Найти тему

Сергей Белов, главный редактор ROLLINGSTOCK – о последствиях ухода Siemens из России для железнодорожной отрасли.

Сергей Белов, главный редактор ROLLINGSTOCK – о последствиях ухода Siemens из России для железнодорожной отрасли.

Прекращение поставок «Сапсанов» вряд ли будет критичным, однако, конечно, РЖД придется учитывать в планах расчета обеспечения пассажиропотока между Санкт-Петербургом и Москвой, что поступлений оставшихся по контракту машин не будет. В то же время текущая ситуация создает все предпосылки для реализации широкомасштабной программы строительства ВСМ в России, по опыту Китая, как сильной меры по поддержке экономики. Крупнейший производитель поездов ВСМ, китайская CRRC, сейчас испытывает проблемы со снижением заказа на внутреннем рынке, а наличие в портфолио зарубежного контракта желаемо ими уже несколько лет. Поэтому потенциальный китайский партнер будет очень даже договороспособен в части локализации и трансфера технологий, хотя и у наших производителей достаточно компетенций для создания отечественной техники.

Производящий «Ласточки» и электровозы завод «Уральские локомотивы» работает уже более 10 лет, обеспечен достаточно высокий уровень локализации, значительная часть интеллектуальных прав принадлежит российской стороне. Более того, в последние годы идет работа в отношении экспорта подвижного состава – электровозы начали поставляться в Казахстан, в серьезной стадии проработки были поставки «Ласточек» в Сербию.

В части сервиса предположу, что этот вопрос в РЖД и «Синаре» уже прорабатывают с начала марта как один из сценариев. Стоит ожидать, что персонал, занятый на сервисных мощностях, перейдет сейчас или в РЖД, или в «Синару». Также на протяжении нескольких лет «Синара» по контрактам жизненного цикла осуществляет обслуживание электровозов, осваивает ремонт локомотивов других производителей (тепловозов 2ТЭ116У).

Таким образом, в краткосрочной перспективе, конечно, возможны ограничения, которые негативно скажутся на ритмичности производства и обслуживания, однако российская сторона сможет их преодолеть в перспективе одного года. К тому же у РЖД большой парк электропоездов и электровозов производства «Трансмашхолдинга», которые могут стать временной заменой в случае необходимости.