Найти в Дзене
Dorama Air

Ханбок, он же чосоннот, он же корейская одежда

Всем добрый день, мои дорогие читатели!

О национальных корейских головных уборах поговорили, теперь давайте поговорим о костюме.

И так, ханбок (в северокорейском варианте - чосоннот) это национальная корейская одежда.

Начнем с того, что ханбоки, показанные в дорамах, в большинстве своем имеют внешний вид, сформировавшийся в поздний Чосон. Как и любая одежда, с течением времени ханбок постоянно видоизменялся как в целом, так и в отдельных составных частях.

Фото за кадром дорамы «Отряд Хваран». Женская одежда государства Силла. Фото из свободных источников
Фото за кадром дорамы «Отряд Хваран». Женская одежда государства Силла. Фото из свободных источников

Свое повествование я начну с мужского ханбока, как наименее интересного.

Составные части мужского ханбока: паджи, чогори и турумаги.

Паджи - широкие штаны. Штаны не простые, а особенные. Кроились и сшивались они из восьми деталей. Дизайн подсмотрели у китайцев. Такой сложный крой нужен был для того, чтобы обеспечивать максимальный комфорт при сидении на полу или на лошади.

Вообще вся корейская одежда создавалась под девизом - удобство превыше всего.

Изначально штаны были самостоятельным предметом одежды, постепенно превращаясь в исподнее. В Чосоне паджи благородного человека были обязательно белого цвета. Для простолюдина допускался естественный цвет неокрашенной ткани.

Штаны как правило подвязывались от колен до носков специальными наколенниками с лентами.

Кадр Дорамы «Муж на 100 дней». До Гён Су в простой крестьянской одежде. Государство Чосон
Кадр Дорамы «Муж на 100 дней». До Гён Су в простой крестьянской одежде. Государство Чосон

Чогори в мужском варианте - это рубаха свободного кроя. Довольно длинная, прикрывающая попу. Завязывалась на поясе или на ленты на груди. Благородные люди надевали под чогори съемный воротничок белого цвета и съемные манжеты контрастных цветов.

Ширина рукавов частенько зависела от положения гражданина в обществе. Простолюдин не мог себе позволить широкие рукава, просто потому, что они мешали ему работать.

Кадр дорамы «Аран и магистрат». Ли Джун Ги в одежде знатного господина. Государство Чосон.
Кадр дорамы «Аран и магистрат». Ли Джун Ги в одежде знатного господина. Государство Чосон.

Турумаги - это халат, который надевался поверх всего вышеперечисленного. Мог быть как с рукавами, так и без рукавов. Зимний вариант конечно же был более теплый, подбитый мехом животных. С рукавами турумаги тот же принцип, что и с чогори, чем выше положение носящего - тем шире рукав.

Кадр дорамы «Аран и магистрат». Ли Джун Ги в полном комплекте знатного господина. Государство Чосон.
Кадр дорамы «Аран и магистрат». Ли Джун Ги в полном комплекте знатного господина. Государство Чосон.

А вот женский ханбок куда интереснее мужского, потому что на протяжении корейской истории он постоянно видоизменялся, порой до странности.

У женского ханбока две основных составных части.

Чхима - это юбка. Как вы уже могли догадаться, у юбки периодически менялась длина. Конечно, сильно короткой она никогда не была. Как варианты, выше щиколоток - в период Объединенная Силла, и в пол - в период Чосон.

Менялся также покрой юбки. В ранней истории, когда ещё сильно было влияние шаманизма, юбка сшивалась из множества узких клиньев разного цвета, чтобы отгонять злых духов. Позднее количество деталей уменьшалось, пока в Чосоне её не начали шить из цельного куска ткани.

В период Объединенная Силла, а затем и в Корё, юбка завязывалась на талии с помощью широких лент. Такая юбка была, как правило, не слишком пышная.

Кадр дорамы «Вера». Женская и мужская одежда знатных людей. Государство Корё.
Кадр дорамы «Вера». Женская и мужская одежда знатных людей. Государство Корё.

