Найти тему
OBERTON

ПОЛИВОКС - ЛЕГЕНДА СИНТЕЗА

Оглавление

Западные и русские музыканты сегодня охотятся на синтезатор с уральской душой "Поливокс": на популярности советского космического звука сказывается мода на 80–90-е. Тираж у него – пара десятков тысяч, какая-то часть с 80-х годов успела выйти из строя. На удивление, раритет звучит современно. 

Группа Franz Ferdinand записала альбом «Tonight» на "Поливоксе"

«О да, это обалденная штука! На пластинке «Tonight» мы немного увлеклись диско, и нам просто необходимо было подобрать адекватный звук клавишных. «Поливокс» куда интереснее «муга», «хэммонда» и прочих синтезаторов — мы буквально дрались за право взять на нем пару нот.»
«О да, это обалденная штука! На пластинке «Tonight» мы немного увлеклись диско, и нам просто необходимо было подобрать адекватный звук клавишных. «Поливокс» куда интереснее «муга», «хэммонда» и прочих синтезаторов — мы буквально дрались за право взять на нем пару нот.»

ПОЛИВОКС можно услышать на пластинке «Black Cherry» британцев Goldfrapp

-3

Неожиданный всплеск популярности поливокса отмечался в прошлом году, когда синтезатор особо отметил создатель саундтрека в игре DOOM, Мик Гордон. В своём видеоподкасте «Doom behind the music» о создании саундтрека к игре, Гордон не единожды раз вспоминает легендарный инструмент и демонстрирует его возможности.

Клавишник Rammstein Кристиан Лоренц (Christian «Flake» Lorenz) также в восторге от советского синтезатора и не редко экспериментирует с винтажным инструментом.

-4

«Поливокс» с Урала?

О том, что "Поливокс" – советский, знают все, а о его уральских корнях слышали немногие.

Синтезатор «Поливокс» был разработан Владимиром Кузьминым в 1980 году во время его работы на уральском объединении «Вектор».

-5

Предприятие разрабатывало и выпускало радиолокационное оборудование для нужд оборонного комплекса СССР, а также производило товары народного потребления.Синтезатор был разработан и выпущен в Свердловске как ответ нашей промышленности на продукт Запада – такие знаменитые синтезаторы, как "Ямаха", "Роланд" и тому подобные, а растиражирован в Качканаре.

Уже изобретён FM-синтез и совсем скоро свет увидит первый цифровой сэмплер. При этом, в технически отстающем союзе, действительно массово производятся лишь аналоговые синтезаторы, которые по своим возможностям, почти всегда, уступают большинству западных образцов.

Предложенный Кузьминым проект синтезатора обладал рядом интересных решений, позволивших инструменту обзавестись собственным уникальным звуком. Поливокс обладал полностью металлическим корпусом по типу «Built Like a Tank», а также производил невероятно глубокие и мощные сигналы, сильно отличаясь от всех доступных на тот момент на международном рынке синтезаторов.

Кузьмин, к началу работы над синтезатором «Поливокс», уже имеет опыт разработки электромузыкальных инструментов, и в качестве эталона, по его собственному признанию, выделяет инструменты Moog, качественные, компактные и не дорогие.

В 1980-м над инструментом начинает работать группа из четырёх человек: ведущего инженера – Владимира Кузьмина, его жены, дизайнера — Олимпиады Кузьминой, ведущего конструктора — Юрия Феофила и Игоря Федосеева.

-6

Как признаёт сам создатель инструмента, он не пытался воплотить в разработке что-то принципиально новое, лишь хотел создать инструмент, не уступающий существовавшим тогда аналогам. Итогом сплоченной работы команды Кузьмина становится появление монофонического, двухгенераторного, четырёхоктавного синтезатора, который окажется самым «живучим» и известным советским инструментом такого типа.

