Найти тему
Русская Семёрка

Самые злые детские игры СССР: какие из них были бы сегодня запрещены

Досуг советских детей вовсе не ограничивался чтением журнала «Мурзилка», прослушиванием радиостанции «Юность» и сбором макулатуры. Кроме вполне безобидных «ножичков», салок, вышибал и пионербола, подрастающее поколение Советского Союза коротало время за играми, которые наносили не только вред тому, что находится вокруг, но и собственному здоровью игроков. Вспоминая некоторые из них, диву даешься: порой простую советскую игру с испытанием в каком-нибудь современном телешоу на выживание и не отличишь. Сейчас трудно представить, что современные дети станут играть во что-либо подобное. Да и родители наверняка не разрешат...

Риск — дело благородное

Многие из советских развлечений быстро приедались. Ну сколько можно играть в прятки, «казаки-разбойники» или «войнушку» в своем собственном дворе, в котором каждый квадратный сантиметр изучен вдоль и поперек? Эти игры получали второе рождение после того, как удавалось изменить локацию — например, на стройку, территорию долгостроя (такие были и в Советском Союзе) или «заброшки». Игра шла куда интереснее, если на местности можно было перепрыгивать через провалы, взбираться по обвалившимся или недостроенным лестничным проемам, «сигать» с высоты в кучу мокрого песка.

Зимой юные советские экстремалы, когда катание на санках, ледянках или прочих средствах надоедало, превращались в зацеперов (правда, в советские годы их так никто еще не называл). Советские дети либо старались успеть прицепить свое «транспортное средство» к автобусу, либо просто хватались за него руками сзади. Вообще, подходило все, у чего есть бампер: автобус, трамвай, троллейбус, легковой автомобиль. Такое развлечение было травмоопасным. Дети часто оказывались в кювете после того, как транспорт поворачивал, сдавал назад или резко тормозил.

Дерево на берегу водоема, палка и веревка — все, что нужно для того, чтобы создать новый аттракцион. Обычно тот, кто лучше всех лазил по деревьям, взбирался наверх, привязывал веревку к прочному суку. К другому концу веревки присоединяли палку. Все! Тарзанка готова! Прочность узлов, сука дерева и состояние дна — детишек волновали меньше всего. Они цеплялись за палку двумя руками, раскачивались и с диким криком прыгали в воду. Нередко такое развлечение заканчивалось трагедией.

Вокруг света

Практически ни один советский двор не обходился без качелей. Были и другие атрибуты — турники, песочницы с «грибком», брусья. Но советскую детвору, особенно тех, кто постарше, манили те качели, на которых можно было крутить «солнышко». Главное задачей такой игры было раскачаться так, чтобы качели сделали полный оборот вокруг перекладины, к которой они и крепятся. Этот трюк мечтал сделать, наверное, каждый подросток. Но повторять его осмеливались далеко не все. Таким смельчакам сулили будущее космонавта, а на то, как они крутят «солнышко» собирался смотреть весь двор.

Учитывая количество травм, получаемых на детских площадках, позже качели стали  выпускать со специальными «стоперами», не позволявшими сделать «солнышко». Тогда верхом мастерства стала считаться раскачка «до стука». Также советские дети получали множество травм после того, как прыгали с качелей во время их движения.

Еще одним из любимых развлечений в Советском Союзе было катание в автомобильных покрышках. Советские мальчишки устраивали даже целые гонки. Самые отчаянные были готовы на то, чтобы спуститься внутри покрышки с горы. Чем круче гора, тем больше адреналина и серьезнее полученные травмы. Кстати, такие поступки уважение и восхищение вызывали далеко не у всех (в отличие от трюка «солнышко»), ведь для спуска никакого умения не нужно — только отсутствие ума.

Азартно, но больно

Вышеперечисленные забавы требовали определенной подготовки и соответствующей окружающей обстановки. Но играть советским детям хотелось не только тогда, когда на горизонте появлялась стройка, пруд или гора. Существовали игры, в которые играть могли абсолютно все «здесь и сейчас».

