Найти тему
Корнеслов

Коран и Библия: два Адама, или один?

Материалы книги в изложении автора: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Издание второе, дополненное и исправленное. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2013 — 526 с. ISBN 978-5-91146-888-0
Материалы книги в изложении автора: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Издание второе, дополненное и исправленное. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2013 — 526 с. ISBN 978-5-91146-888-0

Когда мы встречаем какое-либо рассуждение, далеко не все способны оценить сказанное и написанное, и понять, истинно оно или нет. Часто достаточно одного только авторитетного мнения, чтобы принять суждение на веру. Но, человек не ест всё подряд, а руководствуется зрением, вкусом и обонянием: потому что от этого зависит его жизнь и благополучие. Так и в суждениях нельзя беззаботно удовлетворяться тем, что говорят, а нужно руководствоваться разумом. Иначе последствия могут быть весьма неприятны. А в долгосрочной перспективе неверные суждения, пришедшие извне, могут исказить восприятие действительности, и даже оказать негативное влияние на всю жизнь.

Смысл написанного существует в сходстве и сравнении, и если знать о способе происхождения смысла, то ясен и порядок построения суждения.

И Коран, и Библия Ветхого завета содержат описание сотворения мира, которое завершается созданием Адама, первого человека. В изложении Священных книг подробно перечислена последовательность событий, описывающих целенаправленные, взаимосвязанные действия, разрастающиеся по мере выполнения предыдущих.

Библия сообщает, как Бог создал человека: «И созда богъ человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» [Библиа Ветхаго завета, Быт. 2:7].

-2

Созданный богом человек обладал способностью нарекать имена всему живому. Для этого бог приводил к Адаму скот, птиц и зверей, и смотрел, каким именем он наречёт их: «…и приведé я ко адаму видети, что наречетъ я: и всяко еже аще наречé адамъ душу живу, сие имя ему. И нарече адамъ имена всем скотóм, и всем птицам небесным, и всем зверем земным» [Библиа Ветхаго завета, Быт. 2:19-20].

В Коране также написано о том, как Аллах (Бог) создал человека. Согласно Корану, Адам был создан Аллахом «из сгустка» [Коран. Перевод Иман В. Пороховой, 96:2] «звучащей глины»: «Кто совершенный вид придал всему, что создал, из глины начал сотворенье человека» [Коран, 32:7]. «Он создал человека из гончарной глины, звонкой» [Коран, 55:14]. Вдохнув в Адама жизнь, Аллах обучил Адама названиям всего, что суще [Коран, 2:31], и этим возвысил его над ангелами [Коран, 2:34]. Самый щедрый творец «человеку дал перо и научил письму» [Коран, 96:4]. Сказано, что Аллах обучил Адама языку и письму.

-3

Сходство содержания Корана с преданием Ветхого завета говорит о том, что у Корана и Библии был общий источник, повествующий о древнем предании, смысл которого сокровенен.

В Библии и Коране написано о первом человеке, которого звали Адам. Имя одно, но сотворение человека описано по-разному: Библия говорит, что Адам был создан богом персть (взем) от земли, а позже одет в ризы кожаны: «И сотвори господь богъ адаму и жене его ризы кожаны и облече ихъ» [Быт. 3:21] (И сотворил господь бог адаму и жене его одежды кожаные и облачил их); а Коран – что Адам создан из звонкой гончарной глины. Кажется, что это несоответствие частностей. Но эти частности принадлежат одному, – Адаму, первому человеку. Несоответствие же, принадлежащее одному, может быть или ошибкой, или обозначает тождества – равнозначные предметы и понятия.

Кроме имени описание Ветхого завета и Корана содержит ещё одно сходство, на основании которого также можно сделать вывод о тождественности понятия. Так, в Библии написано, что Адам нарекал имена животным, зверям и птицам. И в Коране написано, что бог обучил Адама названиям всего, что суще. Из этого следует, что Адам знал названия вещей, а значит, был носителем языка.

