- У меня нитка упала на пол, - кричит Настя. - Иди, подбери.
На зов является волшебная Настина Ленка и подбирает нитку. Кладёт на диван возле матери, где всякие прочие обрывки и хвостики: Настя занята вышиванием.
- Вдень мне нитку в иголку, - просит она. Ленка мигом вдевает и уносится делать уроки.
- Лен! - раздаётся через три минуты. - Ножницы не помню куда положила. Иди, найди.
Дочь прибегает и находит. И снова к себе за стол.
- Лен, носочки тёплые мне принеси, ноги замёрзли!
Чудесный подросток является с носками.
- Надень мне на ножки.
Надевает и устремляется к учебникам.
- Лен, опять нитка упала!
Я не выдерживаю.
- Вот нитка твоя, - говорю. А Ленка ничего, приходит. Только замечает, что никак не может сосредоточиться и примеры дорешать.
- Не стыдно тебе? - упрекает Настя. - За тебя уже тётя Фира нитку подняла. Нормальные девочки в любых условиях примеры решать могут. А ты что? Мать упрекаешь? В чём? В том, что ей помощь нужна? Дай другую катушку. Серебристые нитки. Нет, не эту. В другом ящике. Не в этом. Вообще в другом комоде. Нет, обратно иди. Посмотри в самом низу. В коробке из-под печенья. Не в квадратной, а в круглой. Не копайся, как крот. Нормально ищи. Порядок не нарушай. Нет, не эта катушка. Ничего в доме найти не можешь. Ставь на место. Нет, поменяй коробки местами. Забыла катушку убрать, россомаха! Доставай обратно. Нет, поставь коробки, как было сначала.
- Ну, ма! - ноет Ленка. - Какая разница? Обе в одном ящике стоят.
- Так надо. Всё, иди, раз не хочешь матери помочь.
- Да хочу я! Какую тебе катушку?
- Уже никакую. Раз ты такая. Обойдусь.
- Ну мам! Прости.
- Иди давай. Вот она, эта катушка. Всё время тут была. Ты нарочно мне не сказала?
Ленка уходит, повесив головушку.
- Ты её прямо задёргала, - упрекаю я Настю. - Минуты покоя ей не даёшь. Потом жалуешься, что по математике она ни в зуб ногой.
- А зачем ей покой-то? - не понимает Настасья. - Ты знаешь, что делают подростки, когда у них свободное время образуется? Пусть лучше матери помогает. Обязана. Лен!!
- Ну, ма!
- Иди сюда.
- Дай дорешать!
- Ты что мне грубишь при тёте Фире?
Ленка приходит. Ей стыдно, что она такая плохая.
- Я вижу пятнышко на полу, - сообщает Настя. - Принеси голубую тряпку и ототри. Не та голубая тряпка. Нужна та, которая висит слева, а не справа. Опять не та. Бери ту, что выше, а не ниже. Вообще хозяйства не знаешь. А надо помнить, какая из тряпок для маленьких пятнышек на полу в комнате. А ты принесла для больших на кухне. Поменяй. Вытирай. Не ногой. Как, какая разница? Руками вытирать надо. Помой тряпку. Повесь на место. Делай уроки, а то опять будут проблемы.
Ленка уходит.
- Насть, - говорю я, - сама могла бы нитку поднять. Пятнышко оттереть. Чай, ты не больная, руки-ноги на месте. Стала бы мыть полы, тут пятнышку и конец.
- Я мыть полы? - ахает Анастасия. - А дочь что делать будет? Бездельничать что ли? Нет уж! Я, кстати, научила Ленку тереть линолеум как в старину. Внаклонку, а не абы как швабрами всякими.
- Тогда бы и оттёрла она пятно, как полы мыть стала. Дай ребёнку уроки сделать. Я и то взрагиваю, когда ты "Лена!" орёшь.
- Вот потому твоя дочь и распоясалась. Всё-то деточку жалеешь! А ребёнок - он в тонусе обязан быть. Всегда готовым матери помочь. Поухаживать за ней. Ведь женщина, если уж она вынуждена работать, дома должна отдыхать.
- А Ленка тебе не женщина что ли? - возмутилась я. Настя нахмурила лоб:
- Вот из-за того, что у тебя такие взгляды, твоя дочь тебе на шею-то и взгромоздилась. Нет, чтобы подоконники протереть... Лен! Протри подоконник! Что значит, потом? Сейчас надо! Тряпку красную бери, она там одна такая... Женщина обязана всё уметь, иначе кто ж её замуж возьмёт?.. Лен! Тряпку переверни, протри батарею.
- Ты уж определись, Настёна, - говорю я, отводя глаза от Ленки, пыхтящей у батареи. - Определись, что такое женщина, и женщина ли твоя дочь. То ли ей отдыхать следует, то ли впахивать дни напролёт.
Тут сама Ленка опомнилась:
- А! Математику-то я уже сделала. Тётя Фира, идёмте, вы обещали с русским помочь.
И отправились мы к учебникам.
- Итак, - спрашиваю, прикусив карандаш, - в чём затык?
И тут из другой комнаты:
- Лен! Носочек с ноги съехал! Иди, натяни!
Я аж чуть карандашом не подавилась. А волшебная юная женщина ничего, пошла.