Популярной была игра «крапивка». Для нее нужно минимум два человека — тот, кто будет делать «крапивку», и тот, кому ее будут делать. Необходимо обхватить запястье (или часть чуть выше) двумя руками и начать совершать движения, чем-то напоминающие отжим тряпки. После движения рук в разные стороны, кожа перекручивалась, и появлялось соответствующее ощущение — как будто «отходили» крапивой. По правилам игры потом следовало обязательно поменяться ролями. Побеждал тот, окажется наиболее терпеливым, и выдержит наибольшее количество таких подходов.

Еще одной игрой на выносливость, после которой, правда, оставалось неприятное воспоминание в виде разбитых костяшек пальцев, была «кулачки». Ее суть заключалась в том, что два игрока сводят кулаки торец в торец — костяшки к костяшкам. Теперь начинающий (он обычно определялся с помощью другой игры — «камень, ножницы, бумага») должен ловко и быстро ударить сверху своим кулаком по кулаку соперника. Задача второго в этот момент отдернуть кулак, чтобы по нему не нанесли удара. Если водящий «промазывает», то ход переходит к «жертве». Если удар все-таки приходится по кулаку, то игра продолжается без смены ролей.
В «кулачки» продолжали играть до тех пор, пока кто-то из игроков не сдастся (считается проигравшим). Естественно, чтобы скорее оказаться победителем, водящий старался как можно сильнее ударить противника.

Травмоопасной была игра в «монетку». Порой ее даже называли «кровавая монетка». Для этой игры нужна была только монета, желательно большего диаметра. Водящий запускает монету щелбаном по ровной поверхности так, чтобы она крутилась на ребре. Если монета улетала с «поля игры», то тогда запустивший ее участник проиграл. Если же монета уходить за границы не планирует, то второй игрок ее должен подкрутить, чтобы вращение продолжилось. Далее право хода возвращается к первому игроку, и так до тех пор, пока монета не упадет с ребра, либо не укатится в сторону. Проигравший упирает кулак костяшками плотно в стол, а победитель запускает плашмя монетку по поверхности. Если монета попадет в результате такого пуска по костяшке, то, как минимум, будет больно. Проигравший может выдохнуть свободно в том случае, если монета не ударит по костяшке. После этого запуск инвентаря продолжается заново.

Все новое — это хорошо забытое старое. В конце «нулевых» по России прокатился бум на игры с асфиксией. Но такие опасные развлечения были хорошо известны и в Советском Союзе. Дети собирались с одной целью — оказаться в стадии «эйфории». Достигалась она за счет кратковременного ограничения доступа кислорода к организму. Понятно, что найти именно ту самую золотую середину, и не перейти грань между жизнью и смертью довольно трудно, а тем более детям. Такие развлечения часто ничем хорошим не заканчивались.

То, что плохо лежит

Советские дети могли придумать себе развлечение буквально из всего, что валялось под ногами — нужно же было чем-то занимать себя в свободное время. Очевидно, что и такие развлечения были не всегда безопасными.

Камушки карбида кальция можно было найти прямо во дворе дома. При соединении с водой они вступали в реакцию и выделяли газ ацетилен, который хорошо горит. Дети бросали карбид в лужи, а потом поджигали. Смотрелось эффектно! Часто карбид оказывался в школьном туалете. После такой проказы в образовательном учреждении уже оказывалась родители хулиганов.

Любили бросать в костер и шифер. Этот стройматериал начинал сильно стрелять, что забавляло детвору. С громким хлопком разбивались лампы дневного света. Нужно было лишь умело бросить ее на асфальт торцом. О том, что такое развлечение наносит вред окружающей среде в то время как-то даже не задумывались. Кусок асфальта запросто можно было уничтожить при помощи дюбеля, кирпича и спичечной серы.

К спичкам советские дети были неравнодушны. Объясняется это просто — стоили они копейки (в прямом смысле), а подарить могли массу положительных эмоций. Чаще всего эти эмоции потом перерастали в проблемы, которые решать приходилось родителям. Следы на потолке от спичек были массовым явлением в СССР. Кто-то из подростков даже таким образом пытался рисовать какие-то узоры или оставлять послания. Но не все жильцы творения тинейджеров могли оценить по достоинству. За подобное творчество могло и «прилететь».