На близлежащую пятилетку в России планируют полностью обновить систему дополнительного образования детей и создать необходимые условия для самореализации и развития. Это предусмотрено концепцией развития дополнительного образования, которую утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин (Распоряжение от 31 марта 2022 года №678-р).
Особое внимание в концепции уделено детям с инвалидностью и их вовлечению в систему дополнительного образования, детям из сёл и посёлков, где не получили развитие различные кружки.
Проблема с дополнительным образованием, особенно с работой технических кружков в малых городах, в сёлах всегда была актуальной. Что такое технический кружок? Это во первых технический специалист - энтузиаст, который передаёт свой опыт подрастающему поколению.
А если в селе или посёлке нет такого энтузиаста? Тогда нет и кружка. И не придёт в этот населённый пункт новейшая техника, так как её некому будет обслуживать.
Конкретный пример на предприятии. Находится в посёлке. Всё оборудование и приборы, цепи автоматики 70 - 80- х годов. То есть огромное количество электроники с применением транзисторов и микросхем. Обслуживали всё работники, получившие профессию электрослесаря в местном техникуме. А дополнительные знания по ремонту электроники они получали в радиокружке в 60- 70 - е годы. Там же получили и навык к самообразованию (ведь электроника требует постоянной работы со специальными справочниками и дополнительной литературой).
Всего лишь радиокружок, но он позволял с детства готовить для посёлка будущих связистов, электронщиков, киповцев. Местный техникум готовит лишь электрослесарей по обслуживанию силового электрооборудования, а вот те выпускники техникума, кто посещал радиокружок и становились потом специалистами, которые брали в свои руки обслуживание телефонной связи на предприятиях, ремонт приборов и прочей электроники. Но уже в 90-х этого радиокружка не стало. Посчитали, что это не требуется в наше время. Век компьютеров и микропроцессорной техники!
Но создалась ситуация, когда некому стало ремонтировать не только советскую электронику и приборы на предприятиях, но и внедрять новые технологии. Ведь радиокружок учит не только азам электроники, но и тренирует образное мышление. А без него никак не представить в голове нужную схему, не удастся найти и неисправность. Многие электрики просто панически боятся даже подойти к схемам автоматики и к электронным приборам. Уже не говорим о современных приборах, где требуется войти в меню, ввести нужные данные, запрограммировать прибор с помощью компьютера. Поэтому нередки случаи, когда малограмотные работники просто отключают сложную автоматику и переводят работу в ручной режим.
Создать в каждом селе и посёлке радиокружок нет возможности. Не найдётся столько энтузиастов. Но выход есть. Это дистанционный радиокружок. При этом максимально адаптированный к местным условиям и индивидуальным возможностям каждого ученика. У кого - то есть возможность приобретения новых деталей и приборов, у кого- то нет. Кому- то хочется иметь сразу базовый набор радиодеталей. Не у каждого есть компьютер, чтобы проводить обучение с использованием программ -
виртуальных симуляторов, где можно создавать электросхемы (есть только смартфон).
Поэтому я решил создать несколько программ обучения для дистанционного кружка:
1. Традиционный метод - с паяльником. Для этого создан сайт.
2. Метод "холодных" скруток. Для этого собрал набор деталей в виде радиоконструктора и написал к ним первые 20 уроков (набор начинающего электрика). У деталей уже припаяны к выводам провода. Наборы буду формировать по мере спроса и отсылать желающим по цене ниже себестоимости деталей (использовать свои большие запасы).
Здесь будут сформированы несколько наборов по мере усложнения материала. А сами уроки выкладываю В Контакте, где создал специальную страничку.
3. Обучение с использованием виртуальных программ, установленных на компьютер.
Теперь о методе "холодных скруток:
Детали из созданного мной набора - конструктора. Белая трубка - кассета, где расположены 4 пальчиковых батарейки. На любом картоне рисуются нужные схемы (согласно урока). Затем в местах соединений делаются отверстия, в которые вставляются выводы деталей.
В наборе есть и импровизированный прибор, созданный из миллиамперметра. Позволяет измерять напряжение до 15 в и ток до 0,25 А (возможно эти параметры изменить). Скрутки проводов защищены от замыкания между собой кембриками. По мере развития у обучаемого объёмного мышления (удержание образа схемы в памяти), картонки с рисунками можно и не применять.
А вот так выглядит обучение с помощью компьютерной программы, которая позволяет создавать виртуальные схемы.