Найти в Дзене
muntaqa.info

Время выплаты закята аль-фитр. Что говорят ученые?

У закята аль-фитр выделяют пять времен. 1. Когда наступает обязанность его выплачивать. - Ханафиты и многие маликиты считают, что закят аль-фитр становится обязательным с наступлением времени фаджра в день праздника - 1 шавваля. - Шафииты, многие маликиты и ханбалиты считают, что закят аль-фитр становится обязательным с заходом солнца в последний день рамадана. 2. Когда можно выплатить его заранее. - Ханафиты считают, что его, как и другие виды закята, можно выплатить заранее в любое время. Будь то время рамадана или до рамадана. - Шафииты считают, что его можно выплатить заранее в любое время рамадана, поскольку обязанность его выплаты связана с этим месяцем и постом в целом, как сказано в хадисе у аль-Бухари и Муслима: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вменил людям закят аль-фитр от рамадана в виде са' фиников..." В другом хадисе: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вменил закят аль-фитр в качестве очищения для постящегося..." - ан-Навави признал хадис
Оглавление

У закята аль-фитр выделяют пять времен.

1. Когда наступает обязанность его выплачивать.

- Ханафиты и многие маликиты считают, что закят аль-фитр становится обязательным с наступлением времени фаджра в день праздника - 1 шавваля.

- Шафииты, многие маликиты и ханбалиты считают, что закят аль-фитр становится обязательным с заходом солнца в последний день рамадана.

2. Когда можно выплатить его заранее.

- Ханафиты считают, что его, как и другие виды закята, можно выплатить заранее в любое время. Будь то время рамадана или до рамадана.

- Шафииты считают, что его можно выплатить заранее в любое время рамадана, поскольку обязанность его выплаты связана с этим месяцем и постом в целом, как сказано в хадисе у аль-Бухари и Муслима: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вменил людям закят аль-фитр от рамадана в виде са' фиников..."

В другом хадисе: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вменил закят аль-фитр в качестве очищения для постящегося..." - ан-Навави признал хадис хорошим, Ибн аль-Муляккын - достоверным.

- Маликиты и ханбалиты считают, что его можно выплатить заранее в течение двух дней до праздника. То есть начиная с ночи на 29 рамадана, потому что от некоторых сподвижников передается, что они поступали таким образом.

3. Когда выплачивать его лучше всего.

Ибн аль-Хаджиб аль-Малики передает единогласие, что желательно выплатить его утром в день праздника до начала праздничной молитвы.

Так большинство ученых поняли следующие хадисы:

- "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел исполнить обязанность по закату аль-фитр до выхода людей на молитву". Передали аль-Бухари и Муслим.

- "Кто исполнит обязанность по закяту аль-фитр до молитвы, то с его стороны это будет заслуживающее принятия очищение (закят), а кто исполнит обязанность по закяту аль-фитр после молитвы, то с его стороны это будет пожертвование (садака) в ряду пожертвований". Ан-Навави признал хадис хорошим, Ибн аль-Муляккын - достоверным. То есть в обоих случаях обязанность будет исполнена, но во втором положение не столь почетное.

К слову, садака (пожертвование) - одно из названий закята и закята аль-фитр. В аяте о закяте говорится: "Садака положена лишь нищим, нуждающимся, сборщикам..." - и т.д.

И говорят: садака аль-фитр.

4. Выплата закята аль-фитр после праздничной молитвы

- У ханафитов разрешено выплачивать закят аль-фитр в любое время и в любой день после праздничной молитвы.

- У маликитов и шафиитов разрешено выплачивать закят аль-фитр от конца праздничной молитвы до захода солнца праздничного дня.

- У ханбалитов нежелательно (макрух) затягивать его выплату на время от окончания праздничной молитвы до конца праздничного дня.

- Здесь стоит упомянуть известное мнение Ибн Таймии о том, что закят аль-фитр разрешено выплачивать только до праздничной молитвы. Это мнение стало популярным в последние десятилетия, но оно очень редкое среди ученых на протяжении веков.

До Ибн Таймии так высказывались представители захиритского мазхаба. Потому что в процитированном ранее хадисе велено выплачивать до молитвы, и потому что в другом хадисе выплата до молитвы названа заслуживающим принятия закятом, а после молитвы приравнивается к ряду садака.

5. Возмещение закята аль-фитр, когда не выплатил его в отведенное время.

Большинство ученых считают возмещение обязательным.

У маликитов, шафиитов и ханбалитов возмещать обязан тот, кто не выплатил закят аль-фитр до захода солнца в день праздника.

У захиритов возмещать обязан тот, кто не выплатил закят аль-фитр до праздничной молитвы. Это мнение Абдуррахман ибн Касим отнес также к Ибн Таймии.

У ханафитов возмещения закята аль-фитра нет. Насколько бы его выплата ни затянулась, она останется исполнением отложенной обязанности, а не возмещением.

Таким образом, если кто-то не успел выплатить закят аль-фитр до праздничной молитвы (из тех, кто обязан его выплачивать), то по мнению большинства ученых у него есть время как минимум до вечерней молитвы (магриб) того же дня. Это все еще будет закятом аль-фитр и греха за упущение все еще не будет.

Наши страницы в социальных сетях:

twitter | youtube | instagram | facebook | vkontakte | telegram