Позавчера, 12 мая, исполнилось 55 лет одной из самых красивых и завораживающих композиций группы Procol Harum “A Whiter Shade of Pale”. А вчера я пересматривал фильм “Oblivion” с Томом Крузом, и там она звучала. Поэтому сегодня решил вспомнить о ней еще раз.
Хотя, наверное, не стоит мне пересказывать давно всем известные вещи. Поэтому давайте просто послушаем эту красивейшую элегию еще раз, а затем будет небольшой рассказ об инструменте, благодаря которому она получила такую огромную известность – органе Хаммонда.
Интересный факт – сам Хаммонд совершенно не ожидал, что его изобретение станет таким популярным, поскольку изначально он планировал, что электромеханическим органом заинтересуются небольшие церкви, не имеющие возможности установить у себя настоящие органы. Но судьба распорядилась иначе, и орган Хаммонда полюбился вначале джазовым исполнителям, а затем и рокерам.
Наибольший расцвет популярности органа в рок-музыке пришелся на середину и конец шестидесятых, когда не было ни одной группы от гаражного рока до хард-рока, не имевшей в своем составе клавишника. И орган в песнях того времени исполнял вовсе не второстепенную роль, наоборот, он играл ведущие партии, он вел за собой всю композицию, а нередко и целый альбом. Это было время великих органных риффов.
Выросло целое поколение талантливых клавишников, непревзойденных в своем мастерстве, создавших грандиозные и шедевральные композиции. Вот несколько самых известных из них:
“Light My Fire”, группа The Doors, альбом “The Doors” (1967)
Мало кто из клавишников мог сравниться с Рэем Манзареком. И хотя основную партию в этой песне ведет гитара, но уши скручиваются в трубочку именно от звуков органа, текущих, кислотно-мрачных, навеянных, по словам самого музыканта, музыкой Иоанна Себастьяна Баха.
“Karn Evil 9”, группа Emerson, Lake & Palmer, альбом “Brain Salad Surgery” (1973)
Кит Эмерсон, один из самых одаренных органистов в истории рок-музыки, заслужил вечную славу благодаря этому 35-минутному шедевру.
“The House of the Rising Sun”, группа The Animals, (1964)
Неискушенный слушатель, завороженный уникальным голосом Эрика Бердона, возможно, поначалу и не различит звуки органа в этой композиции, но постепенно они набирают силу, Алан Прайс виртуозно прибавляет в скорости и мощи, заставляя инструмент звучать в мрачном, похоронном регистре, свойственном этой эпической вещи, закрывая ее мощным финальным аккордом.
"You Keep Me Hangin’ On", группа Vanilla Fudge, альбом “Vanilla Fudge” (1967)
Психоделические воющие звуки, которые извлекает из органа Марк Стейн, выступают контрапунктом пулеметной дроби барабанов. Марк ведет свою партию до самого конца, и в ней уже чувствуется приближение эры жесткого хэви-метала.
“Your Time is Gonna Come”, группа Led Zeppelin, альбом “Led Zeppelin” (1969)
Интро этой вещи в исполнении одного из величайших клавишников Джона Пола Джонса переносит слушателя под небесные своды готического собора. Полное ощущение присутствия в Сикстинской капелле или, по крайней мере, Нотр-Дам де Пари.
“Chest Fever”, группа The Band, альбом “Music From Big Pink” (1968)
На концертах склоняющийся над органом Гарт Хадсон чем-то неуловимо напоминает сумасшедшего ученого, извлекающего божественный эликсир из металла и пластика. Но в записи он выдает укороченное интро, основанное опять-таки на фугах великого Иоганна Себастьяна.
“Hush”, группа Deep Purple, альбом “Shades of Deep Purple” (1968)
Король органа, великий Джон Лорд. Он заставлял свой инструмент звучать как гитара, бас, цимбалы, он творил невозможное. Его уникальная манера игры, резкие стаккато и мелодичные легато до сих пор волнуют души миллионов поклонников.
“Roundabout”, группа Yes, альбом “Fragile” (1971)
Рик Уэйкман не просто клавишник – он настоящий виртуоз. Можно сказать, что он заложил основы прогрессивного рока. И именно с помощью органа Хаммонда.
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь материалом в своих соцсетях. И большой палец вверх, пожалуйста. Приглашаем в наш рок-блог и в группу ProRock’а ВКонтакте и на телеграм-канал Castle Rock.