Найти тему
Парусная Академия

Как проходят регаты Open Race

Ежегодно наш яхтенный сезон начинает набирать обороты с первой регаты. А так как уже через неделю пройдет первый этап Кубка Open Race, расскажу немного о том, как вообще у нас проходят гонки. Скажем так, взгляд с главного судейского судна (далее – ГСС). Погнали!

Самые популярные и массовые регаты у нас случаются всегда в «Орешке». Во-первых, больше водного пространства: всегда интереснее гоняться, когда есть место для маневра, да и выбор тактики шире. Во-вторых, для многих наша Ореховая бухта стала любимым местом отдыха, где можно не только на воду выйти, но и посидеть потом в кафе или на причале, подумать о смысле жизни, встретить закат, посмотреть на тренировочную суету (главное, не вслушиваться, когда техники в очередной раз ругаются, что инструктор долго разоружает яхту). Поэтому, Кубок Open Race мы проводим в Орешке. Так с чего же все начинается?

А начинается все со слова. Вернее, с множества слов, укомплектованных в два документа, которые (помимо Правил парусных гонок) становятся важной частью любой регаты. Без них она даже может не состояться. И имя им – Положение о регате и Гоночная инструкция. Увы, судьба всех важных документов незавидна: их никто не читает (кроме профессиональных гонщиков). Но так как я – судья с принципами, то взываю к совести всех спортсменов и на коротком брифинге рассказываю основные моменты. Так как наши инструкторы хотят выйти на воду побыстрее, то и команды свои они уводят из офиса администрации сразу на причал. Яхта сама себя не вооружит, знаете ли. Поэтому принципиальный судья собирает манатки и покорно идет следом зычным голосом вещать о нововведениях (в этом сезоне я обзавелась мегафоном, а то постоянно ходить с сорванным голосом – такое себе удовольствие). Например, какая у нас дистанция, гоняемся мы с генакерами или без, будет ли черный флаг. Однажды мы с коллегой решили поиздеваться над гонщиками и устроили Silent race: звуковыми сигналами обозначали только начало стартовой процедуры и открытый старт, а еще принципиально не отвечали на вопросы «Сколько петель?». Учили процесс, так сказать. Никогда не знаешь, что придет в голову судьям при подготовке к гонке, зато спортсменам весело, заставляет выйти из зоны комфорта.

Процесс вооружения. Вот пока все заняты, я смею отвлекать, дабы что-то там сказать про гонки.
Процесс вооружения. Вот пока все заняты, я смею отвлекать, дабы что-то там сказать про гонки.

Итак, когда все издевательства над гонщиками закончились, лодки направились к выходу из бухты, начинается самое интересное. Для судей, конечно. Вы замечали когда-нибудь, что посреди Пироговки стоит катер на нейтралке, а два человека с максимально серьезными лицами смотрят на палочку в руке одного из них. И не просто на палочку, а на привязанную к ней ниточку. Долго так смотрят, а потом молча срываются с места и мчатся куда-то в одну им известную точку. Так вот, это мы не сумасшедшие, а смотрим направление ветра, чтобы выставить правильную дистанцию. И в этом нам помогает такая импровизированная флюгарка в виде палочки. Кстати, лучше всего использовать ленту из музыкальной кассеты: получается лёгкая конструкция, которая даже когда дует три узла, покажет верное направление. Пока мы выставляем буйки, обозначающие дистанцию, гонщики крутятся рядом (или не очень), тренируются, распределяют роли в экипаже, вспоминают процесс постановки генакера. В общем, все при деле.

У меня не нашлось фото с флюгаркой, но зато есть вот такое, полностью отображающая то, как я провожу брифинги
У меня не нашлось фото с флюгаркой, но зато есть вот такое, полностью отображающая то, как я провожу брифинги

И вот, наконец, катер на якоре, вверх взмывается рыжий флаг и звучит свисток. Значит, четыре минуты до старта. Яхты подходят все ближе к стартовой линии, начинают сыпаться вопросы «А сколько кругов? А сколько до старта? А где верхний знак?». Если у нас настроение хорошее – отвечаем и даже шутим. А если не очень – тыкаем на флаги. Вообще, совет всем гонщикам: если не хотите нарваться на злого судью (а это страшно, поверьте) – не задавайте вопросов во время отсчёта времени. Лично я максимально сосредоточена в этот момент, буквально не моргая смотрю на таймер, дабы не пропустить смену флагов. Всех вопросов можно избежать, прочитав Гоночную инструкцию :)) Ну это так, лирика и моя личная боль.

И вот, старт открыт, яхты красивой шеренгой отправляются на верхний знак, кто-то умудряется вылезти на фальстарт или пройти буквально в паре миллиметров от ГСС. Один раз так нашего фотографа чуть не задели гиком, а по мне красиво прошелестел генакер. Что дальше? А дальше чисто работа экипажа: выбрать направление, как будет быстрее подойти к знаку, найти порывы ветра, постараться не «сесть» килем на якорный конец от знака, не затормозить при постановке и последующей уборке генакера, не перепутать длину дистанции, не нарушить правила и, в конечном итоге, победить. За два часа мы проводим от трех (штилевых) до шести (лучший результат) гонок. И во время каждой регаты происходит множество интереснейших случаев: от общего фальстарта, потому что все резко забыли про рыжий флаг, до посадки на мель. А иногда и судейский катер могут «угнать», пройдя слишком близко от якорного конца. Но веселее всего, когда кто-то нарушает правила, и оба участника инцидента, проходя мимо ГСС, размахивают флагами (и не только) и кричат «Протест!». Вот кому громкоговоритель вообще не нужен, и так справляются… Протесты всегда интересно разбирать, но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз...

Примерно с таким выражением лица начинаются разборки после оклика "Протест!" Весело, в общем :)
Примерно с таким выражением лица начинаются разборки после оклика "Протест!" Весело, в общем :)

А пока вернемся к гонкам. Во время них у судей стоит две задачи: принять финиш и как можно быстрее дать следующий старт. Кто-то говорит, что я не даю продыху спортсменам, но в этом и плюс. Динамика, азарт, вот эти все эмоции всегда приятнее, когда гонки идут нон-стоп. Еще не успеваешь забыть про то, как вон тот на яхте Delta влез туда, куда не надо, и из-за этого ты потерял целое место. Еще есть запал взять и вывести его на фальстарт в следующей гонке или еще как-то вынудить нарушить правила. С судейского судна это все выглядит красиво, пока не оказываешься в гоночном экипаже в качестве, ну, скажем, стаксель-шкотового. Вот там настоящее веселье, движуха. В сильный ветер вообще не понимаешь, где ты, какая петля, а мы уже финишировали или только огибаемся. Только вроде смайнали генакер, уже обратно ставить. А потом долгожданный финиш и осознание, что только что произошло. Непередаваемые эмоции.

-5

Последняя гонка дня всегда ознаменовывается конструкцией флагов «AP над Alfa» и традиционно сопровождается вопросом «А сегодня еще гонки будут?» Только после этого ритуала экипажи отправляются в бухту, внутренне веря, что сегодня вот точно удалось победить, ведь там у кого-то протест, а значит, есть шанс дисквалификации, а тот вылез на фальстарт и не вернулся, а третьи вообще какие-то мутные. Но только судья знает, кто победил, еще до того, как финиширует последняя яхта. Так что все подсчеты, конечно, не лишние для разминки мозга, но лучше дождаться награждения. А награждения всегда проходят весело. Просто потому что так заведено :)

Красиво же, ну?
Красиво же, ну?

Придете к нам на гонки?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц