Найти в Дзене
Книжный класс

Мир королей и простолюдинов, Евангелия и саг

В 1171-72 гг. английский монарх Генрих II захватил Ирландию, для которой это стало трагедией и началом жестокого подавления местной культуры. Кельтское христианство – уникальное многогранное явление духовной и повседневной жизни – попросту исчезло. Поместные обряды всегда становились камнем преткновения для центральной администрации, хотя отнюдь не всегда несли в себе что-то еретическое. В истории христианской Ирландии специфика кельтского обряда – или точнее то, как эта специфика подавалась в Риме – была причиной неудовольствия английских и даже части ирландских епископов. Папа Александр III потребовал «исцеления недугов», что привело к полной замене кельтского обряда латинским. Но не устает удивлять то, как стойко Ирландия переносила испытания, сохраняя, насколько это было возможно, свою самобытность, и сохраняя единство с общим католическим миром. «Ни казни, ни законы, ни тяжелейшее давление, ни голод не сделали того, что в ХХ веке сделала глобализация и новая мировая политика, атомизация и технологизация общества», - пишет в своей книге кандидат культурологии Ольга Кухтенкова.

обряды древних кельтов
обряды древних кельтов

Впрочем, она считает, что далеко не все еще потеряно: «Неверно было бы утверждать, что кельтское христианство исчезло. Элементы кельтского обряда сохранились в памятниках, в собственных ирландских местах паломничества, явлениях святых». Письменные памятники, несмотря на то, что были составлены века спустя после христианизации Ирландии до норманского ее завоевания, сохранили удивительные эпизоды и особый колорит жизни удивительного народа.

Святой Патрик обращается к королям Ирландии. Витраж в Успенском Соборе в Карлоу
Святой Патрик обращается к королям Ирландии. Витраж в Успенском Соборе в Карлоу

С одним только святым Патриком – самым знаменитым, но далеко не единственным ирландским святым – произошло столько всего, что хватило бы на десятки других жизнеописаний! Например, три его поединка с друидами, в последнем из которых участвует мальчик Бенигний, ученик миссионера. «Сказал святой: пусть он и ты, друид, войдете в разные половины дома. И ты будешь в моем платье, а мальчик в твоем. Вместе подожгут вас и свершится суд в присутствии Всевышнего. И построили для них дом наполовину из сырого, а наполовину из сухого дерева. Поместили друида в первую половину, а юношу в его платье в другую. Потом заперли дом и подожгли на глазах у всех. И в ответ на молитвы святого Патрика пожрал огонь сырую половину вместе с друидом – ничего не осталось, кроме ризы святого. А юношу Бенигна и сухую половину дома не тронул огонь, и не принес страдания или какого ущерба, только риза сгорела по Божьей воле».

-4

Автор книги рассматривает языческий и христианский миры как ступени одной лестницы, последовательные этапы взросления человечества. Условия, в которых это происходило на территории маленького островного государства, поражают живописным разнообразием и духовной глубиной. «Главный культурный герой того мира – средневековый монах, чудотворец и интеллектуал своего времени. Именно он является точкой, фокусирующей все лучи, оборачивающей мир из тьмы к свету». Мореплаватели и миссионеры, законодатели и хозяйственники, визионеры и поэты, летописцы и строители – кем только ни были обитатели ирландских монастырей, одинаково возлюбившие Бога, свою землю и свой народ!

фото издательства "Евразия"
фото издательства "Евразия"

Кухтенкова О.А. Век святых. Мир ирландского монашества до английского завоевания. – СПб.: «Евразия», 2022. – 288 с.

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .

Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.