Найти тему
Andrey White

Как написать текст, который будут читать

Оглавление

Давайте представим, что вам в голову пришла идея написать текст. Текст любой — может, рассказ, может, пост в соцсетях, а может и статью в #Дзен.

Ниже я напишу принципы, которые буду развивать на протяжении нескольких статей.

А в самом низу статьи я оставлю базовую версию алгоритма написания текста.

Самое сложное

С чего начать? Вопрос, без ответа на который вы вряд ли двинетесь дальше.

Поймите, для кого вы пишете, что у них болит (или какая задача перед ними стоит) и какую основную идею хотите донести.

Например, этот текст я написал для всех, кто хочет писать #тексты, но не знает, с чего начать. А основная идея — писать несложно, начинать можно с простого алгоритма и потом его развивать.

Итак, поехали.

Сложно начинать писать
Сложно начинать писать

Целевая аудитория

Когда вы думаете, для кого вы пишете, представьте конкретную группу людей. Например:

  • студенты, которые пишут курсовую по теме «Русская проза первой трети 20 века»

или

  • начинающие предприниматели с оборотом до 30 млн по году, которые хотят узнать, как составлять БДР

или

  • методисты, которые ищут нестандартные форматы для стажерских программ

и так далее.

Главное: выбор целевой аудитории даст вам понимание задач целевой аудитории и стиля, который подойдет ей лучше всего.

Целевая аудитория — половина успеха, а дальше?

Если вы правильно поняли, кто ваша #целевая аудитория (та самая группа людей, для которой вы пишете), то вторым важным вопросом будет «а что им нужно?»

Внимательный читатель заметил, что я уже ответил на этот вопрос при формулировке целевой аудитории:

  • студенты, которые пишут курсовую по теме «Русская проза первой трети 20 века»

Важно понять, что редко ищут и читают текст ради текста. Каждый ищет решение своей проблемы. А проблемы бывают совершенно разные: от «развеяться и почитать что-то интересное» до «развиваться, чтобы получить необходимые знания и пройти собеседование на работу мечты», от «хочу смеяться 5 минут» до «хочу выглядеть эрудированным в компании людей, на которых хочу произвести впечатление». И т.д.

Главное: попробуйте понять, какую проблему (или проблемы) будет решать человек, который читает ваш текст.

Пример проблемы целевой аудитории
Пример проблемы целевой аудитории

Идея

Поздравляю, вы определили целевую аудиторию, поняли, какой у нее запрос, теперь пришло время разобраться с идеей. Идея — это основной смысл, посыл, который вы собираетесь донести до вашей аудитории. Начинать писать, не определив идею — значит заниматься графоманией. Хотите разобраться с идеями и тем, как их преподносить — посмотрите фильм «Начало» К. Нолана.

Чем проще ваша идея, тем проще будет писать текст и тем проще будет донести ее до читателя.

Примеры идеи:

  • освоить программирование может каждый,
  • знать Достоевского — значит прочитать не только его произведения, но и критику,
  • результат отличается от процесса.

Главное: идея должна быть сформулирована кратко, в одно предложение. Если при написании текста вы отходите от идеи — проверьте, либо вы пишете лишнее (тогда выбрасывайте лишнее без сожаления), либо ваша идея не раскрывает всех смыслов, которые вы вкладываете в текст (тогда нужно менять идею).

Стиль

Стиль будет очень сильно зависеть от целевой аудитории и ее задач. Хотите быть своим парнем — пишите на языке аудитории.

Если вы общаетесь со студентами или школьниками, вам не обойтись без использования их лексики, иначе рискуете прослыть душнилой, а от ваших оборотов будут кринжевать.

Хотите дистанцироваться — выбирайте официальную стилистику, высокий штиль.

Хотите популяризировать сложное — шутите, используйте мемы и не стесняйтесь подтрунивать над классиками. Великий русский летчик-АС Пушкин вас простит.

Не уверены в смысле слова — проверьте в толковом #словаре, например, на gramota.ru.

Главное: язык, которым вы пишете, должен быть понятен и близок вашей целевой аудитории.

Александр Сергеевич Пушкин не одобряет вольностей
Александр Сергеевич Пушкин не одобряет вольностей

Объем текста

Для разных площадок и целевых аудиторий нужен разный объем текста. Пишете в соцсетях для массовой аудитории — пишите коротко, укладывайтесь в тысячу знаков (для проверки кол-ва знаков можно использовать сервис text.ru, его же можно использовать для проверки орфографии и пунктуации). Пишете для блога на дзене или на сайте, хотите донести экспертность — не стесняйтесь выбирать форматы с бОльшим количеством знаков, если люди приходят читать и разбираться — дайте им возможность погрузиться в контекст полностью.

Главное: пишете для массовой аудитории или на развлекательную тему — делайте текст коротким. Пишете для того, чтобы раскрыть тему глубоко, поделиться экспертизой или опытом — не пытайтесь ужать текст, ограничивайтесь только донесением смысла.

Структура текста

Разбейте идею на список смыслов, которые должны ее раскрыть. Можете посмотреть на структуру этой статьи: в ней выделены несколько ключевых смыслов, которые вынесены в виде заголовков. Так вам будет проще писать текст, а читателю — проще разобраться в написанном и выделить главное.

Главное: выделите 5-8 ключевых смыслов, вокруг которых выстроите ваш текст.

Хук

Хотите, чтобы ваш текст дочитало до конца как можно больше людей? Сделайте хук в начале: расскажите, что получит терпеливый читатель в конце.

Например:

  • А в самом низу статьи я оставлю базовую версию алгоритма написания текста.

Или

  • Дочитайте до конца — там я расскажу, как получить льготы при получении ипотеки.

Хук может отправлять к #дочитыванию статьи, а может — к следующей статье.

Например:

  • В следующей статье я подробнее расскажу о том, какие бывают хуки и как ими правильно пользоваться. А еще дам шаблон хука, который можно использовать в любом тексте

Главное: хук — необязательная часть текста. Но этот прием поможет увеличить количество людей, которые дочитают текст до конца. Хук должен заинтересовать и в нем должен содержаться призыв к действию.

Алгоритм написания любого текста

  1. Определите, для кого вы пишете (Целевая аудитория)
  2. Поймите, какие задачи нужно решить вашей целевой аудитории, выберите тему, на которую будете писать
  3. Четко сформулируйте идею текста в одном предложении
  4. Выберите стиль повествования, который соответствует вашей целевой аудитории
  5. Поймите объем текста, в который вы хотите уложиться, если это важно
  6. Напишите структуру текста (ключевые смыслы вашей идеи)
  7. Подготовьте хук, который заставит читателя прочитать до конца
  8. Опишите каждый структурный элемент текста
  9. Вычитайте текст, добавьте в него жизни с помощью художественных приемов
  10. Готово, вы великолепны!

Дальше еще могут быть всякие штуки типа вычитки редактором и корректором (или хотя бы знакомыми) — для тех, кто хочет сделать текст действительно качественным.