Найти тему
Владимир Кузьмин

Хотели как лучше, а получился саботаж

Любое благостное начинание неизбежно сталкивается с непреодолимым барьером в лице исполнителя. На волне реляций о стойкости экономики, доблести бизнеса и подвигах регуляторов, до реального сектора докатилась благодать проверок. И всё бы ничего, но есть в этом что-то до боли знакомое, что-то, что ярко свидетельствует о нашей неготовности к серьёзным испытаниям. Статья пригодится тем, кто никогда не занимался и не управлял производством для понимания того, с чем сталкивается их «никчёмный и бесполезный» директор.

  • Содержание:
  • Описание положения.
  • Мораторий на проверки, последствия для честного бизнеса.
  • Критика ФНС.
  • Вывод.

Текущие реалии не были ни для кого сюрпризом, инфляция на сырьевых рынках стала заметна ещё год назад, и уже тогда стало понятно, что в 2022 что-то произойдёт. В октябре стало ясно, что полыхнёт на наших границах, а в декабре уже было очевидно, что движение начнётся в конце зимы. Это было очевидно рядовому гражданину, в кабинетах понимание наступило гораздо раньше, поэтому ещё в конце прошлого года стартовали проверки более или менее крупного бизнеса. В феврале мы получили первый запрос на предоставление документации, сопровождающей отношения с крупным партнёром. Запрос этот крайне удивил, поскольку включал в себя уж больно много побочных документов, вплоть до переписок. Мы сформировали разумный пакет документов и стали ждать. Долго ждать не пришлось, в марте начали проверять уже нас. По отрасли пошёл гул, проверяют всех, при том проверяют с особым старанием.

В этом месте необходимым будет ответить на вопрос, который мог у вас возникнуть: какие проверки? В начале марты было выпущено постановление о моратории на проверки бизнеса. Нельзя! Этот же вопрос был задан и налоговому исполнителю. Как так? Вышло следующее, мораторий относится к плановым проверкам и не ограничивает инспекцию в том, что касается контроля и внеплановых проверок. Иными словами, если вас планировали «прошерстить» 13 мая, то в этом случае мораторий работает – 13 мая никаких разбирательств не начнут, но если начать разбирательства 12 мая, то на этом полномочия моратория всё.

-2

Здесь вы можете сказать, что честному бизнесу проверки не страшны. Он легко их пройдёт и не заметит, а вот и нет. Не буду рассматривать вопрос с мелкими нарушениями, они есть у всех и без них никуда. Задержали оплату покупатели, вы не успели что-то оплатить, куда-то делась ЭЦП, куча мелочей и это не проблема, все всё понимают. Основная проблема в том, что сотрудники вынуждены отвлекаться от работы, собирая огромные объёмы документации. Запросы включают в себя большой перечень документов, не запрашиваемых ранее, зачастую, эти документы не имеют отношение к налоговому учёту. Работа замирает, вместо производственных вопросов, все сидят и сканируют сотни листов документации. Лично я потратил на это 3 дня и потрачу ещё столько же вместо того, чтобы решать вопросы закупок, товарной матрицы, складских запасов. Всё это происходит в тот момент, когда бизнесом необходимо управлять в ручном режиме, поскольку условия меняются каждый день.

Что-то похожее было в период, когда вся страна сидела на карантине: активизировались приставы, списывающие с не пополняющихся счетов граждан средства в тот период, когда минимальные накопления имели витальное значение. Обжаловать их вы не могли, явиться в суд тоже, всё было закрыто, но процесс почему-то шёл, и я не слышал ни об одном разбирательстве, касающемся числа жертв подобного вредительства.

-3

Теперь перейду к главному. Что во всём этом свидетельствует нам о том, что наши государственные органы так ничему и не научились. Налоговая система в России – надёжный якорь, сдерживающий экономику от самопроизвольного роста. У каждого государственного органа существует своя задача, так МВД существует для предупреждения правонарушений в рамках уголовного и гражданского кодексов, налоговая должна заниматься тем же, но в рамках своего регламентирующего документа, однако занимается она исключительно сборами и наказанием, как если бы вместо МВД была только прокуратура и судебные приставы. Помимо этого, налоговой системе глубоко плевать на структуру и физику процессов.

Если очень упростить, то всю логистическую цепь промышленного производства можно разбить на три основные звена: сырьё, переработка, сеть продаж. Первое и последнее звено не сталкиваются с особыми налоговыми проблемами, поскольку их работу достаточно легко отражать в документах: деньги-товар-деньги. Зачастую, и это не маловажно, сырьевики и торгаши не привязаны к локации, что даёт им дополнительное пространство для обхода налогового законодательства. Если же мы говорим про производство (промышленность), то добавленную стоимость отразить в документах гораздо сложнее, вы не сможете «кочевать» со своим оборудованием, в сумме это даёт неизбежность полного налогового контроля, однако, производство полностью зависит от поставщиков и продавцов, которые не спешат полностью «отбеливаться». Если бы налоговые органы действительно занимались своей работой, то они бы проверяли поставщиков сырья и продавцов, поскольку абсолютный порядок в этих сферах гарантирует порядок на производстве, которое должно решать свои задачи без оглядки на проверки, формируя собой опору экономики.

-4

На практике, наша налоговая занимается наказанием тех, кто вынужден идти на нарушения, так как сама налоговая создаёт условия при которых мелкие и средние производства выживать не могут. Простой пример из моей практики. Как я уже говорил, продавцы и сырьевики оборачиваются по принципу «продукт-деньги-продукт» или «деньги-продукт-деньги», что вполне укладывается в квартальный отчёт, небольшие производства же имеют более длинную цепь, зачастую это «деньги-продукт-деньги-продукт» - закупили, произвели, продали, закупили. Подобная схема может оборачиваться значительно дольше четырёх месяцев, что неизбежно приведёт к штрафам в конце года при налоговом режиме УСН доход минус расход. Перейти на другую систему при этом нет возможности, поскольку 6% приведут к удорожанию и трудностям в конкуренции на рынке для тех, кто уже прошёл этап зарождения, а общая система – похороны для небольших производителей.

Вывод. Не смотря на предписания, ответственные за исполнение органы продолжают искать обходы, отстаивая своё деструктивное влияние. Никакой новой идеи, реального развития как не было, так и не предвидится. Выбрав путь наименьшего сопротивления: ресурсы и торговля, наша налоговая система так и не научилась работать с производством, которого, судя по всему, в стране быть не должно. Правила, которые так оберегает наша налоговая, заставляют людей уходить в тень или вовсе отказываться от производящего бизнеса в пользу добычи сырья и торговли импортными товарами.