставлялись вновь изготавливавшиеся образцы различной военной техники: «Наши трудовые подарки фронту», используя популярное тогда журналистское клише.
По счастью, здравый смысл восторжествовал, и нынешнее 800-летие города мемориальный комплекс в Кремле встретил не только сохранённым и реставрированным, но и дополненным, в честь присвоения Нижнему Новгороду 2 июля 2020 года вновь учреждённого в России почётного звания «Город трудовой доблести» скульптурной группой «Горьковчанам – доблестным труженикам тыла». Скульптор Алексей ЩИТОВ изваялна фоне силуэтов заводских корпусов и одного из многочисленных в военную пору Знамён трудовой славы типичных представителей буквально «выковавших Победу» городских подростка, женщины и пожилого рабочего. Другое дело, что за вот уже почти полвека существования того мемориала давно уже следовало бы создать над включёнными в него техническими экспонатами, становящимися с течением времени всё более редкими и уникальными, некие не слишком режущие глаз укрытия от осадков хотя бы на осенне-зимний период.
Только что описанный мемориал вполне органично соседствует с памятником воинской славы гораздо более давнего времени: Арсеналом. Возведенный, как и Манеж, к визиту в город Николая I, он также встретил ХХI век полуразрушенным, но вот реставрирован был несколько ранее: на протяжении 2004-2014 годов. По уникальному проекту московского ООО «Архитекторы Асс» (Асс Е. В. – руководитель проекта; Г. Р. Айказян - главный архитектор проекта; А. И. Епифанов - автор проекта реставрации и др.), удостоенному Гран-При/!/ Всероссийского архитектурного фестиваля «ЗОДЧЕСТВО» 2015 года, нижегородское ЗАО СМУ-77 создало в исторических стенах современный культурно-выставочный центр с новейшим инженерно-техническим оснащением, а на прилегающей территории - детскую площадку, открытый кинотеатр, кафе, и – перемещающуюся по рельсовому пути платформу для различных представлений (4).
С 20 июля по 7 ноября 2021 года Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева из Москвы повторил в стенах того Арсенала проводившуюся им ранее в российской столице выставку «Шухов. Формула архитектуры» под кураторством Марка Акропята и Елены Власовой. Ведь именно 125 лет тому назад на проходившей в Нижнем Новгороде Всероссийской художественно-промышленной выставки (ВХПВ) 1896 года ещё мало кому известный инженер Владимир Григорьевич ШУХОВ (1853-1939) впервые представил широкой общественности свои и сегодня-то впечатляющие ажурные «гиперболоидные» конструкции, из которых, пожалуй, наиболее известна радиобашня, высящаяся над московской улицей ШАБОЛОВКОЙ с 1922 года по… настоящее время. Ещё поразительнее, что целы (тьфу-тьфу-тьфу, не сглазить!), при почти полном отсутствии ухода и общественного внимания, две/!/ самые первые башни с той самой ВХПВ-1896: в бывшей усадьбе помещика села ПОЛБИНО на северо-западе современной ЛИПЕЦКОЙ области, и – на нынешней улице имени КИМ (=Коммунистического интернационала молодёжи 1920-30-х годов) в самом Нижнем Новгороде (каюсь, до этой пока не добрался!)! Ну а любители «паровозной эпохи» в истории отечественных железных дорог уже наверняка вспомнили множество также «гиперболоидных» водокачек для быстрой экипировки локомотивов на больших и малых станциях… Выставка, проведенная москвичами в Арсенале, впервые познакомила большинство нижегородцев со многими подробностями жизни и творчества гениального инженера. Чрезвычайно интересным, на мой лично взгляд, был авторский каталог всех сооружений, когда-либо спроектированных ШУХОВЫМ, проиллюстрированный фотографиями объектов, сохранившихся до наших дней. Отдельную небольшую экспозицию составили также собственноручно сделанные великим инженером фотоснимки различных жанров, в том числе – популярные в начале ХХ века стереоскопические, дающие, как сказали бы теперь, «3-D эффект»…
Кстати, нашим читателям-тулякам, уже успевшим оценить большой бронзовый макет исторической части их города, созданный недавно скульптором Мариной ЛОГУНОВОЙ, очевидно, будет интересно узнать, что 18 августа 2021 года перед корпусом № 10 Нижегородского Кремля был торжественно открыт изваянный тем же автором макет НИЖНЕГО НОВГОРОДА по состоянию на начало ХХ века в масштабе 1 : 650. Автор идеи Олег Вдовин, архитектор Олег Шубин, и консультант Едена Черникова помогли достаточно достоверно и подробно воспроизвести на ограниченном пространстве 480 зданий, включая немало отмеченных выше недвижимых памятников истории отечественных науки и техники!
