Найти тему
На перекладных.

Главное, чтобы костюмчик сидел. На чемпионах по фигурному катанию

Оглавление

"Мадам, у вас слишком длинная юбка!"

Костюмы для спортсменов - фигуристов с самого начала имели очень важное значение. Именно костюм, а точнее юбка, едва не стоила первой чемпионке Олимпийских Игр 1908 года карьеры. Медж Сайерс начала соревноваться еще в 1902 году. Разделения по гендерному признаку не существовало, и мужчины легкомысленно пустили женщину на свою территорию. А она вместо того, чтобы покорно плестись в конце, заняла второе место, уступив лишь Ульриху Сальхову. Юный, но уже зловещий ISU сразу же проявил свой гнусный характер и, сославшись на то, что длинная юбка мешает оценить правильность выполнения упражнений, попытался избавиться от "нахальной" претендентки на принадлежащие мужчинам по праву медали. Но Медж легко вышла из положения, укоротив юбку так, чтобы стала видна голень. Укороченная юбка произвела сенсацию, но тем не менее в 1906 году мужчин и женщин развели по разным дисциплинам. А позже легендарная Соня Хени вышла на каток в белой бархатной юбке колоколом длиною до колен и впервые надела коньки с белыми ботинками. Причем, новую длину юбки она обосновала тем, что в таком костюме гораздо легче делать вращения и прыжки. И была совершенно права.

Костюмная революционерка Соня Хени.
Костюмная революционерка Соня Хени.

Процесс пошел.

Через не слишком продолжительное время, вместо юбки и свитера на фигуристках можно было увидеть спортивный купальник с пришитой к нему не юбкой. а юбочкой. Причем, длина ее уменьшалась со скоростью необыкновенной. В 60 - е годы наибольшего успеха в этом благородном деле добилась ученица Елены Чайковской Татьяна Тарасова. В ее костюмах юбка носила не функциональный, а чисто декоративный характер. И Тарасова не была одинока в своем пренебрежении к длине юбки.

На льду дуэт парников Татьяна Тарасова  - Георгий Проскурин.
На льду дуэт парников Татьяна Тарасова - Георгий Проскурин.

Затюканный ISU до поры, до времени смотрел на все эти безобразия сквозь пальцы. Пока на спортивную арену не вышла великолепная Катарина Витт. Она не только хорошо изучила опыт предшественниц, но и значительно продвинулась вперед.

Скромница Катарина Витт. Начало пути.
Скромница Катарина Витт. Начало пути.

В некоторых костюмах у нее юбка как бы была, но с другой стороны ее как бы и не было. В коллективной душе несчастного ISU что-то надломилось. Было принято резкое решение, носившее имя гордой Катарины, в котором строго оговаривалась длина юбок.

Приведшие ISU в смятение перья вместо юбки.
Приведшие ISU в смятение перья вместо юбки.

Одежда участников должна быть скромной, достойной и подходящей для спортивных соревнований, а не броской или театральной. Девушки должны кататься только в юбках, костюм должен закрывать бедра и диафрагму.

До кучи под запрет попали брюки - комбинезоны.

Деби Томас, "подставившая" под удар ISU комбинезоны.
Деби Томас, "подставившая" под удар ISU комбинезоны.

Запрет на яркость и театральность бил в первую очередь по тарасовской паре Бестемьянова - Букин. Особая драматическая театральность лежала в основе всех их программ. И без соответствующих костюмов они, действительно, теряли в плане презентации. Это все равно, как играть историческую костюмную пьесу в концертном исполнении. В спортивном Доме моделей Тарасова работала с дизайнером Асей Белецкой. А позже "вышла" на легендарного Вячеслава Зайцева, с которым ее познакомила Галина Волчек. Зайцев подходил к делу очень творчески: слушал музыку, смотрел танец на полу и только после этого начинал рисовать. По воспоминаниям Тарасова рисовал до тех пор, пока сам себе не говорил: "Гениально!" Костюмы, действительно, получались гениальными - яркими, броскими, но стильными. Их вполне можно было назвать достойными, а вот по поводу скромности - вопрос очень спорный. Однако, ISU молчал, поскольку борьба за демократию в костюмной области шла по всем фронтам. Это был ураган, который не остановить. И в 2003 году драконовские законы отменили.

"Половецкие пляски" Бестемьяновой и Букина в роскошных костюмах от Зайцева.
"Половецкие пляски" Бестемьяновой и Букина в роскошных костюмах от Зайцева.

