Западные санкции и последовавший за ними уход из России иностранных компаний нанесли удар по рынку труда. Работодатели свернули до минимума набор нового персонала, после чего взяли паузу на осмысление ситуации. О массовых увольнениях речи пока не идёт, ключевые показатели занятости стабилизировались. Но поводов для беспокойства как у власти, так и у работников остаётся предостаточно.
После начала спецоперации на Украине условия западных санкций были вынуждены выполнить более 750 иностранных компаний. Часть из них закрыли офисы в России, остальные объявили о временной приостановке, ограничении работы или сворачивании инвестиций. Большинство предприятий пока воздерживаются от массовых увольнений. По оценкам СМИ, они продолжают выплачивать заработную плату как минимум 188 тысячам переведённых в режимы неполного рабочего дня и простоя сотрудников.
Но проблема может оказаться более масштабной. На прошлой неделе мэр Сергей Собянин признал, что только в одной Москве под угрозой сокращения находятся более 200 тысяч сотрудников иностранных предприятий, и пообещал им в случае потери заработка временные и общественные работы.
Тревожная ситуация сложилась и во многих напрямую или косвенно столкнувшихся с санкциями российских компаниях. В начале апреля стало известно о введении сокращённого рабочего графика на некоторых предприятиях Новосибирской и Омской областей. В середине месяца отчитались о проблемах в 36 организациях власти Ульяновской области. В общей сложности в регионе в режиме неполного рабочего дня находятся 2874 работника, в простое – 3813 человек. Не сумели переломить кризисный тренд и в столице – на днях аэропорт Внуково объявил о закрытии приёма на работу персонала, об отправке части сотрудников в простой и на сокращённую рабочую неделю.
Работодатели уходят с бирж труда
Найти государственную статистику о текущем положении дел на рынке труда России затруднительно. Последний раз оперативные данные в соответствующем разделе сайта Минтруда РФ обновлялись в январе 2020 года. Последняя публикация Росстата по этому вопросу касается четвёртого квартала 2021-го.
Сведения региональных департаментов по труду и занятости разрозненны и часто противоречивы, что не даёт возможности составить объективное представление о происходящих на этом рынке процессах.
Отчёты показывают снижение с начала года числа вакансий в центрах занятости в некоторых регионах и городах на 10–25 процентов.
В том числе в январе предприятия Екатеринбурга заявляли о готовности принять на работу 23 579 человек, в марте – 18 273 человека. Число вакансий на одного безработного снизилось с 6,7 до 5,1. В Красноярском крае потребность компаний в работниках уменьшилась с 80,8 тысячи до 72,4 тысячи человек. В Санкт-Петербурге на конец прошлого года организациям требовалось 34 136 человек, на конец марта – 24 126 человек. Численность вакансий на одного безработного практически не изменилась, снизившись с 1,099 до 1,075.
Проблемы начались задолго до новых санкций
Более полный анализ представляют два главных российских сайта, специализирующихся на подборе персонала. Первым из них забил тревогу HeadHunter. Его данные показывают, что негативный тренд не вызван санкциями – он начался гораздо раньше.
Опубликованная на ресурсе статистика свидетельствует о том, что на протяжении прошлого года ежемесячное число публикуемых на hh.ru вакансий уверенно росло. Наибольший всплеск произошёл в январе 2021 года – на 28 процентов. В декабре 2021-го этот показатель впервые ушёл в красную зону и составил минус 9 процентов к предыдущему месяцу. В январе этого года число вакансий уменьшилось ещё на 2 процента, в марте тренд продолжился и обвалил показатель на рекордные 17 процентов. К концу марта падение приостановилось. С 28 марта по 3 апреля показатель снизился на 3 процента, с 4 по 10 апреля – всего на 0,5 процента. А с 11 по 17 апреля число вакансий возобновило рост – пока на скромные 0,3 процента. Важно, что даже в минимальной точке число вакансий пока не упало ниже минимумов 2021 года.
В наибольшей степени по числу вакансий просел Центральный федеральный округ, в котором этот показатель в марте по сравнению с февралём уменьшился на 20 процентов. Среди регионов наиболее негативная ситуация сложилась в Краснодарском крае, где месячное падение составило 16 процентов, а снижение в первом квартале 2022 года по сравнению с первым кварталом 2021-го – сразу 70 процентов.
Лидерами по сокращению набора персонала стали страховые компании. Число вакансий в этой сфере в марте по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилось на 53 процента, по сравнению с мартом 2021 года – на 79 процентов. Значительно снизили кадровую активность предприятия автомобильного бизнеса (месячное падение составило 35 процентов, годовое – 55 процентов). Менее востребованными стали специалисты по управлению персоналом и проведению тренингов (месячное падение числа резюме – 30 процентов, годовое – 17 процентов), сотрудники банков, инвестиционных и лизинговых компаний (минус 26 и 45 процентов соответственно), специалисты по закупкам (минус 22 и 3 процента), юристы (минус 20 и 16 процентов), научные работники и преподаватели (минус 20 и 26 процентов), работники гостиниц, ресторанов и сферы туризма (минус 16 и 29 процентов).
