Это видео вы никогда не видели. Некоторые кусочки из него, конечно, могли углядеть , если смотрели в 1993 году передачу "Когда поют солдаты" (конкурс солдатской песни "Виктория"), в чём я лично глубоко сомневаюсь))) Сам-то его не отмечал в телепрограмме никогда, а вот монтировать приходилось...
Как-то раз в начале 1993 года принесли к нам в аппаратную видеомонтажа АМВ-8 на 6 этаже Останкино и эту плёнку - на тяжёлом видеорулоне формата С. Я сначала даже не поверил: "Да как это, чтобы пацифист и западник Гребенщиков - и в такую "милитаристскую" программу пришёл? Да ни в жисть!" Но когда зарядил рулон - пришлось поверить...
Хотя на телевидении все музыкальные номера предпочитают снимать под фонограмму, АКВАРИУМ" принципиально играл вживую, что доставило мне на монтаже немало хлопот: периодически приходилось ловить "синхрон" между дублями, чтобы даже самый искушённый зритель не заметил обмана. А так как никакого привычного нам всем сегодня таймлайна в те поры не было, то каждая такая поправка занимала несколько томительных минут...
Сначала в программу американского монтажного контроллера фирмы АСЕ набивалась поправка таймкода, допустим "- 6 кадров" (для справки: в системе цветного телевидения Секам, принятой в СССР, используется частота 25 кадров в секунду), потом по нажатию клавиши "Preview" три катушечных магнитофона с визгом начинали отматываться на исходные позиции, за 7 секунд до места склейки. Занимало это секунд 10-15. Далее все они переходили в режим воспроизведения, за 7 секунд успевая синхронизироваться с точностью аж до половины кадра (так называемого "поля", или 1/50 секунды), причём катушки, подвывая при этом на разные лады, вели себя прямо по Гребенщикову: "Научись то бежать, то слегка тормозить..."
И вот, наконец, через полминуты после принятия решения о величине поправки ты, наконец, мог посмотреть на экране монитора, правильно ли "вложена" фонограмма в рот исполнителю и не слишком ли рано барабанная палочка ударяет по тарелке! Смотрели эту репетицию склейки вдвоём с режиссёром, остальным творческим работникам наши сугубо технические заморочки были не интересны. С первого раза обычно подобрать поправку не удавалось, и мотали иногда туда-сюда по пять раз (((
Количество таких "репетиций" во многом определяло класс монтажёра и, соответственно, его стоимость. Мы иногда особо прижимистым бригадам подсаживали молодого стажёра Лёшу, а сами уходили пить чай в дальний угол аппаратной, с ухмылкой слушая издалека вопли измученных "творцов" ... Но с бригадой "Виктории" соответствующая договорённость была достигнута уже давно, и режиссёр программы Володя Чибисов, в недавнем прошлом - московский таксист, претензий к нам с напарницей Люсей Тимошенко не имел.
Итак, синхрон пойман, "гармония мира не знает границ, сейчас мы будем пить чай!" Можно нажимать кнопку "Edit", и небольшой кусочек клипа длиной от двух до десятка секунд наконец-то пропишется на мастер-ленту в полном соответствии с пожеланиями режиссёра. Я пока оставляю за скобками разного рода спецэффекты, ради которых и приходили в нашу аппаратную! Собрать на "прямой склейке" клип можно было и на любой региональной студии, однако нигде не было таких возможностей по спецэффектам, как в Останкино... Чтобы представить себе трудоёмкость этой работы - за одну смену в идеальном случае удавалось смонтировать три коротких музыкальных номера, и это если без затей, совсем просто.
На один средней навороченности клип уходила как минимум смена монтажа, а зачастую и несколько! Часовая передача собиралась примерно неделю и приносила лучшим монтажёрам неплохие по тем временам валютные блага...
Кстати, доллары я впервые увидел именно в Останкино, причём ещё при Советской власти - они были привычным расчётным средством "творцов" уже тогда. Официально мы получали среднюю по Москве зарплату в рублях, но основной доход домой приносили в валюте! Официально аренда моей АМВ-8 стоила Главной редакции пропаганды 50$ в час, и ей было выгоднее доплатить "пятнаху" за час работы умелому монтажёру, чем уныло "тошнить" лишние пол-смены с тем же объёмом.
Возвращаюсь к сегодняшнему видео... Оно необычно тем, что это не готовый "эфирный" вариант, а первый из двух снятых в Театре Советской Армии дублей песни, с "родным" звуком. По своему опыту скажу, что обычно в монтаж брали звук со второго дубля, так что, вполне возможно, и исполнение немного отличается от прошедшего в эфир и вошедшего в хрестоматию Северова! Картинка иногда дрожит, и необычно большое количество операторов попадает в кадр. На монтаже все эти "косяки" мы, конечно, убирали:
Посмотреть можно и на старом добром YouTube!
Продолжение следует...
______________________________________
Поддержать качественную оцифровку архива и дальнейшее развитие канала можно здесь:
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и не забудьте поделиться в соцсетях! Есть вопросы? Задавайте в комментариях!
________________________________________
________________________________________
Другие статьи:
Вот так и вся наша жизнь - то Секам, а то Пал...
Дубровский для "срочников"
Сарынь - на кичку!
БГ: "За что ж вы так землю нашу не любите?"
БГ, Дибров, секс и политика
БГ и путч, или конец "эпохи интернационального джаза"
АКВАРИУМ - "Бурлак" январь 1993 РАРИТЕТ!!! HD
Аквариум - "Царь Сна" НЕИЗВЕСТНАЯ ВЕРСИЯ!!!
#БГ #аквариум #рок-революция в ссср #русский рок #vozteleradiofond