Давайте представим, что вам в голову пришла идея написать текст. Текст любой — может, рассказ, может, пост в соцсетях, а может и статью в #Дзен.
Ниже я напишу принципы, которые буду развивать на протяжении нескольких статей.
А в самом низу статьи я оставлю базовую версию алгоритма написания текста.
Самое сложное
С чего начать? Вопрос, без ответа на который вы вряд ли двинетесь дальше.
Поймите, для кого вы пишете, что у них болит (или какая задача перед ними стоит) и какую основную идею хотите донести.
Например, этот текст я написал для всех, кто хочет писать #тексты, но не знает, с чего начать. А основная идея — писать несложно, начинать можно с простого алгоритма и потом его развивать.
Итак, поехали.
Целевая аудитория
Когда вы думаете, для кого вы пишете, представьте конкретную группу людей. Например:
- студенты, которые пишут курсовую по теме «Русская проза первой трети 20 века»
или
- начинающие предприниматели с оборотом до 30 млн по году, которые хотят узнать, как составлять БДР
или
- методисты, которые ищут нестандартные форматы для стажерских программ
и так далее.
Главное: выбор целевой аудитории даст вам понимание задач целевой аудитории и стиля, который подойдет ей лучше всего.
Целевая аудитория — половина успеха, а дальше?
Если вы правильно поняли, кто ваша #целевая аудитория (та самая группа людей, для которой вы пишете), то вторым важным вопросом будет «а что им нужно?»
Внимательный читатель заметил, что я уже ответил на этот вопрос при формулировке целевой аудитории:
- студенты, которые пишут курсовую по теме «Русская проза первой трети 20 века»
Важно понять, что редко ищут и читают текст ради текста. Каждый ищет решение своей проблемы. А проблемы бывают совершенно разные: от «развеяться и почитать что-то интересное» до «развиваться, чтобы получить необходимые знания и пройти собеседование на работу мечты», от «хочу смеяться 5 минут» до «хочу выглядеть эрудированным в компании людей, на которых хочу произвести впечатление». И т.д.
Главное: попробуйте понять, какую проблему (или проблемы) будет решать человек, который читает ваш текст.
Идея
Поздравляю, вы определили целевую аудиторию, поняли, какой у нее запрос, теперь пришло время разобраться с идеей. Идея — это основной смысл, посыл, который вы собираетесь донести до вашей аудитории. Начинать писать, не определив идею — значит заниматься графоманией. Хотите разобраться с идеями и тем, как их преподносить — посмотрите фильм «Начало» К. Нолана.
Чем проще ваша идея, тем проще будет писать текст и тем проще будет донести ее до читателя.
Примеры идеи:
- освоить программирование может каждый,
- знать Достоевского — значит прочитать не только его произведения, но и критику,
- результат отличается от процесса.
Главное: идея должна быть сформулирована кратко, в одно предложение. Если при написании текста вы отходите от идеи — проверьте, либо вы пишете лишнее (тогда выбрасывайте лишнее без сожаления), либо ваша идея не раскрывает всех смыслов, которые вы вкладываете в текст (тогда нужно менять идею).
Стиль
Стиль будет очень сильно зависеть от целевой аудитории и ее задач. Хотите быть своим парнем — пишите на языке аудитории.
Если вы общаетесь со студентами или школьниками, вам не обойтись без использования их лексики, иначе рискуете прослыть душнилой, а от ваших оборотов будут кринжевать.
Хотите дистанцироваться — выбирайте официальную стилистику, высокий штиль.
Хотите популяризировать сложное — шутите, используйте мемы и не стесняйтесь подтрунивать над классиками. Великий русский летчик-АС Пушкин вас простит.
Не уверены в смысле слова — проверьте в толковом #словаре, например, на gramota.ru.
Главное: язык, которым вы пишете, должен быть понятен и близок вашей целевой аудитории.
Объем текста
Для разных площадок и целевых аудиторий нужен разный объем текста. Пишете в соцсетях для массовой аудитории — пишите коротко, укладывайтесь в тысячу знаков (для проверки кол-ва знаков можно использовать сервис text.ru, его же можно использовать для проверки орфографии и пунктуации). Пишете для блога на дзене или на сайте, хотите донести экспертность — не стесняйтесь выбирать форматы с бОльшим количеством знаков, если люди приходят читать и разбираться — дайте им возможность погрузиться в контекст полностью.
Главное: пишете для массовой аудитории или на развлекательную тему — делайте текст коротким. Пишете для того, чтобы раскрыть тему глубоко, поделиться экспертизой или опытом — не пытайтесь ужать текст, ограничивайтесь только донесением смысла.
Структура текста
Разбейте идею на список смыслов, которые должны ее раскрыть. Можете посмотреть на структуру этой статьи: в ней выделены несколько ключевых смыслов, которые вынесены в виде заголовков. Так вам будет проще писать текст, а читателю — проще разобраться в написанном и выделить главное.
Главное: выделите 5-8 ключевых смыслов, вокруг которых выстроите ваш текст.
Хук
Хотите, чтобы ваш текст дочитало до конца как можно больше людей? Сделайте хук в начале: расскажите, что получит терпеливый читатель в конце.
Например:
- А в самом низу статьи я оставлю базовую версию алгоритма написания текста.
Или
- Дочитайте до конца — там я расскажу, как получить льготы при получении ипотеки.
Хук может отправлять к #дочитыванию статьи, а может — к следующей статье.
Например:
- В следующей статье я подробнее расскажу о том, какие бывают хуки и как ими правильно пользоваться. А еще дам шаблон хука, который можно использовать в любом тексте
Главное: хук — необязательная часть текста. Но этот прием поможет увеличить количество людей, которые дочитают текст до конца. Хук должен заинтересовать и в нем должен содержаться призыв к действию.
Алгоритм написания любого текста
- Определите, для кого вы пишете (Целевая аудитория)
- Поймите, какие задачи нужно решить вашей целевой аудитории, выберите тему, на которую будете писать
- Четко сформулируйте идею текста в одном предложении
- Выберите стиль повествования, который соответствует вашей целевой аудитории
- Поймите объем текста, в который вы хотите уложиться, если это важно
- Напишите структуру текста (ключевые смыслы вашей идеи)
- Подготовьте хук, который заставит читателя прочитать до конца
- Опишите каждый структурный элемент текста
- Вычитайте текст, добавьте в него жизни с помощью художественных приемов
- Готово, вы великолепны!
Дальше еще могут быть всякие штуки типа вычитки редактором и корректором (или хотя бы знакомыми) — для тех, кто хочет сделать текст действительно качественным.