Находившееся в течение прошлого года практически на одном уровне число резюме выросло на 8 процентов в феврале и на 10 процентов в марте. На этом повышенный интерес соискателей к поиску работы себя исчерпал.
С 28 марта по 3 апреля количество резюме увеличилось на 0,3 процента, с 4 по 10 апреля выросло на символические 0,1 процента, с 11 по 17 апреля – на 0,3 процента.
В связи с ростом числа резюме и сокращением количества вакансий существенно вырос hh.индекс. Этот показатель аналитики HeadHunter высчитывают как отношение количества активных резюме к числу вакансий. В марте на одну вакансию приходилось пять соискателей. Большее значение индекса – 5,3 – было лишь в марте 2021 года, когда многие предприятия торговли и сферы услуг испытывали серьёзные проблемы из-за антиковидных ограничений.
Учёные не видят поводов для паники
Схожие результаты опубликованы на сайте RuTrud.com («РынокТруда.РФ»), созданном АНО «Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда». Одним из источников информации для его аналитиков стал правительственный портал «Работа России» (Trudvsem.ru).
Авторы проекта ежемесячно публикуют индекс Фраучи, который обратно пропорционален hh.индексу и показывает, сколько вакансий приходится на одного соискателя.
«Чем выше индекс, тем здоровее ситуация на рынке труда, легче найти работу – больше вакансий и меньше конкуренция. Чем ниже индекс, тем хуже ситуация на рынке труда – меньше доступных рабочих мест и больше желающих найти работу», – поясняется на RuTrud.com.
Составленные аналитиками таблицы показывают, что ситуация на рынке труда резко ухудшилась ещё в апреле 2020 года. После начала пандемии и введения строгих антиковидных мер индекс Фраучи упал в течение месяца в два раза – с 11,8 до 5,87. С тех пор число вакансий на одного соискателя волнообразно падало. Последний этап ухудшения ситуации на рынке пришёлся на июнь 2021 года – январь 2022-го. С начала марта тренд сменился на противоположный – индекс начал расти.
Тревожные ожидания
Руководитель проекта «Цифровая модель рынка труда» АНО «Центр научных исследований в сфере профориентации и психологии труда» Антон Смирнов пояснил «Октагону», что в марте начинается ежегодный цикл активизации рынка труда, во время которого вплоть до сентября увеличивается количество вакансий и индекс скорости трудоустройства (скорость, с которой соискатели в среднем находят работу).
По словам эксперта, составленный в рамках проекта машинный прогноз говорит о том, что «существенных отклонений средних значений индексов рынка труда РФ во втором квартале 2022 года включительно не предвидится».
Не прогнозирует резкого изменения ситуации на рынке и руководитель свердловского регионального отделения «Опоры России» Илья Тыщенко. Как он отметил, малые и средние предприятия уже оптимизировали штаты в период пандемии и будут прибегать к дальнейшим сокращениям лишь при крайней необходимости.
«Ранее под оптимизацию попадали в основном некомпетентные работники. И сегодня все понимают, насколько сложно стало сохранить или найти вменяемого сотрудника. Понимают, что лучше дать персоналу дополнительную нагрузку, совместить обязанности, но сохранить зарплату и избежать кадровых потерь».
Илья Тыщенко, председатель свердловского отделения «Опоры России»
– Мы столкнулись с новыми вызовами. Возможно, где-то мы пока не успеваем оперативно на них отвечать, где-то несём потери. Но мы преодолеем эти проблемы – для этого у государства есть все ресурсы и возможности, – заявила «Октагону» член комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, руководитель Краснодарского краевого объединения организаций профсоюзов Светлана Бессараб.
По её словам, профсоюзы отмечают увеличение числа сотрудников, переведённых в режим неполного рабочего дня или простоя с сохранением двух третей от оклада.
– Для этого есть причины. Приостановили работу некоторые иностранные компании, нарушены логистические цепочки. Иностранные компании не шли в деревни, они сосредотачивали бизнес в мегаполисах. Поэтому сложности в большей мере коснулись Москвы и других больших городов, – пояснила эксперт.
Результат анализа Правительства РФ и Минфина говорит о том, что логистические цепочки можно будет заместить за два – шесть месяцев. В этот период Правительство выделит около 40 млрд рублей на поддержку рынка труда в регионах. Более 25,5 млрд рублей из них будут направлены на создание в субъектах временных рабочих мест для сотрудников, которые находятся под риском увольнения. Светлана Бессараб уточнила, что они могут даже не иметь официального статуса безработного. Активизируются программы по профориентации и обучению новым профессиям, продолжают работать все другие программы.
Константин Джултаев
Читайте и смотрите нас: