Найти тему
Исторические заметки

Невозможные диоритовые вазы

Удивительный мир Истории таит множество загадок и ставит перед нами огромное количество вопросов. И один из них - каменные чаши из диорита. Хотя суть проблемы существенно шире и охватывает очень многие аспекты ремесла и технологий древности, но я решил остановиться именно на каменных чашах (или вазах, как хотите)

К тому же и публикация соответствующая на Дзене подвернулась. Называется она "Могли ли древние люди делать из диорита эти великолепные вазы?". Вообще-то ответ прост - могли

Понятное дело, такой ответ не удовлетворит ни пытливого читателя, ни верующего в сверхразвитые цивилизации мракобеса. Поэтому приступим к разборке этой проблемы более основательно.

Итак, представляю вашему вниманию диоритовые вазы

Диоритовые вазы. Взято из открытых источников. Вторая по счету ваза больше похожа на базальтовую, что впрочем сути проблемы не меняет.
Диоритовые вазы. Взято из открытых источников. Вторая по счету ваза больше похожа на базальтовую, что впрочем сути проблемы не меняет.

По мнению противников официальной истории древние мастера сделать такое не могли. Теми инструментами и теми методами, которые были им доступны на том этапе исторического развития по версии официальной науки. А раз уж сами эти вазы есть, то или их сделал кто-то другой (сверхцивилизация со сверхтехнологиями) или древние мастера обладали какими-то утраченными ныне технологиями (опять же - сверхцивилизация со сверхтехнологиями).

Когда начинаешь читать - что говорят альтернативщики про диоритовые вазы и возможность их изготовления, то в итоге все сводится к нескольким ключевым моментам

  1. Диорит - твердейший камень, который царапает стекло и его невозможно обрабатывать другими каменными или медными инструментами.
  2. Изготовить длинное узкое горлышко сосуда из камня невозможно без соответствующего станка
  3. На изготовление одной диоритовой вазы могут уйти годы - кто в здравом уме будет столько лет долбить камушек?
  4. Современные ученые попытались сделать диоритовую вазу и не смогли

Аргументация хорошая, правда она не учитывает одну очень важную мысль - около 99% времени истории всего человечества приходится на каменный век.

Камень, как материал, сопровождает человека на протяжении всей его эволюции и наши предки начали обрабатывать камень около 2,5 млн лет назад. До открытия металлов человечество работало только с камнем (кость и дерево, впоследствии и глина, разумеется, тоже использовались) и ничего другого не знало, соответственно знаний - КАК работать с камнем - за эти миллионы лет накопилось порядочно.

А что касается самого диорита, как твердейшей породы - тут не все так просто.

Если рассматривать диорит в чистом виде, без оглядки на его разновидности, то в целом это действительно твёрдый камень, впрочем не сильно твёрже некоторых других пород.

Да вот только разновидности и примеси в сторону отбрасывать нельзя, и в идеале бы рассматривать каждое изделие в отдельности, но возможности таковой у нас с вами нет. Однако и без подробностей о свойствах диорита обойтись не получится. А подробности таковы:

Основа диорита - минерал плагиоклаз. Других минералов в составе диорита порядка 30-40%. Иногда в составе может присутствовать пирит - железный колчедан золотистого цвета, который придает камню особую "лучистость", но снижает хваленую твердость. Так же твердость диорита снижает наличие слюды. Близким к стандарту (наиболее твердым, то есть более 8 баллов по шкале Мооса) является мелкозернистый диорит. Камень с крупными вкраплениями менее прочен

Давайте снова взглянем на наши диоритовые вазы

Так выглядит крупнозернистый диорит, который легче поддается обработке
Так выглядит крупнозернистый диорит, который легче поддается обработке

То есть за тысячи лет развития навыка обработки камня древние мастера понимали - какой камень легче обработать, а какой сложнее. И, в зависимости от поставленной задачи или намеченной цели, брали в работу наиболее подходящую для этого породу. Поэтому-то большинство диоритовых чаш изготовлены не из "сферического диорита в вакууме", а из более податливых его разновидностей.

В некоторых публикациях от апологетов невозможности обработки камня встречается восхищение идельными формами и удивление тонким узким горлышком. Я специально потратил несколько дней на поиск диоритовой вазы с тонким узким горлышком.

Еще диоритовые вазы. Ну по крайней мере похожи.
Еще диоритовые вазы. Ну по крайней мере похожи.

Практически все найденные мной изображения диоритовых чаш упомянутого тонкого узкого и длинного горлышка не имеют. Получается, что описание чаш в публикациях не соответствует реальным чашам? А-я-яй, нехорошо, товарищи альтернативщики. Впрочем, может быть я сам плохо искал? Но даже если где-то существует одна ваза с подобным горлышком, то это будет больше похоже на исключение, подтверждающее правило.

Вообще каменных чаш найдены тысячи. Согласно отчетам археологических экспедиций, в ранний додинастический период употреблялись алебастр, базальт, брекчия, гранит, известняк, мрамор и порфириты, а в средний и поздний додинастические периоды — те же породы камня, за исключением гранита, но с добавлением диорита, граувакки, гипса, аргиллита, серпентина, стеатита и туфа.

При этом около 73,5 % этих каменных чаш изготовлены из трех видов пород: известняк — 36 %, базальт — 21,5 %, алебастр — 16 %

брекчия, мрамор и серпентин — все вместе составляют 17,5 %

Остальные породы — 9 %.

То есть диорит как материал для изготовления чаш использовался не так уж и часто. По количеству это скорее единицы на сотни других материалов. Так из-за чего весь этот шум? В то время, как сотни мастеров потоком выдают заказчику сотни сосудов из алебастра или известняка, какой-нибудь один мастер старательно изготавливает одну чашу из диорита.

