1. Введение
В современном мире информация – грозное оружие, чья мощь значительно превышает мощь даже ядерных и водородных бомб. Прежде всего потому, что бомбами управляют люди, а информация управляет людьми. Но не в последнюю очередь и из-за того, что ядерное оружие ещё не нанесло и скорее всего никогда не нанесёт человечеству того урона, которое оно само себе нанесло за годы своего существования.
А потому следует быть особенно аккуратным, когда применяешь информацию для воздействия на человека. Информация всегда воздействует на людей, но её целенаправленное влияние может привести к драматическим и серьёзным последствиям.
Особенно опасна в данном случае искажённая информация. Известно, что, получая неверную информацию, мы принимаем неверные решения. Вопрос в том, как конкретно искажённая информация меняет принимаемые нами решения?
2. Цикл менеджмента и высшие психические функции.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему мы принимаем те или иные решения, совершаем разные поступки или ощущаем различные желания? Виной всему – воздействие информации на наш умственный процесс, который ещё зачастую называют когнитивным. А именно – процесс управления высшими психическими функциями организма.
Высшие психические функции — не совсем верное наименование центрального понятия теории знаменитого советского психолога Л. С. Выготского. Нам сейчас нет нужды разбираться, что был прав, а кто не прав в спорах столетней давности, а название «высшие психические функции» уже устоялось в отечественной литературе, так что мы будем использовать его.
Согласно Выготскому, высшие психические функции — это наиболее сложноорганизованные психофизиологические процессы. Обычно к высшим психологическим функциям относят такие опосредованные функции человеческого мозга (то есть, не врождённые, а возникшие в ходе культурного развития), как:
- восприятие;
- воображение;
- мышление;
- речь;
- память.
Несмотря на то, что данная концепция давно устарела, она прекрасно и в достаточно упрощённом виде (что немаловажно с точки зрения научно-популярной статьи) иллюстрирует совпадение цикла принятия решений (так называемого цикла менеджмента) и психофизиологических процессов организма.
Судите сами, цикл менеджмента в общем виде предназначен для принятия и реализации решений. Он начинается со сбора информации (восприятие), продолжается его анализом и прогнозированием ситуаций (воображение), потом следует составление плана действий на основе прогноза (мышление), реализация плана (речь) и его контроль (память). А циклом он называется потому, что после выявления расхождений в ходе контроля вся последовательность этапов начинается заново, корректируя принятое ранее решение.
В данном случае я сравниваю высшие психические функции организма с циклом принятия и реализации решений, потому что таким образом мне будет легче объяснить, как на вас влияет полученная вами информация. Представьте себе обычного человека, который решил позавтракать – приготовить себе кофе и яичницу. Так вот, даже для такого обычного дела, как приготовление завтрака, человек использует цикл принятия и реализации решений.
Он собирает информацию, есть ли в доме кофе и яйца, после чего анализирует процесс приготовления пищи и прогнозирует, свежие ли эти продукты и хватит ли их для приготовления завтрака. Если его всё устраивает, он планирует по пунктам, как он будет жарить яичницу и заваривать кофе, после чего решительно приступает к реализации. А сам в это время следит – не выкипает ли кофе? Не пережаривается ли яичница? Совпадают ли заданные временные сроки приготовления завтрака с фактическими?
Весь этот процесс происходит не просто быстро, но, зачастую ещё и бессознательно. Мы не задумываемся, как ходить, ездить на велосипеде, забивать гвоздь или готовить завтрак. Но любой процесс все равно можно разложить на этапы цикла принятия и реализации решений. И, что характерно, весь цикл, все принятые вами решения зависят от первого этапа – сбора информации, поэтому на все этапы цикла можно повлиять, изменив получаемую индивидуумом информацию - исказив её.
Используя искажённую информацию, злоумышленники (назовём их так), пытаются повлиять на ваши решения. Для этого они пытаются исказить ваше восприятие - убеждая, что чёрное на само деле белое. Ваше воображение - предлагая вам подумать, а что было бы если? К примеру, все знают, что Красная армия освободила Европу от фашизма и защитила СССР. А что если на самом деле СССР изначально готовился напасть на Германию, а Гитлер просто опередил его? И вот вы уже сомневаетесь в мотивах героев и начинаете сомневаться в них самих.