В свое время, к Зайцеву пыталась "подкатиться" Ирина Роднина, потому что по свидетельству Тарасовой костюм для нее шился особенно тяжело. Приходилось искать золотую середину: с одной стороны костюмы должны были быть яркими, чемпионскими, подчеркивающими их скорость и мощь, а с другой стороны не должны были изуродовать спортсменов лишним декором. Зайцев от сотрудничества отказался. Как вспоминала сама Роднина, он сокрушенно признался что на "ее теле ему негде разгуляться". Роднина - Зайцев обычно катались в красном с золотой отделкой, хотя Татьяна Тарасова предпочитала черный и белый, считая, что на льду наряды в этих цветах выглядят наиболее выигрышно, подчеркивают строгую графику движений тех, у кого она есть В черно - белой гамме каталась самая элегантная тарасовская пара Моисеева - Миненков.

Драмы на льду.

Позже эстафету от Зайцева принял другой известный модельер - Валентин Юдашкин. Он делал костюмы уже для следующего поколения танцоров - для сына Андрея Букина Ивана и его партнерши Александры Степановой. Особенно яркими и запоминающимися получились костюмы для программы "Мулен Руж" сезона 2019/20. У Ивана был фрак, а у Александры богато декорированный костюм с объемной юбкой. Все это смотрелось безумно красиво, но комплект не выдержал проверки "боем". Иван в пылу выступления наехал на язык юбки и, практически отрезал его. Не потерявшая самообладания Александра подхватила лоскут и сумела куда-то заправить. К следующему выступлению красивый, но громоздкий фрак Букина был заменен более скромным смокингом, а юбка партнерши укоротилась и потеряла избыточную пышность.

Иван Букин, Александра Степанова, Валентин Юдашкин. "Мулен Руж".
Иван Букин, Александра Степанова, Валентин Юдашкин. "Мулен Руж".

Великолепное платье сшили Марине Климовой для программы на музыку Штрауса. Оно было декорировано настоящими перышками, но опасность таилась в том, что при очередном стремительном вираже какое - нибудь перышко могло сломаться, не выдержав нагрузки, и плавно опуститься на лед. А это ни много, ни мало балл штрафа от судейской бригады. От перьев пришлось отказаться.

Климова  - Пономаренко. Божественно элегантные и без перьев.
Климова - Пономаренко. Божественно элегантные и без перьев.

Самая драматичная костюмная история разыгралась на Олимпийских играх в Пенчхане. Французская танцевальная пара Пападакис - Сизерон имела очень хорошие перспективы на золото. На ритм - танец они вышли в боевом настроении. Но случилось непредвиденное. В самом начале программы партнер задел застежку на платье партнерши, "легким движением руки" едва не превратив платье в купальник топлес. 16 лет назад в подобную ситуацию попали их тренеры Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон, тогда действующие спортсмены. Они запутались в длинных декоративных рукавах партнерши. Пара остановилась и отправилась к судьям за разрешением начать танец заново. Им разрешили перекатать программу. Наверное, Пападакис - Сизерон тоже могли получить такое разрешение, тем более программа только стартовала, но они приняли спонтанное решение кататься дальше. Причем, партнершу в этой самой асексуальной паре не пугало невольное обнажение.

Меня беспокоило вовсе не раздевание. У меня не было времени подумать об этом. У меня просто был этот костюм, который бродил по моему телу и был таким тяжелым! И это очень затрудняло мои движения.
Габриэла  Пападакис в "проклятом" платье.
Габриэла Пападакис в "проклятом" платье.

Они проиграли ритм - танец. И это решило судьбу золотых медалей. Потом они говорили, что чувствовали себя проклятыми. Однако, ни в чем не винили автора злополучного костюма. Им была дизайнер Софи Тома, с которой они работали с 2011 года. Но в следующее четырехлетие спортсмены вошли уже с новым дизайнером - канадцем Мэтью Кэроном.

Знаменитые зарубежные модельеры тоже не "брезговали" созданием костюмов для фигуристов.

Ледовой музой Кристиана Лакруа стала ярчайшая французская фигуристка Сурия Бонали. Они нашли друг друга. Экзотическая внешность фигуристки требовала особого блеска, что было очень близко стилю модельера.

Огненная Сурия Бонали в костюме от Кристиана Лакруа.
Огненная Сурия Бонали в костюме от Кристиана Лакруа.

Итальянец Роберто Кавалли часто одевал Каролину Костнер.

Каролина Костнер в достаточно спорном платье от Роберто Кавалли.
Каролина Костнер в достаточно спорном платье от Роберто Кавалли.

Вера Вонг прославилась в богемных кругах, как автор замечательных свадебных платьев. Эта дама проделала необычный путь - из фигурного катания в мир высокой моды и обратно. Как фигуристка- парница она не добилась больших успехов, ушла из спорта, занялась дизайном и вернулась к любимому виду спорта уже как модельер. Они шила костюмы для Нэнси Керриган, Мишель Кван, Эвана Лайсачека.

Ноты любимой свадебной темы в костюме Нэнси Керриган от Веры Вонг.
Ноты любимой свадебной темы в костюме Нэнси Керриган от Веры Вонг.

Тема костюмов для фигуристов неисчерпаема. Вероятно, она будет иметь продолжение.