-7

В процессе разработки возникали многочисленные сложности, связанные с технологическими недостатками производства предприятия «Вектор» и Качканарского радиозавода «Форманта», а также в утверждении многочисленными инстанциями огромной кучи проектных документов. В рассказе автора о создании устройства есть множество упоминаний об этом, приведенные ниже фрагменты статьи красноречиво повествуют об этих сложностях:

«…, например, вся электроника синтезаторов располагалась обычно на одной общей печатной плате большого размера, какие на нашем предприятии изготовить было нельзя»
«В то время планового хозяйства новое изделие появлялось с очень большими трудностями, можно сказать, в муках. Сначала нужно было добиться, чтобы оно попало в министерские планы НИОКР. Одно это предусматривало согласование во многих инстанциях, в том числе в министерстве торговли – а вдруг изделие никому не нужно и его торговля брать не будет? Потом нужно было открыть тему, провести исследования, создать эскизную и рабочую документацию, сделать и испытать опытные образцы, утвердить документацию в куче инстанций (головной институт, профильное министерство, НИИ технической эстетики, министерство бытового обслуживания, министерство торговли, министерство связи и еще куча всяких инстанций), после этого получить разрешение на опытную серию, опять ее испытать, сделать доработку документации по результатам испытаний и, наконец, получить разрешение на серийное производство.»

Оригинальный фильтр как источник агрессии

Среди достоинств поливокса современные музыканты выделяют агрессивное звучание инструмента. Это звучание получается в результате генерирования искажений при работе фильтра. Искажения, в свою очередь, вносятся операционным усилителем, и считались недостатком, побочным эффектом до того, как именитые музыканты не сочли эту особенность уникальным преимуществом. Схема и конструкция фильтра поливокса, в принципе, заслуживает отдельного упоминания. Саму проблему выбора компонентов автор описывает следующим образом:

«И в зарубежных синтезаторах такие фильтры уже применялись. Вот только спроектированы они были на одном особом операционном усилителе, легендарном CA3080 – источнике тока, управляемом напряжением. У нас, к сожалению, его аналогов не выпускалось, был только один операционный усилитель К140УД12, током потребления которого можно было управлять по напряжению.»

Оригинальное схемотехническое решение этого модуля синтезатора не предполагало применения конденсаторов, что было почти не возможным, с учетом используемых разработчиком компонентов. Решение проблемы нашлось неожиданно, при более глубоком изучении операционного усилителя. Выяснилось, что частота среза АЧХ операционного усилителя без обратной связи меняется пропорционально токе управления.

Именно этот фильтр и особенности операционного усилителя стали причиной искажений и жесткого, как в последствии выяснится, фирменного звука, особенно в низкочастотном диапазоне. Именно за этот звук поливокс так полюбился рок-музыкантам и экспериментаторам, именно благодаря ему синтезатор внезапно стал популярным через 10 лет после того, как его сняли с производства.

-8

Советский синтезатор «Поливокс» перевыпустят в более компактной версии.

Сейчас на сайте polivoks.pro можно оставить заявку на приобретение или просто связаться с командой проекта, а также изучить фото и демовидео инструмента. По утверждению инициаторов перезапуска «Поливокса», он на 85% собран из советских деталей и на 100% сделан вручную. Вес компактного синтезатора составляет всего 3 килограмма, в то время как полноформатный «Поливокс» весит 20 килограмм. В продажу поступят всего 100 инструментов.

-9

«Поливокс», который сыграл заметную роль в современной культуре. Инструмент, выпускавшийся в СССР до 1990-го года, через 15 лет после прекращения производства становится культовым, а в минувшем году было заявлено о начале производства новой версии синтезатора.

Для любителей модульных синтезаторов выпущена линейка модулей ПОЛИВОКС:

Что будет дальше?

Синтезаторостроение в нашей стране не просто отдаёт дань истории, но и набирает обороты создавая очень интересные и уникальные синтезаторы, которые уверенно заходят на мировые рынки и становятся артефактами в студиях по всему миру.

Известная российская компания ELTA music участвует в разработке различных версий и обновлений для Поливокса

-10

Инженеры реанимировали фильтр ПОЛИВОКС

-11

а так же выпустили компактную версию синтезатора ПОЛИВОКС-М, который очень быстро занял своё место в сетапах многих музыкантов и саунд-дизайнеров.

-12

А сейчас анонсирует запуск в производство первой серии синтезаторов ПОЛИВОКС PF-3

-13