Найти тему

Почему у мамы не получается самостоятельно запускать речь у ребенка?

Всем здравствуйте.

Когда наши бабушки слышат о каких-то специальных занятиях по развитию детей, в частности речи, то часто удивляются, зачем это вообще нужно, растили ведь как-то раньше детей, да и времени не так много уделяли, все равно выросли говорящими и талантливыми во многих областях. Однако огромное количество рекомендаций заставляет и бабушек и мам задуматься над этим вопросом.

- Обращаться к врачам неохота

- Тратить деньги на работу с логопедами-дефектологами тоже не всегда есть возможность

- Ждать пока ребенок сам заговорит уже нет смысла. Да и времени прошло достаточно.

Что же предпринимают ролители в данном случае? Верно, заниматься с малышом самостоятельно. Осталось решить как. Информации в Интернете много, поэтому мама без труда определяет комплекс упражнений, игр, заказывает дюжину развивающих книг и прочих пособий. И вот он час икс, пора начинать занятие и гордиться первыми результатами. Но вдруг...что-то все идет не по позитивному плану:

- Ребенок неусидчив

- Ребенок отвлекается

- Ребенок не стремится выполнять задания мамы

- Ребенок не слушает, что ему говорят

- Ребенок отказывается от игр

- Ребенок не проявляет интереса к книгам и карточкам.

У мамы в этом случае опускаются руки. Возможно не сразу, но, как правило, попробовав 3-5 раз начать развивающие занятия со своим ребенком, маме становится ясно, что сама она не справится.  Вот здесь самое время вместо точки поставить запятую и продолжить предложение "она не справится, пока не справится☝"

Для начала нужно разобраться, почему занятия не дали нужного результата, почему ребенок то и дело отвлекался и не желал идти на контакт. Разберем по порядку, от чего маме нужно отталкиваться, создавая план занятия:

1. Основной диагноз у ребенка. Как бы вы не пытались использовать все современные методики по запуску и развитию речи, они не сыграют вам на пользу, пока не будет определена точная причина отсутствия речи у ребенка. Бывает такая ситуация, что мама старается, отдает все силы и деньги на покупку любых игрушек, логопедических пособий, а ребенок не только не говорит, но и не слушает. Оказывается, у него была сенсорная алалия, и в этом случае был важен совершенно иной подход в занятиях. А бывает, что ребенок пытается произносить звуки, но ему это дается с трудом. Мама вся в гневе, начинает переходить на громкий звук и считает, что ребенок просто ленится. А потом выясняется, что у малыша дизартрия и он просто-напросто не в силах поднять язык и пошевелить челюстью ввиду нарушения моторной функции артикуляционного аппарата. И сколько таких случаев... Поэтому однозначно рекомендую наблюдать за своим ребенком, выписать в тетрадь, что он способен говорить, что нет, есть ли понимание речи, как обстоят дела с интеллектуальной сферой ( выполняет ли задания на логику, память, мышление). Не поленитесь и почитайте статьи на темы, связанные с развитием речи у детей и имеющимися речевыми нарушениями.

2. Обязательно всем мамам, у которых дети еще не говорят, советую повесить памятку о появлении звуков. Так будет проще отслеживать динамику развития. Все начинается ст звуков раннего онтогенеза, это гласные ( А, О, У, Ы, И,Э), потом понемногу появляются согласные М, П, Б, Н, Д, Т, Г, К и по мере роста ребенок осваивает новые и новые буковки. Самыми поздними считаются свистящие, шипящие и Р, Л. Поэтому в занятиях это стоит учитывать и не просить ребенка произнести сразу слова,имеюшие звуки позднего онтогенеза.

3. Слоговая структура слова. Почему я выгружаю так много практических видео, где рассказываю о том, как заниматься с детьми и вызывать слова, начиная именно с 1 слоговой структуры. Опять же, вернемся к этапам речевого развития: сперва у детей появляется гуление, затем лепет, после этого первыми словами являются двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, папа, баба, няня, дядя. Следующий этап-то освоение двусложных слов, состоящих из двух разных слогов ( лиса, киса, дача). Мамам на заметку: ребенок, который только только начинает говорить, не выдаст вам резко "Поливальник" или "Баскетболист". Поэтому в занятиях учитывайте этот факт и подбирайте заранее темы, которые для ребенка не создадут дискомфорт.

-2

4. Порядок на рабочем месте. В этом пункте напомню о том, что в комнате, где планируется вести занятие, должно быть чисто, тихо, светло и спокойно. Уберите все лишние игрушки, особенно музыкальные. В поле зрения малыша должна быть мама и только лишь то игровое пособие, с которым в данный момент происходит занятие. Иначе вам не обойтись без постоянной потери внимания малыша: заметил любимую игрушку, опа, он уже пошел за ней, папа забыл убрать свой телефон- ничего, занятие подождет, так как ребенок уже достиг своей цели. 😉

5. Держим себя в руках. Будет сложно не сорваться, не накричать, не заставить ребенка произнести, наконец-то букву А или слово "Киса", но поверьте, чем спокойнее, увереннее мама, чем чаще она удивляет ребенка, поджигает его интерес, веселит, тем скорее результат будет в ваших руках. Это все проверено лично мной, как мамой, которая ежедневно занимается речью своего ребенка. За эти 2,6 года я выучила столько стихотворений, потешек и песенок, сколько , наверное, никогда не учила, находясь в школе. И это мне очень помогает, так как я всегда знаю, как увлечь малыша, как переключить его внимание, как заставить услышать себя и придти к успеху.

Мамы, бабушки, а возможно и папы, которые решили заниматься речью сами, в домашних условиях, у вас все обязательно получится! Главное помните, что результат зависит от точного диагноза ( темповая задержка речи или моторная алалия, афазия или дизартрия, дислалия или сенсорная алалия- это разные диагнозы и подход к детям будет разный), знаний в области развития речи у детей, психологии детей и вашего личного настроя! 

На моем канале вы найдете абсолютно все для запуска речи у детей дома: видео занятий, практические примеры моих занятий с сыном, ответы на вопросы о речи детей, какие игры и книги выбрать и т.д.