Найти тему
IQ.HSE

Удерживая умы: как мотивировать учёных остаться в России и переориентировать международное сотрудничество на «бывшую периферию»

Оглавление
© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Наша страна за последние десятилетия сделала большие успехи в области международного сотрудничества учёных и научных центров. Российские исследователи и преподаватели стали рассматривать временную работу за рубежом прежде всего как возможность приобрести опыт, а не уехать из страны. В то же время росла и привлекательность России в качестве места работы для иностранных учёных. В настоящее время ситуация резко изменилась и требует действий в форсированном режиме для предотвращения «утечки умов» за границу и дальнейшего развития международного сотрудничества в области науки. Об этом заявляют эксперты из Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в своём докладе*, представленном на XXII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ.

«Новая нормальность»

Массовая эмиграция научно-технических кадров в 1990-х привела к тому, что отношение общественности к международной мобильности учёных долгое время оставалось настороженным. Но уже в 2000-е публичный дискурс заметно трансформировался. Межстрановые коллаборации на институциональном и индивидуальном уровнях стали частью «новой нормальности» мировой науки.

В 2010-х отечественная наука полностью включилась в процессы международного академического обмена. «К 2019 году 17,2% российских кандидатов и докторов наук, представляющих широкий спектр областей науки, имели продолжительный (более трёх месяцев) опыт учёбы или работы за рубежом. Среди стран выезда лидировали Германия, США и Франция», — утверждается в докладе.

Данные об обратном движении — притоке иностранных исследователей и преподавателей высшей школы в Россию — ограничены. Тем не менее, за последнее десятилетие численность иностранных аспирантов в России выросла на 72,2% (с 5,5 тыс. в 2010 году до 9,5 тыс. в 2020-м.), причём основной прирост был обеспечен странами за пределами СНГ.

Концепции международной научной мобильности

Международная академическая мобильность — объект внимания исследователей и аналитиков в разных странах. Существуют различные концепции, с позиции которых осуществляется анализ трендов в этой области. Одна из них, имевшая популярность в XX веке — концепция «утечки умов» («brain drain»). Её суть в том, что «отправляющая страна» или страна-донор испытывает лишь негативные последствия, теряя наиболее активную и образованную часть населения.

Более современный подход — концепция «циркуляции умов» ( «brain circulation» ). Она предполагает, что преимущества могут получить обе стороны — благодаря потокам возвратной и маятниковой миграции.

Сторонники «сетевого подхода» ( «brain networking») считают, что в современном глобализированном и цифровом мире место фактического пребывания учёного более не является ключевым фактором в определении того, кому принадлежат результаты интеллектуального труда. Они отказываются рассматривать эмигрировавших учёных как однозначную потерю для их страны.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Эксперты отмечают, что всё большее распространение получает оценка международной мобильности как явления функционального. Она стимулирует развитие мировой науки за счёт формирования новых партнёрских связей между коллективами, организациями, странами; обеспечивает равный доступ к исследовательской инфраструктуре.

В России во многих публичных дискуссиях по-прежнему прослеживаются алармистские настроения, утверждения о массовом и безвозвратном оттоке научных и научно-педагогических кадров из России за рубеж. «Сохранение такого дискурса связано, с одной стороны, с отсутствием надёжных данных об интенсивности и структуре этого процесса, что провоцирует значительную вариативность экспертных оценок, а с другой, с недостаточным пониманием комплексного характера его эффектов», — считают эксперты.

Масштабы международной мобильности российских учёных

Имеющаяся информация о различных формах международной мобильности учёных в России носит фрагментарный характер. Например, из данных Росстата можно понять сколько докторов и кандидатов наук уехало из России и, наоборот, сколько приехало в 2020 году. Но подобная информация лишь косвенно характеризуют международную мобильность учёных. Например, наличие степени не является обязательным и достаточным признаком действующего учёного. Также есть методологические ограничения — высока вероятность двойного счёта — один специалист может выезжать за границу несколько раз за год.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Чтобы решить подобные проблемы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ совместно с Минобрнауки России в конце 2021 года провели совместное обследование. Его цель — определить масштабы, тенденции и структурные параметры потоков международной мобильности научных и научно-педагогических кадров в организациях, подведомственных Минобрнауки России.

