Найти тему
Егор Чкалов

Когда ждать замыкания «котлов» на Восточной Украине?

Оглавление

Министерство обороны РФ в лице генерал-майора Игоря Конашенкова два раза в сутки отчитывается о ходе проведения специальной операции на Украине. Эти сводки в основном содержат количественную информацию о том, сколько произведено пусков высокоточных ракет по объектам противника, сколько сбито самолетов, вертолетов, беспилотников, сколько перехвачено ракет и т.д. По стилистике напоминает отчеты производственных коллективов о ходе соцсоревнования. Обозначено, что формат отчетного мероприятия – это брифинг. То есть монологичный формат, не предусматривающий ответы на вопросы приглашенных (или якобы приглашенных) журналистов, представляющую целевую аудиторию озвучиваемых месседжей.

Тем не менее, вопросы у целевой аудитории по поводу процесса спецоперации существует независимо от желания или нежелания Минобороны на них отвечать в явном виде. И, пожалуй, главный из них сейчас – это вопрос о том, когда же восточная группировка ВСУ попадет в обещанные «котлы» и от безысходности начнет массово сдаваться в плен (словом, когда наступит перелом в войне).

Будем понимать под «котлами» устойчивое окружение войск противника численностью как минимум в несколько тысяч солдат. За два месяца боевых действий пока был реализован только один «котел» – «мариупольский», который сейчас сжался до масштабов территории «Азовстали». Когда же ждать следующих?

Российская армия заняла огромные по европейским меркам приграничные территории в Черниговской, Сумской, Харьковской, Луганской, Донецкой, Запорожской, Херсонской и Николаевской областях. Но из взятых под контроль городов с довоенным населением более 100 тысяч человек только Мариуполь, Херсон, Мелитополь и Бердянск (все расположены в Приазовье). В северной же зоне самый крупный занятый населенный пункт – Изюм с населением 46 тысяч человек в 2020 году).

Для восстановления «конституционных» границ ДНР и ЛНР (то есть территории в границах Донецкой и Луганской областей) необходимо взятие Северодонецка с довоенным населением 106 тысяч человек, Славянска с довоенным населением 292 тысячи человек и Краматорска с довоенным населением 190 тысяч человек. Очевидно, что взятие под контроль в сжатые сроки зоны начинающегося в Славянском районе канала «Северный Донец – Донбасс» является сейчас приоритетной задачей, поскольку от этого критически зависит восстановление на приемлемом уровне водоснабжения Донецка. Но уже который день после серьезного продвижения по территории Луганской области в первые дни спецоперации линия фронта практически не сдвигается, уткнувшись в укрепрайоны. За два месяца боев продвижение по территории Донецкой области минимально – не удается решить проблему отгона ВСУ от Донецка хотя бы на расстояние, исключающее обстрел города из гаубиц.

Похоже на то, что говорить о скором сломе сопротивления ВСУ в Донбассе не приходится (уж точно не к праздничной дате 9 мая)… Возможно, что для замыкания донбасского котла сначала нужно будет решить задачу тотального нарушения работы основных транспортных артерий Украины, по которым идет снабжение донбасской группировки войск топливом и западным вооружением.

Переговоры о замирении на каких-то ситуационно приемлемых для обеих сторон условиях заблокированы надолго. При этом понятно, что у Украины сейчас нет ресурсов для перехода в успешное контрнаступление. Но очевидно, что и российская сторона испытывает дефицит, по крайней мере, некоторых видов ресурсов для развития своего наступления на Восточной Украине (как никак, Россия воюет против численно превосходящего противника, закрепившегося в подготовленной системе обороны при масштабной разведывательно-тренинговой поддержке НАТО и в условиях, скажем так, проблемного уровня социальной поддержки со стороны местного населения). В такой ситуации противостояние сторон обычно переходит в формат затяжной позиционной войны…

Впрочем, помимо Донбасса (в котором ВСУ за восемь лет укрепилась сооружениями весьма основательно), есть еще и одесско-николаевское направление на Тирасполь, на котором подвижки линии фронта российская сторона, скорее всего, может будет добиться меньшими ресурсами. Но за счет ресурсов, предназначенных для формирования донбасского котла...

Читайте также мою статью "Спецоперация на Украине: шансы на успех. Часть 1"

Читайте также мою статью "2-й этап спецоперации на Украине: территориальная логика"

Читайте также мою статью "Денацификация Украины в 2022 и в 1943-44 годах: сравнительный анализ"