Удивительный мир Истории таит множество загадок и ставит перед нами огромное количество вопросов. И один из них - каменные чаши из диорита. Хотя суть проблемы существенно шире и охватывает очень многие аспекты ремесла и технологий древности, но я решил остановиться именно на каменных чашах (или вазах, как хотите)
К тому же и публикация соответствующая на Дзене подвернулась. Называется она "Могли ли древние люди делать из диорита эти великолепные вазы?". Вообще-то ответ прост - могли
Понятное дело, такой ответ не удовлетворит ни пытливого читателя, ни верующего в сверхразвитые цивилизации мракобеса. Поэтому приступим к разборке этой проблемы более основательно.
Итак, представляю вашему вниманию диоритовые вазы
По мнению противников официальной истории древние мастера сделать такое не могли. Теми инструментами и теми методами, которые были им доступны на том этапе исторического развития по версии официальной науки. А раз уж сами эти вазы есть, то или их сделал кто-то другой (сверхцивилизация со сверхтехнологиями) или древние мастера обладали какими-то утраченными ныне технологиями (опять же - сверхцивилизация со сверхтехнологиями).
Когда начинаешь читать - что говорят альтернативщики про диоритовые вазы и возможность их изготовления, то в итоге все сводится к нескольким ключевым моментам
- Диорит - твердейший камень, который царапает стекло и его невозможно обрабатывать другими каменными или медными инструментами.
- Изготовить длинное узкое горлышко сосуда из камня невозможно без соответствующего станка
- На изготовление одной диоритовой вазы могут уйти годы - кто в здравом уме будет столько лет долбить камушек?
- Современные ученые попытались сделать диоритовую вазу и не смогли
Аргументация хорошая, правда она не учитывает одну очень важную мысль - около 99% времени истории всего человечества приходится на каменный век.
Камень, как материал, сопровождает человека на протяжении всей его эволюции и наши предки начали обрабатывать камень около 2,5 млн лет назад. До открытия металлов человечество работало только с камнем (кость и дерево, впоследствии и глина, разумеется, тоже использовались) и ничего другого не знало, соответственно знаний - КАК работать с камнем - за эти миллионы лет накопилось порядочно.
А что касается самого диорита, как твердейшей породы - тут не все так просто.
Если рассматривать диорит в чистом виде, без оглядки на его разновидности, то в целом это действительно твёрдый камень, впрочем не сильно твёрже некоторых других пород.
Да вот только разновидности и примеси в сторону отбрасывать нельзя, и в идеале бы рассматривать каждое изделие в отдельности, но возможности таковой у нас с вами нет. Однако и без подробностей о свойствах диорита обойтись не получится. А подробности таковы:
Основа диорита - минерал плагиоклаз. Других минералов в составе диорита порядка 30-40%. Иногда в составе может присутствовать пирит - железный колчедан золотистого цвета, который придает камню особую "лучистость", но снижает хваленую твердость. Так же твердость диорита снижает наличие слюды. Близким к стандарту (наиболее твердым, то есть более 8 баллов по шкале Мооса) является мелкозернистый диорит. Камень с крупными вкраплениями менее прочен
Давайте снова взглянем на наши диоритовые вазы
То есть за тысячи лет развития навыка обработки камня древние мастера понимали - какой камень легче обработать, а какой сложнее. И, в зависимости от поставленной задачи или намеченной цели, брали в работу наиболее подходящую для этого породу. Поэтому-то большинство диоритовых чаш изготовлены не из "сферического диорита в вакууме", а из более податливых его разновидностей.
В некоторых публикациях от апологетов невозможности обработки камня встречается восхищение идельными формами и удивление тонким узким горлышком. Я специально потратил несколько дней на поиск диоритовой вазы с тонким узким горлышком.
Практически все найденные мной изображения диоритовых чаш упомянутого тонкого узкого и длинного горлышка не имеют. Получается, что описание чаш в публикациях не соответствует реальным чашам? А-я-яй, нехорошо, товарищи альтернативщики. Впрочем, может быть я сам плохо искал? Но даже если где-то существует одна ваза с подобным горлышком, то это будет больше похоже на исключение, подтверждающее правило.
Вообще каменных чаш найдены тысячи. Согласно отчетам археологических экспедиций, в ранний додинастический период употреблялись алебастр, базальт, брекчия, гранит, известняк, мрамор и порфириты, а в средний и поздний додинастические периоды — те же породы камня, за исключением гранита, но с добавлением диорита, граувакки, гипса, аргиллита, серпентина, стеатита и туфа.
При этом около 73,5 % этих каменных чаш изготовлены из трех видов пород: известняк — 36 %, базальт — 21,5 %, алебастр — 16 %
брекчия, мрамор и серпентин — все вместе составляют 17,5 %
Остальные породы — 9 %.
То есть диорит как материал для изготовления чаш использовался не так уж и часто. По количеству это скорее единицы на сотни других материалов. Так из-за чего весь этот шум? В то время, как сотни мастеров потоком выдают заказчику сотни сосудов из алебастра или известняка, какой-нибудь один мастер старательно изготавливает одну чашу из диорита.