Проект охватил две основные категории сотрудников: исследователей и работников профессорско-преподавательского состава (ППС). «Проведенное обследование является, по сути, первой за последние двадцать лет попыткой систематически и на основе объективных данных установить масштабы исходящей и входящей международной мобильности российских учёных», — отмечают авторы.

Исходящая мобильность

Результаты обследования подтвердили, что российские научные организации и вузы, подведомственные Минобрнауки России, активно развивали свои международные контакты. «В 2019 году четверть обследованных организаций направляла исследователей и работников ППС за границу для работы, обучения или стажировки на три месяца и более. Однако вследствие пандемии число таких организаций естественным образом сократилось cо 151 в 2019 году до 93 и 106 в 2020 и 2021 годы соответственно», — говорится в докладе.

Крупнейшим «отправляющим» регионом является Москва: в зависимости от года на столицу приходилось от пятой части до четверти общего числа обследованных организаций с исходящей мобильностью. Ещё по 7–10% организаций сконцентрированы в Санкт-Петербурге и Новосибирской области.

Выяснилось, что среди исследователей более половины выезжавших за рубеж — сотрудники в возрасте до 40 лет (22,3% — до 30 лет, ещё 31% — 30-39 лет). При этом оказалось, что коронакризис меньше всего повлиял на поездки исследователей в возрасте 40-49 лет и 60 лет и старше, что может быть связано с большей устойчивостью их международных связей.

Основную часть исходящего потока составляют мужчины. Их доля постепенно росла и за 2019–2021 годы увеличилась с 63,2 до 68,1%.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Обнаружился также дисбаланс в мобильности представителей различных областей науки. Почти три четверти — 72,9% — составляют исследователи, работающие в естественных науках, 14,6% — в технических, 5,9% — сельскохозяйственных, 4,2% — гуманитарных, 1,7% — медицинских, 0,6% — общественных.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Большинство российских исследователей с опытом международной мобильности имеют учёную степень кандидата наук — 44,5%. Докторов наук среди них — 17,6%, а PhD — 2,0%. Порядка 8,0% на момент работы, обучения или стажировки в зарубежной организации обучались в аспирантуре.

Чаще всего исследователи выезжают за рубеж на относительно короткий срок — от 3 до 12 месяцев. Поездки на 2 года и более встречаются редко: на такой период выезжали немногим более 10% специалистов, направленных в 2019–2020 годы за рубеж организациями, подведомственными Минобрнауки России. Ключевая цель исходящей мобильности — работа, выполнение совместных исследований. Доля тех, кто проходил в других странах обучение, за весь рассматриваемый период не превышала 16%.

Основные принимающие страны: Германия, Франция, Вьетнам, США и Швейцария. В 2019 году в этот круг входил и Китай.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Что касается профессорско-преподавательского состава, то здесь похожие тенденции. Правда в исходящей мобильности работников ППС, как отмечают авторы, наблюдается паритет между мужчинами и женщинами. В возрастной структуре преобладает когорта до 40 лет. Основные страны выезда — Германия, Китай и Казахстан.

Входящая мобильность

Результаты обследования показали, что доля организаций, которые принимали на работу иностранных исследователей и преподавателей, в пандемию COVID-19 сохранилась и составила порядка 30%. Аналогично исходящей мобильности почти половина входящей приходилась на организации Москвы (25,3-26,9%), Новосибирской области (8,3% -10,7%) и Санкт-Петербурга (6,7-9,1%).

В 2021 году организации, подведомственные Минобрнауки России, приняли 2118 иностранных исследователей и работников ППС, то есть на 23,4% меньше, чем в 2019-м. Численность иностранных преподавателей за пандемический период сократилась сильнее, чем исследователей, — 28,0% против 15,6%.

