Этнографы, историки и культурологи чаще всего заняты изучением следов былых эпох, очень редко собирают их в кое-где оставшихся народных традициях, связанных в основном с целительством и бытовой магией.
Никто из них конечно же не исследует свидетельства настоящей магии, так как это требует контакт с носителями магического знания. В основном собираются поверия, " обс", что имеет отношение к быту селян, но никак не описывает настоящего колдовства.
Так этнографы уверены что понятие Тайной Силы имеет отношение сугубо к мужской магии, "мужской самоидентичности", которую связывают с физической силой и военной властью на основе некоторых данных об отдельных объединениях мужчин, как например, офеней , жгонов или мерянских крестьян-отходников. А бытовая или домашняя магия - вотчина женщины и её ориентации на деторождение, здоровье, домашнее хозяйство
Тем не менее, магия, колдовство в своём истинном виде это не социальное явление, а напротив, очень индивидуальный вход в мир неизвестного каждого конкретного человека, не смотря на его социализацию, пол или другие индивидуальные качества.
Магия сопряжена была по уровням:
Самый высший : абстрактное знание ( Законы мироустройства, механизмов Силы, роль человека в распределение сил)
Средний: прикладное знание ( слово, знание механизмов магии, мест силы, сторонних сил)
И низший или повседневный уровень:
Личная сила, кровь, обрядовые действия, эгрегор ( то, на чем держится всё обыденное знахарство, целительство)
Исторически мужская магия была тесно связана с некоторыми профессиями : война, охота, производственное дело ( кузница и мельница) .
В народе же "сильных" знахарей отличали от бытовых навыков деревенских бабок, нашептывающих простые молитовки и крестящих хлеб и воду; бытовое женское знахарство ограничивалось лечением детей, соседок и их пристарелых родителей. Это можно определить как домашнее знахарство, замешанное немного на местных верованиях , - остатков жречества, вкупе с церковными молитвами.
Отдельно, конечно, можно коснуться знахарок или ведьм, кто жил на отшибе селения и кому приписывалась исключительно порчельная деятельность.
Люди обращались к мужчинам-знахарям или колдунам, по причине веры в мужскую силу. По большей части это касалось наведения и снятия порчи.
Среди ворожей и целительниц никто не брался за "отдел"( снятия порчи) . Ведьмы так же очень часто закрывали дверь перед просителем : " Порчу не для того навели, чтобы кто-то снимал".
Однако некоторые знахари отсылали к колдунам, говоря: " Вот этот сильнее, поэтому к нему и иди". С учётом специфики времени, считалось, что сила - сугубо атрибут мужской магии так же, как рост благополучия , урожай, деторождение - женской.
"находят сильнее того, кто сделал. И отделывали: сила на силу" ( свидетельство жителей из Костромской обл.).
Так же свойства человеческого сообщества отделять своих от чужих, вера в тайну относительно того, что сокрыто от всех и каждогл, именно поэтому кузнецов, мельников записывали в колдуны. А женщин, выглядевших необычно или имевших необычное поведение, -порой и в силу болезни , - записывали в ведьмы - порчельницы.
Разумеется и иностранцам из-за чужеродной культуры приписывалось свойство тайной силы, магии, мистики, потустороннего, враждебного.
Тайна и магия является проявлением враждебности и опасности в первобытном обществе. Но это же свойство-атавизм присуще и современному цивилизованному сообществу.
Поясню: это чисто животное свойство, которое присуще не только человеку , но в первую очередь и любому животному, кто существует в колониях, стадах, семьях.
Простые люди получали магические знания ( не бытовую магию) порой от других людей, из другого села, от проезжего, где-то на чужбине от иностранцев, словом, не от односельчан.
Так же получали от колдунов и ведьм научение, как сделать обряд посвящения. По сути это, говоря современным языком ,"скрипты" магического путешествия за силой, которое доподлинно было известно посвящённым .
Для будущих колдунов и ведьм существовали три основных места получения силы:
❌ Перекрёсток
🔥💦Баня
⚰️ ☠️Кладбище
Каждое из мест было сопряжено с особой Силой и с опытом колдунов.
На перекрёстке сами колдуны и ведьмы могли оставить инструмент силы, ( нож, топор, посох, веник) поднявший его, получал весь опыт знахаря и продолжал его дорогу.
Кладбище было связано с контактом с мертвяком, неупокоенной ведьмой или колдуном, обряд проводился на могиле. Это же могло происходить при процессе похорон, через обряд с зеркалом.
Посвящение в бане было связано с договором с нежитью или нечистой силой. Баня была аналогом перекрёстка или кладбища. Считалась не чистым местом, на пороге которого восседал Банник с Обдерихой. Это место, где человек легко входил в транс и был способен переступить грань, из мира известного в мир потусторонний.
Сила колдуна или ведьмы могла быть передана через тайные колдовские книги ( со "словом"), через предмет ( инструмент, такой как нож или посох, или предмет одежды) или просто через прикосновение.
Бытовало поверие, что прикосновение колдуна у того изымает силу, а тот, кто соприкоснулся, её получает.
Но так же среди людей ходило мнение, что прикосновение колдуна может отобрать силу у простого человека, а с помощью взгляда колдун или ведьма может оглазить.
На деле многие маги, ведьмы и колдуны избегают прикосновений из-за потока чужой информации, в особенности недавно умерших, кто ищет связь с живыми.
Считалось, что человек в дороге доступен для нечистой силы. А мы, маги, говорим, что человек на дороге открыт для перемен и трансформации. Поскольку сама дорога и движение по ней вводит человека в транс, расширяет его область наблюдения сдвигает точку внимания, словом расширяет область восприятия.
Поэтому такие атрибуты стабильности как пояс, обувь и шапка, были препятствием для духов, они не могли соприкоснуться с астральным телом человека и стать заметными для него.
Именно поэтому колдуны и ведьмы зачастую при посвящении распоясывались, снимали обувь, женщины расплетали косы, мужчины сбрасывали шапки, чтобы найти контак с Силой.
В современном обществе, люди пешком или в открытом транспорте не передвигаются. Однако люди, чья одежда свободна, волосы не собраны, обувь открытая - доступны для "нашëптывания" духов. Это играет в обе стороны - от мудрости и открытости восприятия путешественника, до человека, потерявшего себя, " забывшего лицо своего отца".
С одной стороны в современном обществе кажется, что прогресс победил и всё мы руководствуемся научными данными и технологическим прогрессом, с другой - потусторонняя Сила никуда не делась и всегда готова оказать на нашу жизнь влияние.
#колдовство #знахарь #ведьма #колдун #колдуны #посвящениевколдуны #посвящение #обрядинициации #колдовскаясила