Или, например, мастерские по изготовлению этих самых каменных чаш могли работать параллельно над одной чашей из наиболее твердой породы и десятком сосудов из более мягких. В чем собственно сложность? А сложность в головах "исследователей". Это касается вообще всех рабочих процессов древности - альтернативщики не в состоянии постичь одновременность исполнения работ.
Мир альтернативщика устроен иначе и выглядит по другому. В этом мире, полном загадок и тайн, ученые ничего объяснить не могут, врут и всё скрывают.
Но наших "профессионалов" не проведёшь! Эти увидят всё и докопаются до правды. В крайнем случае лично съездят в Каирский музей или посетят развалины египетских храмов в составе туристических групп с видеокамерой в руках. А если своих мозгов не хватит, так есть ЛАИ и другие любители поискать "истину". Действительно, зачем думать своим межушным ганглием, если тот же Скляров за них уже подумал? Главное - вера!
И это - адовый пример доисторического, сиречь - дологического, мышления.
Если древний человек не знал и не понимал как устроено то или иное явление, то у него было объяснение - это делают боги. Покажи человеку каменного века обработанный булыжник с режущей кромкой и он при тебе сделает такой же. А покажи ему зажигалку, зажги её, и он будет уверен что ты - бог, ибо можешь добыть огонь движением пальцев. Дай ему эту зажигалку и это будет дар богов. А когда она перестанет работать он начнет молиться небу и будет искренне убежден, что боги покинули его.
Ничего не напоминает? Покажи современному "альтернативщику" современный смартфон, в устройстве которого он вряд ли что-то понимает, и это не вызовет никакого благоговейного трепета. А чего удивляться-то? Обычный смартфон! Но покажи ему же диоритовую вазу и он будет уверен, что её создали непостижимыми методами, а значит была сверхцивилизация! Альтернативно одаренные искренне верят в сверхтехнологии (читай сверхцивилизацию), то есть в дары богов. Наименования разные, а смысл тот же.
Предвосхищая критику, стоит заранее озвучить возможные выпады.
- Автор, сделай сам такую чашу
- Скульптор Ольга Вдовина пыталась и не смогла
- Проект АНТРОПОГЕНЕЗ делает диоритовую чашу уже второй год и все никак сделать не могут!
У меня разумеется нет навыка изготовления подобных чаш. Как и у любого вопрошающего. Причем отсутствие навыка не является доказательством невозможности.
Не думаю, что древний мастер делал такую чашу в одиночку. Прежде чем приступить к подобной работе у древнего мастера УЖЕ былы готовы соответствующие приспособления. Ему УЖЕ доставили из других мастерских какие-то элементы будущего инструментария и так далее.
Кроме того, не забываем, что у этого мастера (или мастеров) за плечами собственный многолетний опыт работы с камнем, а главное - опыт сотен предыдущих поколений и двух миллионов лет использования камня человечеством. Именно это я могу условно назвать "сверхтехнологией", поскольку мы с вами, имея в арсенале станки и электронику, давно утратили навыки работать руками так, как это делали древние.
И если нам, как скульптору Вдовиной, захочется сделать такую чашу именно теми методами, что использовались в древности, то нам так или иначе придется совершить те же самые ошибки в работе с камнем, которые безусловно совершались древними мастерами в процессе развития их навыков и накопления знаний. Нам с вами придется чуть ли не заново открывать принцип работы тех или иных приспособлений, придется их дорабатывать и этот путь тоже будет полон проб и ошибок.
Как вы думаете, должно ли уйти время на этот процесс? Полагаю что должно. И участники проекта АНТРОПОГЕНЕЗ именно этим и заняты - они совершают те же самые ошибки и открытия, которые совершали наши далекие предки на протяжении миллионов лет
В заключение скажу - посади современного среднестатистического человека на лошадь, дай ему копье и отправь охотиться на кабана - ужина не будет. Так как у современного человека нет навыка охоты с копьем верхом на лошади. Однако же ни у кого не вызывает сомнений, что когда-то это делали. То есть умели. Ещё пример? Пожалуйста - посадите современную девушку перед прялкой (которыми наши бабушки еще пользовались) и она ничего не сможет с ней сделать, ведь она буквально не понимает - как эта прялка работает!
Все это говорит о том, что навыки и знания живы только тогда, когда в них существует необходимость. И повторю - отсутствие навыка сегодня не является доказательством невозможности его существования в прошлом.
Спасибо, что дочитали до конца
P.S. Друзья, канал канал Исторические заметки выражает признательность каждому, кто оказывает нам помощь в нашем нелёгком деле. Во многом именно благодаря вашей поддержке мы продолжаем публиковаться и радовать вас статьями!
Неравнодушные могут воспользоваться Системой Быстрых Платежей и оказать посильную помощь по номеру +7 902 914 37 00, банк получателя: Яндекс Банк, получатель: Юрий К.
Огромное вам спасибо!
ВНИМАНИЕ! Прежде чем прокомментировать статью, и во избежание недоразумений, пожалуйста, ознакомьтесь с ПРАВИЛАМИ.