Авторы отмечают, что сокращение объёма входящей миграции было частично компенсировано за счёт распространения дистанционной занятости. «Если в 2019 году на таких условиях работали 656 иностранных исследователей и 303 работника ППС, то в 2021-м — 735 и 589 человек соответственно», — отмечают эксперты.

В составе иностранных исследователей, которые в 2019–2021 годы приезжали в Россию для работы, обучения или стажировки на 3 месяца и более, большую часть составляли молодые кадры: 37,7% в возрасте до 30 лет и 28,3% в возрасте 30-39 лет. «Более молодой состав входящей миграции обусловливает относительно невысокую долю имеющих учёную степень. Из числа иностранных граждан, принятых на научные должности в обследованные организации, 22,2% имели степень PhD, 12.9% – кандидата наук, 4.5% – доктора наук», — поясняют авторы доклада.

Выяснилось также, что среди приезжающих исследователей большинство составляют мужчины — порядка 75%. Это может быть связано, среди прочего, с доминированием представителей естественных (45,5%) и технических (37,8%) наук, для которых характерна более высокая занятость мужчин.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Большинство иностранных исследователей прибывают в Россию для работы. За три года их доля выросла с 70,3 до 78,2%. Соответственно сократился поток приезжающих на обучение.

Более трети притока исследователей в Россию — 33% — в 2019-2021 годы обеспечивали страны СНГ — Казахстан, Беларусь, Украина и Таджикистан. Ещё 21,5% пришлось на Китай, Германию, Индию, Египет, США и Вьетнам.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Представители ППС приезжали в Россию чаще всего из Китая, Германии и Беларуси. Иностранные преподаватели примерно равномерно распределены по возрастным группам. «Многие иностранные преподаватели, въезжающие в Россию, не имеют учёной степени. Только 26,7% обладают степенью PhD, примерно столько же — степенью кандидата наук (23,7%), и 7,7% — доктора наук», — отмечают авторы доклада.

Кто возвращается в Россию

Отдельно был проведён анализ трендов возвращения российских учёных из-за рубежа. Всего за три года подведомственные Минобрнауки России организации приняли на должности научных работников или работников ППС 342 гражданина РФ, которые до этого момента не менее двух лет жили за рубежом и работали в организациях, занимающихся исследованиями и разработками. При этом пандемия не оказала заметного влияния на данный процесс — в 2021 году число учёных-граждан РФ, работавших ранее за рубежом и принятых в российские организации даже увеличилось по сравнению с 2019 годом. «Отчасти это может быть связано с особым режимом работы. Около 65% вернувшихся сохраняли двойную аффилиацию, то есть продолжали работать в зарубежных организациях, часть из них были приняты на условиях удалённой занятости», — поясняется в докладе.

Среди вернувшихся учёных степень PhD имеют почти 40%, половина — кандидаты наук, остальные (42 человека суммарно за 2019-2021 годы) — доктора наук. Представителей естественных наук в группе исследователей — подавляющее большинство — 67,9%. Основной возраст «возвращенцев» — 30-60 лет. Чаще всего вернувшиеся специалисты работали ранее в Германии, США, Великобритании, Франции и Китае.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Что делать в условиях санкций

Проведенное исследование показало, что к концу 2020-х годов в России удалось создать условия для поддержки и развития кадрового потенциала науки, эффективной интеграции отечественных учёных и преподавателей в мировую систему циркуляции научных кадров и глобальный рынок академического труда. Однако долгосрочное закрепление достигнутых результатов сегодня оказывается в зоне риска.

Возникшие на фоне текущих внешнеполитических событий вызовы создают не только препятствия для международных научных контактов, но и формируют реальные угрозы нового витка «утечки умов», считают эксперты. «Оказываемое на Россию санкционное давление и возникающие в связи с этим беспрецедентные научно-технологические риски выдвигают на первый план задачи сохранения кадрового потенциала российской науки, разработки и поддержки новых механизмов и форматов его развития, в том числе за счёт привлечения зарубежных коллег из стран, ранее де-факто находившихся на периферии международного научно-технического сотрудничества (Индии, ЮАР, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и др.», — заключают авторы исследования.

