Ацтеки совершали человеческие жертвоприношения в поистине огромных масштабах. Каждый год они убивали тысячи своих врагов в честь божеств. Но почему они ели их потом?
В этом доме стояло много больших котлов, кувшинов и чанов, наполненных водой, в которой варили мясо несчастных индейцев, которых приносили в жертву и съедали папы [жрецы] . Рядом с этим местом жертвоприношения у них было много больших ножей и деревянных обрубков, которыми на бойнях режут мясо . (...) Я всегда называл это здание адом.
Так живописно описал свое посещение ацтекского храма Берналь Диас дель Кастильо, испанский конкистадор, автор самого известного рассказа о завоевании Мексики. Не какой-нибудь там храм, ведь он принадлежит божеству-хранителю ацтеков – Уицилопочтли – богу солнца и войны. То, что жители доколумбовой Мексики приносили в жертву людей в поистине огромных масштабах , на самом деле не является предметом обсуждения. Некоторые источники указывают, что во время особых церемоний, таких как освящение Великого Храма, было принесено в жертву до 80 000 пленников. Это число почти наверняка преувеличено. Однако, так или иначе, речь здесь идет о тысячах людей, ежегодно убиваемых в честь богов. Что еще более интересно, некоторые части тел жертв впоследствии были съедены.
Каннибализм от голода?
Вот тут и возникает вопрос: почему и для чего? Интересный ответ на этот вопрос дал Майкл Харнер в своей статье 1977 года «Экологическая основа ацтекских жертвоприношений». Что ж, по его словам, поедание тел принесенных в жертву заключенных было способом восполнить недостаток белков и жиров в рационе ацтеков . Харнер справедливо утверждает, что в Центральной Америке не было травоядных млекопитающих, которых можно было бы приручить и разводить на мясо. Остались индюки, менее продуктивные в этом плане, и собаки, которых в свою очередь тоже нужно кормить мясом, чтобы они конкурировали с человеком за один и тот же ресурс. Популяции диких животных было бы недостаточно, чтобы обеспечить адекватными питательными веществами эти густонаселенные районы.
Другой аргумент исходит из масштаба принесенных жертв. По замыслу автора, они должны были составлять 250 000 человек в год, что составляло бы 1% населения Центральной Мексики. Таким образом, человеческое мясо было бы важным компонентом рациона. Более того, количество кровавых ритуалов росло по мере увеличения населения. Ацтеки и их традиционные враги с Тласкала (Тлашкальтеки) сражались друг с другом чтобы захватить как можно больше пленных для жертвоприношений. Все сложные ритуалы и ранжирование воинов, исходя из количества захваченных ими врагов, должны были обосновать необходимость получения белков и жиров из человеческого мяса.
Возможно нет
Несомненно, это эффективная и смелая гипотеза, но с ней связано несколько проблем. Прежде всего, жители Центральной Мексики, вероятно, вообще не страдали дефицитом белков и жиров. Наиболее густонаселенные районы находились на берегах обширной системы озер, крупнейшим из которых было Тескоко. Озера изобиловали водоплавающими птицами, рыбой, что делало их отличным и легкодоступным источником белка.
Кроме того, основу рациона ацтеков составляли кукуруза и бобы, которые вместе давали нужную порцию белка. Конечно, бывали времена и с крайне плохими урожаями. Например, в 1450–1454 годах голод в долине Мехико вынудил крестьян продавать детей в обмен на еду. Однако это было не так часто. Более того, центр империи мог рассчитывать на поставку продовольствия с завоеванных территорий, выплачивая в таком виде дань. Подсчитано, что кукуруза, бобы, амарант и чиа, которые были доставлены таким образом в долину Мексики, могли накормить 60 000–150 000 человек в год.
Другой аргумент, который ставит под сомнение гипотезу Харнера, заключается в том, что военные действия обычно велись после сбора урожая, когда зернохранилища были полны. В этом мало смысла, если предположить, что любые пленники должны были быть источником высококачественной пищи. Следует также отметить, что тела несчастных жертв не были полностью съедены. Во время каннибальских пиршеств съедали только ноги и руки. Тела пожирали животные из королевского зоопарка или собаки, а головы помещали на специальную платформу, называемую цомпантли. Опять же, если бы ацтекам не хватало белков и жиров, лучше было бы съесть их целиком.
Угощение для избранных
Общество ацтеков делилось на аристократию и простолюдинов. Как вы понимаете, в вечеринках, где подавали человеческое мясо, принимали участие почти исключительно аристократы. Доблестные воины могли удостоиться этой чести, только если отличились на поле боя. Таким образом, большую часть человеческого мяса съедали люди, которые и так могли рассчитывать на хорошую еду. Харнер отмечает эту проблему, но говорит, что перспектива «хорошей еды» была стимулом, - чтобы побудить обычных воинов принять более активное участие в сражениях.
И этот аргумент слишком далек от принятия. Кроме того, дети и подростки больше всего нуждаются в питательных веществах. И эти группы вообще не практиковали каннибализм. Наконец, стоит отметить, что Харнера вполне устраивают цифры масштабов каннибализма и человеческих жертвоприношений в целом. 250 000 жертв ежегодно, о которых он упоминает, - намного больше, чем допускает большинство исследователей (ими упоминается 20 000). И надо помнить, что не все тела были съедены.
Почему ацтеки приносили пленников в жертву?
Так чем же объясняются жертвы такого масштаба? Политика, скорее всего. Принесенные в жертву пленные доставлялись из завоеванных провинций. Таким образом, по мере того, как они теряли своих воинов, риск неповиновения и восстания значительно снижался. Жертвоприношение также было связано с грандиозным зрелищем, во время которого несчастных поднимали на вершину пирамиды, где жрецы вырывали им сердца. Все это произвело впечатление на жителей Теночтитлана (город-государство на месте современного Мехико) и приглашенных гостей.