Видеосалоны и потихоньку появляющиеся у людей дома «видаки» открыли всем желающим в конце 80-х окно в мир большого жанрового кино. Нет, кое-что мы и без того видели – «Кинг-Конг жив» там, или «Конвой». Но в большинстве своем мы опирались на рассказы людей, побывавших «там» или критические высказывания комментаторов из «Международной панорамы». Мол – там у них в кино такое показывают! Кровища – рекой, страсти-мордасти всякие и все такое!
Во многом это было правдой, особенно если вспомнить тогдашние низкосортные боевики категории «С». На самом деле сейчас можно только поразиться – как мы все это могли вообще смотреть? Ну чушь же, причем большей частью невероятная. Но – смотрели, да еще как! Другого-то ничего не было.
Отдельной статьей проходили фильмы кунг-фу, они пользовались у нас особым уважением.
На самом деле возможно в большинстве своем это было вовсе никакое и не кунг-фу, в чистом понимании вида единоборства, но все фильмы, в которых герои имели азиатскую внешность и лихо махали ногами, подпадали под эту категорию.
Да, ради правды, не сильно они и отличались друг от друга, эти фильмы.
Что в них непременно было?
Герой – хороший парень, поначалу недотепа и даже неудачник, проводящий время в тщетных попытках научиться искусству борьбы. Он мог быть храмовым послушником, водоносом, официантом или просто не пойми кем, но главное было одно – у него имелся талант великого бойца, но, чаще всего, изначально не активированный. Как правило, этот славный парень носил белую рубаху и черные портки. Чаще всего начинал делать успехи в обучении после большого душевного потрясения – гибель родителей, изнасилование любимой девушки, смерть первого учителя, сожжение родного города, захват родного края внешним агрессором, извержение вулкана. К концу фильма он непременно изобретал собственный стиль кунг-фу, становясь непобедимым и невозмутимым.
Героиня – была не всегда. Но уж если имелась, то непременно красавица, довольно неплохо владеющая боевым искусством, чаще всего – сабельным боем. Китаянки с широколезвийными саблями – это всегда красиво. Часто – дочка мастера боя, отошедшего от дел. Случалось и такое, что знакомство героини и героя вовсе начиналось с потасовки.
Собственно, ничем хорошим это знакомство в результате и не закачивалось, так как красивую и смелую девушку в большинстве случаев затем или убивали или насиловали. Ну, или как минимум очень сильно избивали. А как по-другому? Надо же герою получить эмоциональную встряску? В отличии от западных фильмов, женщин в подобных лентах редко жалели, потому свадьба в финале не являлась непременным условием. Иногда про девушек и вовсе забывали. То есть – ее изнасиловали, герой за это отомстил, но сказать об том бедолаге даже и не подумал.
Покопался в памяти, но так и не вспомнил ни одного китайского фильма тех времен с главной героиней-девушкой. В 90-х они уже встречались, феминизация, однако. А тогда – не было таких. Нет, в Штатах уже блистала Синтия Ротрок, но то Штаты.
Учитель главного героя. Как правило – комичный персонаж, черт знает как одетый и несущий всякую околесицу. Часто хронический неудачник и хронический же алкоголик. В прошлом – великий боец, под гнетом обстоятельств забросивший это дело. Главного героя встречает случайно, учить его ничему не хочет, но совместно пережитые приключения и опасности открывают ему глаза, и он понимает, что не должно его мастерство умереть вместе с ним от цирроза печени.
В большинстве случаев учитель главного героя не доживал даже до середины фильма, выполнив свою миссию, он погибал от рук главного злодея. Или просто куда-то уходил и не возвращался, после чего про него никто и не вспоминал.
Главный злодей. Он всегда был немолод, элегантен, носил белые одежды и белые тапочки, у него были длинные волосы, собранные на затылке в пучок, плюс усы и борода. Впервые появлялся он на экране очень эффектно, спускаясь как ангел откуда-то сверху, и сообщая всем:
- Ха-ха-ха! Вы думали, что для вас все кончится так просто?
После этого он непременно кого-то убивал, до полусмерти избивал главного героя, тыкал в его сторону указательным пальцем и говорил:
- Я оставил тебя в живых только потому, что ты никто и всегда будешь никем.
Естественно, что он это делал зря, поскольку после этого сразу было ясно – теперь ему точно карачун настанет. Не сразу, в конце фильма, но непременно.
Друг главного героя – увалень и добряк. Боец никакой, но это не главное. Главное – он был готов умереть за друга. И, как правило, умирал, поскольку герой перед финальной битвой должен остаться один.
Исторический фон и знаковые места.
В первую очередь это, конечно, монастырь Шаолинь. Не знаю, на самом ли деле он дал такое количество великих бойцов, как нам это показывали, но если да – то это прямо кузница кадров какая-то была. Каждый третий фильм назывался «Смертельные пальцы Шаолиня» или «Непобедимый меч Шаолиня».
Что до исторического фона – чаще всего дело происходило во времена захвата Китая кем-то, манчжурами там или японцами. Особенно часто это использовал в своих фильмах Джеки Чан.
Финальная схватка. Как правило, ей предшествовали несколько поединков попроще, в которых герой обретал уверенность в себе и попутно устранял всех приспешников главного негодяя. Немного потрепанный, с расцарапанной щекой и оторванным рукавом он представал перед антагонистом, они обменивались парой фраз, а после начиналась битва добра со злом. Была она достаточно долгой, минут на восемь-десять, в ее процессе герой непременно сначала вроде как терпел поражение, но потом находил в себе силы и таки побеждал! Отдельно замечу, что американцы эту схему у китайцев потом позаимствовали, и в каждом фильме про единоборства использовали, до идеала же ее довел Жан Клод Ван Дамм. Его под конец фильма всегда били нещадно, практически калечили. И вот когда уже вроде было все, его персонажу наступал капец, Ван Дамм вспоминал что-то важное - лицо учителя (друга, девушки, погибшего брата, любимой собачки, биг-мак, пасик для магнитофона), кричал окровавленным ртом «ААААААААААААААА!», выпучивал глаза и показывал злодею, чем его пятка пахнет. В смысле – сразу пробивал «вертушечку».
Сюжет – а вот это на самом деле был необязательный элемент. Если у того же Джеки Чана что-то подобное еще встречалось, то в ряде фильмов собственно смысла было не больше, чем, к примеру, в немецкой порнушке. Да и диалоги были по содержательности и длине такие же.
- Моё кунг-фу лучше твоего!
- Кто тебе это сказал?
- Женщины в соседнем монастыре!
И понеслась драка минут на десять.
Но, собственно, мы от этих фильмов ничего другого кроме драк и не ждали. Снято это все было здорово – экзотика, костюмы, атмосфера, отточенные движения, прыжки, хлесткие звуки ударов – это реально завораживало.
Правда, экзотика эта нам быстро приелось. Мода на фильмы кунг-фу сошла так же быстро, как и появилась, и к середине 90-х их уже никто не смотрел, поскольку времена изменились и требования к кино тоже.
Фото взяты из открытых источников.