Найти в Дзене
С лопатой и удочкой

Как советская власть изменила жизнь рыбачки Анны Агафоновой

Накануне Первомая – из трудовой биографии рыбачки из деревни Логи

Жительница расположенной на берегу Финского залива деревни Логи (Сойкинский полуостров) Анна Ферапонтовна Агафонова родилась в рыбацкой семье в 1890 г. Уже с 15 лет она начала заниматься рыбным промыслом. «Нужда, преследовавшая на каждом шагу ее отца, гнала девушку в море. Вместе с рыбаками она переносила холод, голод, постоянно подвергалась опасности. Бывало, всю неделю Анна находилась в холодной будке на море, а в субботу, измученная, полуголодная, возвращалась с рыбаками на берег».

Сушка артельного невода на берегу финского залива. Фото А.А. Беликова, 1926 г. Из коллекции Музея антропологии и этнографиия им. Петра Великого (Кунсткамера).
Сушка артельного невода на берегу финского залива. Фото А.А. Беликова, 1926 г. Из коллекции Музея антропологии и этнографиия им. Петра Великого (Кунсткамера).

Весной 1912 г. произошла трагедия – её муж и отец погибли в море из-за неожиданно разбушевавшейся стихии. Через несколько лет у нее умер второй муж, оставив троих детей. Поднимать их на ноги было не просто, промысел не приносил достатка. Анна сталкивалась с тем, что «рыбные «тузы» обманывали рыбаков, уплачивая за тысячу штук салаки 40-50 копеек. Полученных грошей не хватало даже на хлеб. С горя рыбаки пьянствовали: знаменитый Сойкинский кабак, помещавшийся напротив церкви, свел в могилу немало забитых, темных и обнищавших ижор-рыбаков. Голод, нищету Анна, переносила молча. На свою судьбу она никому не жаловалась».

Когда в годы Советской власти появились рыбацкие объединения, Анна вступила в сельхозартель «Долой капитализм». С этого момента её жизнь изменилась коренным образом: «Теперь не то, что раньше, - говорит Анна Ферапонтовна. - Советская власть и колхозная жизнь дали нам все: хорошие сети, мотоботы и другие орудия лова. Раньше без страха никто не выезжал в море. А сейчас мы выходим в море на сильных мотоботах и никакие штормы нам не страшны».

-2

Нищета и голод давно позабыты, теперь рыбный промысел приносил неплохой доход. «Денег за рыбу получили много. Доходы позволяют приобрести дорогие вещи. Вот дочки мои купили четыре пары туфель, осенние пальто, костюмы». В 1938 году за два месяца семья Агафоновых заработала 3 672 руб., кроме того, еще ожидалось 1 893 руб. за сверхплановую сдачу рыбы.

«В светлой, теплой, комнате старшая дочь Марфа, шьет себе обновки. На днях она принесла из сельмага на 180 рублей всевозможных товаров. Марфа давно мечтала научиться шить. Два года назад ее мечта осуществилась; мать, купила Марфе швейную машину».

Помимо рыбного промысла весной Анна выходила на пахоту, летом соревновалась с другими косцами при заготовке сена, было и личное хозяйство – огород, корова, овцы, куры. За своё трудолюбие пользовалась заслуженным авторитетом, а на весеннем промысле каждое рыбацкое звено старалось заполучить Анну в свои ряды.

Починка и складывание сетей после просушки. Остров Большой Тютерс, Финский залив Балтийского моря, 1930-е гг.
Починка и складывание сетей после просушки. Остров Большой Тютерс, Финский залив Балтийского моря, 1930-е гг.

«В колхозе рыбачка нашла себе счастье, научилась любить людей, уважать труд, ненавидеть врагов. Дети Агафоновой – жизнерадостные, способные девушки, никогда не испытывают горя и лишений, какие пришлось пережить в молодые годы их матери».

Заметка подготовлена по материалам публикации «Счастье колхозной рыбачки», газета «Колхозник» (Кингисепп), 1938 г., источник.

Еще мои заметки по теме на Яндекс Дзен:

Женщины на рыбном промысле. Старинные фотографии
С лопатой и удочкой9 марта 2020