Сильно холмистую, едва ли не гористую территорию Нижегородского Кремля рассекает приблизительно по диагонали ИВАНОВСКИЙ Съезд к ВОЛГЕ. После запрета вот уже более полувека назад транзитного движения транспорта через КРЕМЛЬ, та старинная магистраль надолго стала весьма оживлённой… автопарковкой для расположенных в Кремле учреждений, и лишь к нынешнему 800-летию города её окончательно перекрыли, благоустроив как тихую пешеходно-велосипедную трассу.
Если все, осмотренные нами до сих пор, кремлёвские «достопамятности» сосредоточены по одной стороне ИВАНОВСКОГО Съезда, то противоположную, северо-восточную, занимал на протяжении 1834-1929 годов внушительный Спасо-Преображенский собор, в далеко не лучших традициях большевизма разрушенный затем ради возведения к 1934 году ещё более монументального Дома Советов, где ныне размещены городские Администрация и Дума. Архитектор Александр Зиновьевич ГРИНБЕРГ (1881-1938; выпускник Академии Художеств в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ; работая в МОСКВЕ, проектировал аналогичные Дворцы также для многих иных городов СССР), увлекшись модным 80 лет назад конструктивизмом, придал зданию явное сходство с… редким ещё тогда большим самолётом: от протяжённого четырёхэтажного «фюзеляжа» с полукруглой остеклённой «кабиной» на всю высоту расходятся меньшие корпуса «крыльев» и «хвостового оперения»… С интересом прогулявшись вдоль того Дворца, я вдруг приметил чуть в сторонке, у самого ИВАНОВСКОГО Съезда, лишённую ныне всяких вывесок скромную постройку из двух характерно симметричных половинок. Воображение, уж простите, сразу дорисовало над ними знакомые по многим вокзалам страны литеры «М» и «Ж»: похоже, первым «номенклатурным авиаторам» приходилось бегать туда в любую погоду даже с четвёртого этажа, пока Дворец оснащали должными сантехническими коммуникациями!
Также выдвину гипотезу, что А. З. ГРИНБЕРГ спроектировал для древнего Нижегородского Кремля именно «самолёт», узнав, что в одном из старых кремлёвских корпусов прошло детство легендарного авиатора Петра Николаевича Нестерова (1887 – 1914; автор многих фигур высшего пилотажа, прежде всего – «мёртвой» петли Нестерова»), а в Подмосковье – совершал всё более рискованные полёты уроженец приволжского села ВАСИЛЁВО Валерий Павлович ЧКАЛОВ (1904-1938). При нынешнем праздновании 800-летия города, дань памяти этим героическим пилотам отдали проведением с 15 по 20 августа 2021 года над ближайшими пригородами и речными долинами фестиваля воздухоплавания «Приволжская фиеста». Благодаря хорошей погоде, десятки ярких тепловых аэростатов(в просторечии – «воздушных шаров») из многих регионов России завораживающе парили на различных высотах, в том числе – после наступления темноты, эффектно подсвечивавшиеся изнутри пламенем согревавших воздух в оболочках газовых горелок.
Возвращаясь из Кремля на площадь МИНИНА и ПОЖАРСКОГО, невозможно не заметить на восточной её оконечности огромную бронзовую скульптуру В. П. ЧКАЛОВА, торжественно установленную там во вторую годовщину трагической гибели героя: 15 декабря 1940 года. Лично знавший пилота при жизни скульптор И. А. МЕНДЕЛЕВИЧ изваял ЧКАЛОВА в полный рост, уже облачённым в шлем и надевающим перчатки для очередного полёта (кстати, сам ЧКАЛОВ предлагал МЕНДЕЛЕВИЧу водрузить на том месте памятник другому великому нижегородцу: А.М.ГОРЬКОМУ (ПЕШКОВУ)…). Архитекторы И. Г. Таранов и В. С. Андреев спроектировали для монумента столь же внушительный постамент, на котором рельефно воспроизвели карты двух выдающихся перелётов героя. А в 1943 году руководство тогдашней ГОРЬКОВСКОЙ области постановило отметить великую победу СССР под СТАЛИНГРАДом сооружением от памятника к Волге капитально-многопролётной ЧКАЛОВСКОЙ лестницы в форме гигантской восьмёрки или, как полагают многие, математического знака бесконечности. С некоторых промежуточных площадок той лестницы бронзовый лётчик виден без постамента: как будто выглядывающим уже из кабины самолёта в столь полюбившуюся ему небесную стихию!