Привычная дорамному глазу юбка от подмышек, делающая девушку похожей на колокольчик, появилась лишь в позднем Чосоне. Под неё надевали парочку пышных нижних юбок - сокчхима. Замужние женщины знатного происхождения надевали до 12 нижних юбок. Первоначально такая юбка имела бретельки, и была похожа на сорочку. Позднее её стали просто завязывать на ленты.

Простые крестьянки частенько надевали под юбку штаны, чтобы было удобнее сидеть на полу.

Кадр дорамы «Муж на 100 дней». Ханбок знатной девушки. Государство Чосон.
Кадр дорамы «Муж на 100 дней». Ханбок знатной девушки. Государство Чосон.

Чогори в женском варианте, это блузка с длинными рукавами. Её длина тоже менялась на протяжении всей истории, причем менялась она в сторону уменьшения. В период Объединенная Силла и Корё, блузка доходила до бедра, подвязывалась поясом и имела широкие рукава.

Как и мужчины, благородные госпожи также надевали под чогори съемный белый воротничок, а на рукава съемные манжеты.

Кадр дорамы «Отряд Хваран». Одежда знатной девушки. Государство Силла.
Кадр дорамы «Отряд Хваран». Одежда знатной девушки. Государство Силла.

Постепенно чогори делалась все короче, пока, в 18 веке, не стала совсем узкой и маленькой, настолько, что даже перестала прикрывать грудь.

Благородные женщины надевали под чогори нижнее бельё - хоритти, чтобы спрятать все лишнее. А вот простолюдинки, нижнего белья не надевали, чтобы не отвлекаться от работы во время кормления младенцев.

Лишь во второй половине 19 века, под влиянием христианства, чогори стала вновь удлиняться.

Простые корейские девушки. Фото конца 19 века. Из свободных источников.
Простые корейские девушки. Фото конца 19 века. Из свободных источников.

Что касается ткани для ханбока, то и тут как всегда дело в цене. Простолюдины использовали пеньку из конопли и хлопок, а благородные господа ткань из китайской крапивы - рами и шёлк.

В доме простого человека всегда имелся простейший ткацкий станок, и каждая семья сама делала ткань. Что любопытно, одежда простых крестьян редко сшивалась, чаще детали просто склеивали с помощью самодельного рисового клея.

Кадр дорамы «Муж на 100 дней». Одежда жителей деревни. Государство Чосон.
Кадр дорамы «Муж на 100 дней». Одежда жителей деревни. Государство Чосон.

Цвет ханбока также имел значение.

Бедняки не могли позволить себе одежду красивых цветов. Поэтому их одежда была естественного цвета, того из чего её сделали - бежевая, серая, коричневая, также темно-зеленая. Выбеливать ткань простолюдинам было запрещено законом.

Люди по состоятельнее, но тем не менее не знатного происхождения, могли носить одежду красного, зеленого, синего или черного цвета.

Белый, голубой, розовый, желтый, в придачу ко всем остальным, - это цвета знатных людей. А в праздничные дни одежду желтого цвета разрешалось носить лишь королевской семье.

Кадр дорамы «Алые сердца Корё». Как вы догадались, государство Корё.
Кадр дорамы «Алые сердца Корё». Как вы догадались, государство Корё.

Ханбок часто украшали вышивкой или золотыми и серебряными нитями. Как вы уже наверняка догадались, простолюдины не могли использовать золотые и серебряные нити. Даже разбогатевшие простолюдины.

А вот вышивка, пожалуйста. Темой вышивки всегда были листочно-цветочные мотивы. Лишь небольшой период времени в раннем Чосоне, стремясь подражать Китаю, для вышивки на одежде знатных людей использовалась тема животных. Тигр или дракон строго для королевской одежды, аист или олень для чиновника.

Еще почитать:

Все дело в шляпе

Загадочная династия Чосон