Любое благостное начинание неизбежно сталкивается с непреодолимым барьером в лице исполнителя. На волне реляций о стойкости экономики, доблести бизнеса и подвигах регуляторов, до реального сектора докатилась благодать проверок. И всё бы ничего, но есть в этом что-то до боли знакомое, что-то, что ярко свидетельствует о нашей неготовности к серьёзным испытаниям. Статья пригодится тем, кто никогда не занимался и не управлял производством для понимания того, с чем сталкивается их «никчёмный и бесполезный» директор.
- Содержание:
- Описание положения.
- Мораторий на проверки, последствия для честного бизнеса.
- Критика ФНС.
- Вывод.
Текущие реалии не были ни для кого сюрпризом, инфляция на сырьевых рынках стала заметна ещё год назад, и уже тогда стало понятно, что в 2022 что-то произойдёт. В октябре стало ясно, что полыхнёт на наших границах, а в декабре уже было очевидно, что движение начнётся в конце зимы. Это было очевидно рядовому гражданину, в кабинетах понимание наступило гораздо раньше, поэтому ещё в конце прошлого года стартовали проверки более или менее крупного бизнеса. В феврале мы получили первый запрос на предоставление документации, сопровождающей отношения с крупным партнёром. Запрос этот крайне удивил, поскольку включал в себя уж больно много побочных документов, вплоть до переписок. Мы сформировали разумный пакет документов и стали ждать. Долго ждать не пришлось, в марте начали проверять уже нас. По отрасли пошёл гул, проверяют всех, при том проверяют с особым старанием.
В этом месте необходимым будет ответить на вопрос, который мог у вас возникнуть: какие проверки? В начале марты было выпущено постановление о моратории на проверки бизнеса. Нельзя! Этот же вопрос был задан и налоговому исполнителю. Как так? Вышло следующее, мораторий относится к плановым проверкам и не ограничивает инспекцию в том, что касается контроля и внеплановых проверок. Иными словами, если вас планировали «прошерстить» 13 мая, то в этом случае мораторий работает – 13 мая никаких разбирательств не начнут, но если начать разбирательства 12 мая, то на этом полномочия моратория всё.
Здесь вы можете сказать, что честному бизнесу проверки не страшны. Он легко их пройдёт и не заметит, а вот и нет. Не буду рассматривать вопрос с мелкими нарушениями, они есть у всех и без них никуда. Задержали оплату покупатели, вы не успели что-то оплатить, куда-то делась ЭЦП, куча мелочей и это не проблема, все всё понимают. Основная проблема в том, что сотрудники вынуждены отвлекаться от работы, собирая огромные объёмы документации. Запросы включают в себя большой перечень документов, не запрашиваемых ранее, зачастую, эти документы не имеют отношение к налоговому учёту. Работа замирает, вместо производственных вопросов, все сидят и сканируют сотни листов документации. Лично я потратил на это 3 дня и потрачу ещё столько же вместо того, чтобы решать вопросы закупок, товарной матрицы, складских запасов. Всё это происходит в тот момент, когда бизнесом необходимо управлять в ручном режиме, поскольку условия меняются каждый день.
Что-то похожее было в период, когда вся страна сидела на карантине: активизировались приставы, списывающие с не пополняющихся счетов граждан средства в тот период, когда минимальные накопления имели витальное значение. Обжаловать их вы не могли, явиться в суд тоже, всё было закрыто, но процесс почему-то шёл, и я не слышал ни об одном разбирательстве, касающемся числа жертв подобного вредительства.
Теперь перейду к главному. Что во всём этом свидетельствует нам о том, что наши государственные органы так ничему и не научились. Налоговая система в России – надёжный якорь, сдерживающий экономику от самопроизвольного роста. У каждого государственного органа существует своя задача, так МВД существует для предупреждения правонарушений в рамках уголовного и гражданского кодексов, налоговая должна заниматься тем же, но в рамках своего регламентирующего документа, однако занимается она исключительно сборами и наказанием, как если бы вместо МВД была только прокуратура и судебные приставы. Помимо этого, налоговой системе глубоко плевать на структуру и физику процессов.
Если очень упростить, то всю логистическую цепь промышленного производства можно разбить на три основные звена: сырьё, переработка, сеть продаж. Первое и последнее звено не сталкиваются с особыми налоговыми проблемами, поскольку их работу достаточно легко отражать в документах: деньги-товар-деньги. Зачастую, и это не маловажно, сырьевики и торгаши не привязаны к локации, что даёт им дополнительное пространство для обхода налогового законодательства. Если же мы говорим про производство (промышленность), то добавленную стоимость отразить в документах гораздо сложнее, вы не сможете «кочевать» со своим оборудованием, в сумме это даёт неизбежность полного налогового контроля, однако, производство полностью зависит от поставщиков и продавцов, которые не спешат полностью «отбеливаться». Если бы налоговые органы действительно занимались своей работой, то они бы проверяли поставщиков сырья и продавцов, поскольку абсолютный порядок в этих сферах гарантирует порядок на производстве, которое должно решать свои задачи без оглядки на проверки, формируя собой опору экономики.
На практике, наша налоговая занимается наказанием тех, кто вынужден идти на нарушения, так как сама налоговая создаёт условия при которых мелкие и средние производства выживать не могут. Простой пример из моей практики. Как я уже говорил, продавцы и сырьевики оборачиваются по принципу «продукт-деньги-продукт» или «деньги-продукт-деньги», что вполне укладывается в квартальный отчёт, небольшие производства же имеют более длинную цепь, зачастую это «деньги-продукт-деньги-продукт» - закупили, произвели, продали, закупили. Подобная схема может оборачиваться значительно дольше четырёх месяцев, что неизбежно приведёт к штрафам в конце года при налоговом режиме УСН доход минус расход. Перейти на другую систему при этом нет возможности, поскольку 6% приведут к удорожанию и трудностям в конкуренции на рынке для тех, кто уже прошёл этап зарождения, а общая система – похороны для небольших производителей.
Вывод. Не смотря на предписания, ответственные за исполнение органы продолжают искать обходы, отстаивая своё деструктивное влияние. Никакой новой идеи, реального развития как не было, так и не предвидится. Выбрав путь наименьшего сопротивления: ресурсы и торговля, наша налоговая система так и не научилась работать с производством, которого, судя по всему, в стране быть не должно. Правила, которые так оберегает наша налоговая, заставляют людей уходить в тень или вовсе отказываться от производящего бизнеса в пользу добычи сырья и торговли импортными товарами.