Особую актуальность эти задачи приобретают с учётом того факта, что в странах-технологических лидерах много лет формировались привлекательные условия для научной работы. Например, в Германии и других западноевропейских странах уровень оплаты труда для учёных в университетах составляет порядка 76 тыс. евро в год, в научных организациях — порядка 60 тыс. евро в год. Помимо этого предусмотрены чёткие критерии карьерного продвижения, социальное обеспечение учёных и их семей, в том числе приезжающих из других стран.

Россия в последние годы планомерно наращивала объёмы и механизмы поддержки российских учёных, реализуя целый ряд новых инструментов в рамках национального проекта «Наука и университеты», президентских и правительственных инициатив. Но текущая ситуация, по мнению экспертов, требует пересмотра сложившейся государственной политики в области научных кадров. «Предстоит в форсированном режиме сформировать масштабную и целостную систему поддержки учёных», — считают авторы доклада.

В число мер по обеспечению этой поддержки должны входить:

  • Реформирование системы аспирантуры. «Для повышения привлекательности научной карьеры для молодежи и предотвращения её оттока за рубеж уже после окончания магистратуры предлагается внедрить интегрированные программы “магистратура-аспирантура”, сопровождаемые увеличением размера стипендий аспирантов до уровня средней зарплаты по региону, дополнительным стимулированием научного руководства, обеспечением льготного арендного жилья обучающихся в аспирантуре и магистратуре (и их семей) с возможностью его последующего выкупа на льготных условиях», — отмечают авторы доклада.
  • Разработка специальной программы бюджетного софинансирования фонда оплаты труда глобально конкурентоспособных российских учёных, создание всех необходимых условий для их стабильной научной деятельности в стране. «Сейчас важно удержать «ядро» ведущих учёных, работающих в России и имеющих достижения мирового уровня», — комментируют исследователи.
  • Поддержка российских аспирантов и исследователей, работающих за рубежом и в связи с возникшей там дискриминацией вынужденных вернуться в Россию. «По примеру Китая, может быть развернута национальная программа по возвращению отечественных учёных в страну с предоставлением максимально благоприятных условий труда», — говорится в докладе.
  • Налаживание и развитие научных контактов с новыми партнёрами, перенаправление ранее действовавших потоков мобильности российских учёных, стимулирование обмена опытом и совершенствования исследовательских компетенций.
  • Снижение тарифов страховых взносов для научных сотрудников до 7,6% (по аналогии с IT-отраслью), а также реализация долгосрочных программ исследований в рамках государственных заданий ведущих университетов и научных организаций с непрерывным финансированием на срок не менее 6 лет и промежуточным контролем результатов. Это, по мнению, исследователей — возможные системные меры, которые позволят сократить финансовую нагрузку на вузы и научные организации, высвободив средства для привлечения и удержания перспективных исследователей, а также повысить устойчивость финансирования науки.

«Эти и другие меры (включая сокращение административных проверок, объемов отчетности) позволят повысить привлекательность сферы науки для талантливой молодёжи и ведущих учёных, сохранить кадровый потенциал, переориентировать международное научное сотрудничество и потоки входящей и исходящей мобильности, с тем чтобы не допустить возвращения от циркуляции «умов» к их утечке», — завершают доклад эксперты.
IQ

* Доклад «Международная мобильность ученых: угроза или благо?» Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Авторский коллектив: Михаил Гершман, директор Центра научной-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ; Леонид Гохберг, директор ИСИЭЗ; Анна Демьянова, заместитель директора Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ; Алена Нефедова, старший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ; Валентина Пермякова, стажер-исследователь Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ; Екатерина Стрельцова, заместитель директора ИСИЭЗ; Наталья Шматко, заведующая отделом Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ.

Автор текста: Марина Селина