Собственно сам диорит
Собственно сам диорит

Или, например, мастерские по изготовлению этих самых каменных чаш могли работать параллельно над одной чашей из наиболее твердой породы и десятком сосудов из более мягких. В чем собственно сложность? А сложность в головах "исследователей". Это касается вообще всех рабочих процессов древности - альтернативщики не в состоянии постичь одновременность исполнения работ.

Мир альтернативщика устроен иначе и выглядит по другому. В этом мире, полном загадок и тайн, ученые ничего объяснить не могут, врут и всё скрывают.

Но наших "профессионалов" не проведёшь! Эти увидят всё и докопаются до правды. В крайнем случае лично съездят в Каирский музей или посетят развалины египетских храмов в составе туристических групп с видеокамерой в руках. А если своих мозгов не хватит, так есть ЛАИ и другие любители поискать "истину". Действительно, зачем думать своим межушным ганглием, если тот же Скляров за них уже подумал? Главное - вера!

И это - адовый пример доисторического, сиречь - дологического, мышления.

Если древний человек не знал и не понимал как устроено то или иное явление, то у него было объяснение - это делают боги. Покажи человеку каменного века обработанный булыжник с режущей кромкой и он при тебе сделает такой же. А покажи ему зажигалку, зажги её, и он будет уверен что ты - бог, ибо можешь добыть огонь движением пальцев. Дай ему эту зажигалку и это будет дар богов. А когда она перестанет работать он начнет молиться небу и будет искренне убежден, что боги покинули его.

Ничего не напоминает? Покажи современному "альтернативщику" современный смартфон, в устройстве которого он вряд ли что-то понимает, и это не вызовет никакого благоговейного трепета. А чего удивляться-то? Обычный смартфон! Но покажи ему же диоритовую вазу и он будет уверен, что её создали непостижимыми методами, а значит была сверхцивилизация! Альтернативно одаренные искренне верят в сверхтехнологии (читай сверхцивилизацию), то есть в дары богов. Наименования разные, а смысл тот же.

Предвосхищая критику, стоит заранее озвучить возможные выпады.

  • Автор, сделай сам такую чашу
  • Скульптор Ольга Вдовина пыталась и не смогла
  • Проект АНТРОПОГЕНЕЗ делает диоритовую чашу уже второй год и все никак сделать не могут!

У меня разумеется нет навыка изготовления подобных чаш. Как и у любого вопрошающего. Причем отсутствие навыка не является доказательством невозможности.

Не думаю, что древний мастер делал такую чашу в одиночку. Прежде чем приступить к подобной работе у древнего мастера УЖЕ былы готовы соответствующие приспособления. Ему УЖЕ доставили из других мастерских какие-то элементы будущего инструментария и так далее.

Человек, сверлящий отверстие в каменном сосуде. V династия, Абусир. Очень схематичное изображение приспособления для сверления камня позволяет получить представление лишь в общих чертах. На практике такой инструмент нужно практически изобретать заново.
Человек, сверлящий отверстие в каменном сосуде. V династия, Абусир. Очень схематичное изображение приспособления для сверления камня позволяет получить представление лишь в общих чертах. На практике такой инструмент нужно практически изобретать заново.

Кроме того, не забываем, что у этого мастера (или мастеров) за плечами собственный многолетний опыт работы с камнем, а главное - опыт сотен предыдущих поколений и двух миллионов лет использования камня человечеством. Именно это я могу условно назвать "сверхтехнологией", поскольку мы с вами, имея в арсенале станки и электронику, давно утратили навыки работать руками так, как это делали древние.

И если нам, как скульптору Вдовиной, захочется сделать такую чашу именно теми методами, что использовались в древности, то нам так или иначе придется совершить те же самые ошибки в работе с камнем, которые безусловно совершались древними мастерами в процессе развития их навыков и накопления знаний. Нам с вами придется чуть ли не заново открывать принцип работы тех или иных приспособлений, придется их дорабатывать и этот путь тоже будет полон проб и ошибок.

Как вы думаете, должно ли уйти время на этот процесс? Полагаю что должно. И участники проекта АНТРОПОГЕНЕЗ именно этим и заняты - они совершают те же самые ошибки и открытия, которые совершали наши далекие предки на протяжении миллионов лет

В заключение скажу - посади современного среднестатистического человека на лошадь, дай ему копье и отправь охотиться на кабана - ужина не будет. Так как у современного человека нет навыка охоты с копьем верхом на лошади. Однако же ни у кого не вызывает сомнений, что когда-то это делали. То есть умели. Ещё пример? Пожалуйста - посадите современную девушку перед прялкой (которыми наши бабушки еще пользовались) и она ничего не сможет с ней сделать, ведь она буквально не понимает - как эта прялка работает!

Все это говорит о том, что навыки и знания живы только тогда, когда в них существует необходимость. И повторю - отсутствие навыка сегодня не является доказательством невозможности его существования в прошлом.

Спасибо, что дочитали до конца

P.S. Друзья, канал канал Исторические заметки выражает признательность каждому, кто оказывает нам помощь в нашем нелёгком деле. Во многом именно благодаря вашей поддержке мы продолжаем публиковаться и радовать вас статьями!

Неравнодушные могут воспользоваться Системой Быстрых Платежей и оказать посильную помощь по номеру +7 902 914 37 00, банк получателя: Яндекс Банк, получатель: Юрий К.

Огромное вам спасибо!

ВНИМАНИЕ! Прежде чем прокомментировать статью, и во избежание недоразумений, пожалуйста, ознакомьтесь с ПРАВИЛАМИ.