Впрочем, любовь В. П. ЧКАЛОВа к технике пробудили волжские пароходы, что, к празднованию 9 мая 1985 года 40-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне, «проиллюстрировали», водрузив в самом низу ЧКАЛОВСКОЙ лестницы извлечённый из воды на постамент в форме крутого буруна заслуженный катер «ГЕРОЙ». К 800-летию НИЖНЕГО НОВГОРОДА и лестницу, к сожалению, сильно повреждённую оползнем 8 сентября 2019 года, и катер основательно отреставрировали, и, оснастив современными инженерными системами, вновь торжественно открыли единым ансамблем под вечер воскресенья 1 августа 2021 года. На постаменте с катером при этом появился новомодный QR-код, сканирование коего приводит, однако, на сайт… совершенно иного, ничуть не менее заслуженного корабля. Тот, несравненно более крупный моторный баркас, был спущен на воду в 1916 году как «Матвей БАШКИРОВ» небезызвестным и до сих пор Коломенским заводом. Два года спустя, его команда в числе первых перешла на сторону победивших большевиков, и корабль стал «Волгарём-Добровольцем». Верой и правдой отслужив 50 военных и мирных лет, он был переделан к празднованию в 1967 году полувекового юбилея Октябрьской революции в первый отечественный ходовой корабль-музей, своим ходом время от времени посещавший самые отдалённые пристани Волжско-Камского бассейна, да не выдержал, увы, натиска антисоветчиков с «металлоломщиками» лихих 1990-х… Ну а катер «Герой», как свидетельствуют местные знатоки, был изготовлен много ранее: в 1899/!/ году в шведском городе МУТАЛА как «ФИНН» для небезызвестного в российской истории «ТОВАРИЩЕСТВА НЕФТЯНОГО ПРОИЗВОДСТВА БРАТЬЕВ НОБЕЛЬ», с которым, кстати, тесно и плодотворно сотрудничал также упоминавшийся выше инженер-новатор В. Г. ШУХОВ. Служил катер в низовьях Волги, летом 1919-го – вошёл в состав большевистской Волжской военной флотилии, но был «демобилизован» сразу по окончании гражданской войны, а в город ГОРЬКИЙ прибыл уже «ГЕРОЕМ» по окончании СТАЛИНГРАДСКОЙ битвы, также разоружённым. При, скажем так, музеефикации 1985 года на носу установили, по-видимому, единственно сохранившееся со времён войны 45-миллиметровое артиллерийское орудие 21-КМ, от первых же выстрелов которого, в реальности, лёгкий и уже потрёпанный жизнью катер… сам бы бесславно разлетелся на куски (5).
(1) Нижегородский Кремль: новый туристский маршрут // СА (Газета Союза архитекторов России). 2021. № 4(85). С.7.
(2) См. Семенов Н. М. Старейшие фуникулёры России // Вопросы истории естествознания и техники. 1998. № 3. С. 78-89.
(3) См.: Коссой Ю. М. Ваш друг трамвай. Н-Н., 1996.
(4) Новая жизнь Арсенала ( Нижегородский Кремль, корпус 6 ) // Образ России. Архитектура.
Строительство. Дизайн. 2016. № 1(6). С. 34-41.
(5) См.: Настоящая история катера «Герой», который даже администрация города неправильно определяет // Pulse.mzil.ru> article-katera-GEROJ. Опубликовано 15.07.2021; дата обращения: 20.04.2022.
Продолжение следует
Канал "ПАНТОГРАФ". Материал подготовлен и предоставлен Николаем Семеновым.
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала:
Немного исторических фотографий городского транспорта
Мценские зарисовки. Виды города и транспорт
#трамваи #города россии #транспорт #музеи #фуникулер #общественный транспорт #архитектура #путевые заметки #городской транспорт #нижний новгород