И Ветхий завет, и Коран описывают способы создания Адама. Но способы эти имеют различие. Так, в Ветхом завете бог создал человека «персть (взем) от земли». Теперь забытое слово персть, является однокоренным слову перст, которое обозначает палец. Общий корень и полное звуковое соответствие основы слов указывает на то, что когда-то эти слова были одним словом. Слово перст обозначает палец, поэтому персть может обозначать то, что сделано пальцем, или пальцами. Поскольку то, что сделано пальцем, относится к земле, то палец делает что-то по отношению к земле.

Создание чего-то обозначает и способ и действие. Адам же создавался богом действием: «персть (взем) от земли». Если написать чуть иначе, нисколько не изменив основу слов, то получится: «перст в земь от земли», или: палец в землю, от земли. Такое действие может быть связано с движением перста (пальца) по земле, которое оставляет на земле следы. Что касается Корана, то он также содержит описание сотворения Адама богом, который «создал человека из гончарной глины, звонкой». Глина становится звонкой при обжиге, а это значит, что человек был создан из обожжённой глины.

Смысл существует в сходстве и сравнении. А различный способ сотворения человека позволяет судить о том, что он, этот способ, не столь важен, так как описывает одно и то же: в Библии сотворение Адама связано с землёй, а позднее Адам и его жена были облачены в кожаные одежды; в Коране сказано, что материалом для Адама стала звонкая гончарная глина, или глина обожжённая. Рассмотрение позволяет выделить общее – Адама, и различие – способ его происхождения. Различие способа происхождения принадлежит одному, поэтому вместе эти различия едины. Чтобы выяснить, в чём их единство, необходимо провести сравнение и ответить на ряд вопросов.

Во-первых, в Писании дано довольно подробное изложение последовательности сотворения мира, а затем растений и животных. И земля, и небо, и вода, и суша не были созданы из чего-то: описания, из чего был создан мир, нет. В самом деле: богу не нужен материал, если он сам может его создать. А материал, из которого создан человек, описан: это земля, глина и кожа.

Во-вторых, материал, из которого создан Адам, различен. И если в земле и глине есть что-то общее, то облачение в ризы кожаные никак не вяжется с каким-либо разумным объяснением. А оно должно быть, так как и Библия, и Коран – произведения основополагающие, а значит глубоко продуманные, и в них, безусловно, каждое слово описания стоит на своём месте и имеет свой смысл.

Если говорить об Адаме – предмете, а не об образе первого человека, то Адам – это носитель языка, который может быть создан нанесением следов на земле, на глине (которую затем обжигают), на коже. Адам несёт в себе язык, а язык, оставляющий следы на поверхности земли, на обожжённой глиняной доске, или коже, называется письменностью. Если в писаниях христиан и магометан поведано о том, что человек стал человеком, обретя письменность, то это имеет смысл.

Изобретение человеком письменности не было связано с изобретением материала, на котором можно было бы писать. Такие материалы были везде: земля, песок, камни, стены гор и пещер. Эти материалы всегда были под рукой, всегда рядом. Только много позднее, с развитием письменности, были изобретены более удобные материалы для письма, которые можно было хранить и переносить, и которые занимали меньше места. Ими стали обожжённые глиняные дощечки, выделанная кожа, деревянные доски, бумага. Написанное на земле недолговечно, а сохранившиеся памятники древней письменности подтверждают, что материалом, на котором писали в древности, были и земля, и глина, и кожа. При этом написание на земле, безусловно, является самым простым, поэтому и более ранним способом письма. [Корнеслов, Лыкин И.Л., Москва, ИПЦ "Маска", 2013 г. стр. 16-20].

Написанное лишний раз подтверждает, что Адам – это Азбука, собрание начальных слов-корнесловов, ставших основой языка человеческого.

Данная статья - продолжение ранее написанных: «Ева была безгрешна, или: Какое имя было у жены Адама?», «На каком языке говорил Адам? (И создал бог Адама...)».

Автор: Лыкин И.Л.

© И. Л. Лыкин

Если вам понравилась статья, можете поддержать автора: поставить лайки или подписаться.

#корнеслов #библия #коран #русский мир #русский #православие #христианство #слово #слово божие