Найти тему
Андрей Сталк

На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-бич опять идут дожди

"На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-бич опять идут дожди", Россия, 1992
"На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-бич опять идут дожди", Россия, 1992

Архиепископ не присваивает очередного звания

Фамилия Гайдая неизменно всплывает, когда надо назвать лучших режиссеров Советского Союза. А уж по валу просмотров Леонид Ионыч вообще вне конкуренции. Хотя, если отойти от шаблонов восприятия, по-настоящему взрывных лент у него всего четыре – трилогия о Шурике и «Наши люди в булочную на такси не ездят». Еще столько же плюс-минус картин режиссера проходят по категории «Хорошее кино». Остальные же не критикуют из уважения к имени Мастера. Сними их условный Андреасян, жирный минус восприятия не отчистить никакой хлорсодержащей «Белизной»

Вторая часть харатьян-муви – это, объективно, очень слабая работа. Эксцентрика вообще непредсказуема по определению. И дело не в гэгах, шутках или антураже. Одно и то же действие в разных фильмах всегда воспринимается по-разному. Важен общий резонанс, настройка, иначе даже винтажный Стратокастер в расстроенным виде гармонию не создаст. Гайдай видел, что страна ушла в вираж, чувствовал множество возможностей, мелькающих на этом вираже, но не понимал их подсознанием. Так как понимал суть советского человека 60-70 годов. Ведь стоило ему отойти в сторону классики другого времени (Инкогнито из Петербурга, За спичками, 12 стульев), шедевров не получалось. А перестроечное кино Гайдаю не удалось совсем.

В силу возраста, режиссер не смог осознать, что мировоззрение у людей уже не советское и, уж тем более, не капиталистически-деловое, а какое-то пограничное (кстати, продолжающее до сих пор), сумрачное. Здесь не работают старые фишки – бег от танка, стрельба косточками, но это полбеды. Грустно то, что Гайдай, бывший законодателем моды на крылатые выражения, здесь тупо втискивают небритые шутки на злобу дня (если я умру, считайте меня коммунистом. А, если умрут они – считайте их коммунистами). А уж элементы черной комедии (что-то шашлычком запахло) вообще раковые новообразования гайдаевских комедий.

Подвело Леонида Гайдая и, казалось, проверенное умение запускать звезд. Разумеется, это касается, в первую очередь, Харатьяна – человек бежал, не зная куда и лицедействовал на 360 градусов, паля из пушек по воробьям. Про Демьяненко или, к примеру, Никулина такое в прошлых лентах сказать невозможно – полная иллюзия, что ребята по жизни с прибабахом. Главный антагонист Артист (Андрей Мягков) аморфен. Задумка смен личин привела к тому, что настоящего лица/характера главного мафиози Нью-Йорка не рассмотреть. Второй слой – неведомая Келли МакГрилл была, конечно, секси и на этом все. Уровень Михаила Кокшенова показали дальнейшие комедии независимого периода. Третий слой – руководители спецслужб откровенно бутафорны, а исполняющие их актеры, казалось, не знали, в чем добавлять, в псевдо-реальности или экстравагантности. Получилось враскорячку. А анализировать роли, к примеру, Крачковской или девочки в белых колготках. смысла уже нет. Да и эпизодных жемчужин, вроде «Цигель-цигель» там точно нет.

Конечно, Гайдай был уже не главным. Рулили те, у кого были деньги договариваться арендовать дворцы у Трампа (да-да, будущий президент США причастился к созданию этого проекта), организовывать поездку в Америку и рекламировать водку «Абсолют» (весьма топорно, надо сказать). Да и команда постарела неотвратимо. Разве, к примеру, песня «Привет, Америка, с другого берега» это уровень «Трутся спиной медведи»? Но кто это вспомнит сейчас. Бренд «Гайдай» бьет козырем все возражения. И, к сожалению, общий рейтинг мастерства последние картины режиссеру не повысили. Хорошо ещё, что не зачеркнули полностью, как это сделали Рязанов или Сурикова, сняв чудовищно убогие ремейки своих превосходных фильмов «Карнавальная ночь 2» или «Человек с бульвара КапуциноК».

А с «Дерибасовской» мирится можно. Время было такое, когда сникерс казался лучше домашней простокваши, а красно-синие труселя престижней льняной рубашки. Покрутил, погадал, думал — шарик угадал.