Злоумышленники могут попытаться воздействовать на ваше мышление - настойчиво убеждая, что 2+2 будет равно 5. Или что трансгендеры - настоящие женщины. В таком случае ваши прогнозы станут неверны. Можно повлиять и на вашу речь - естественно, не напрямую. Речь в данном случае - это ваши поступки, ваши действия по реализации плана. Достаточно просто соврать, рассказать, что для достижения результата нужно совершить иные действия - и вот вы уже говорите другие слова и оказывается, что злоумышленник повлиял на вашу речь.
Даже на вашу память можно повлиять, убеждая вас, что факты, которые вы знаете, на самом деле были совершенно иными - что человек никогда не высаживался на Луне, что в 1812-ом году произошла ядерная война, что Германию победили исключительно американцы - в Тихом океане и при небольшой поддержке англичан.
Причём влияние на ваше восприятие приведёт к тому, что вы соберёте неверную информацию о том, есть ли в доме кофе и яйца и примете неверное решение - не готовить яичницу. Влияние на воображение приведёт к тому, что вы решите, будто яйца несвежие, да и их не хватит для яичницы и решите позавтракать бутербродом. Влияние на мышление приведёт к неверному плану, и, как следствие - сгоревшей яичнице и выкипевшему кофе. К чему, к слову, приведёт и влияние на речь и память.
А теперь представьте, что мы говорим не о приготовлении завтрака, а о чём-то более серьёзном - плане ведения боевых действий, решении о экономическом курсе страны, действий по защите своей чести и достоинства. В таких делах последствия ошибки будут катастрофичны. Поэтому искажение информации крайне опасно и именно поэтому нам необходимо разобраться, как именно на нас влияет искажённая информация?
3. Градации искажения информации.
Для этого давайте разберёмся, а как вообще можно исказить информацию? Как известно, информация передается человеку посредством коммуникации, то есть путем передачи сообщения – вербального или невербального (то есть словесного или, скажем с помощью картинки или видео). Любое сообщение состоит из фактов – элементов сообщения. Достаточно исказить один факт в сообщении, чтобы сообщение целиком, а, как следствие и передаваемая информация, была искажена.
Если хотя бы один факт отсутствует, мы говорим о неполной информации. Если хотя бы один факт неправдив, мы говорим о ложной или неверной информации. Для наглядности представим себе матрицу всех возможных вариантов, считая, что в сообщении два факта – А и Б (поскольку достаточно исказить один факт, нам не нужно разбирать комбинации с тремя и более фактами), и обозначив отсутствующий факт, как «0», верный факт, как «1», а неверный факт, как «2» (смотри таблицу 1):
Таким образом, учитывая, что комбинации типа (0 / 1) и (1 / 0), а также аналогичные им в данной матрице, тождественны друг другу, мы можем заключить, что существует шесть градаций искажения информации, зависящих от её полноты и правдивости. Информация может быть – полная верная (1 / 1), неполная верная (1 / 0 или 0 / 1), частично верная (1 / 2 или 2 / 1), неполная неверная (0 / 2 или 2 / 0), полностью неверная (2 / 2) или отсутствующая (0 / 0).
Из данной таблицы видно, что в следующей части нашей работы нам не требуется рассматривать полную верную и отсутствующую информацию, поскольку прежде всего нас интересует воздействие искажённой информации, а вышеуказанная информация либо не искажена, либо попросту отсутствует.
4. Виды воздействия искажённой информации.
Теперь, когда мы разобрались в том, как можно исказить информацию и на какую когнитивную функцию она влияет, нам нужно понять – какое конкретно воздействие она оказывает на эту функцию?
Учитывая, что мы сравниваем когнитивный процесс человека с циклом принятия и исполнения решений и считаем, что информация непосредственно воздействует на этот цикл, я предлагаю считать, что информация может оказать одно из трёх видов воздействия – позитивное, нигилистическое и негативное.
Позитивное воздействие информации, с моей точки зрения, заключается в том, что она будет способствовать принятию человеком наиболее рационального, обдуманного, взвешенного и верного в сложившейся ситуации решения. Для этого, естественно, подходит только полностью верная информация. Любое её искажение неминуемо ведёт к тому, что принятое и реализованное решение будет далеко от совершенства.
Нигилистическое воздействие информации, с моей точки зрения будет заключаться в том, что такая информация будет препятствовать принятию и реализацию человеком решений. Учитывая, что цикл принятия и реализации решений начинается со сбора информации, её отсутствие должно приводить к прерыванию цикла. Следовательно, отсутствующая информация препятствует принятию и реализации решения человеком.
Наконец, негативное воздействие информации, с моей точки зрения, заключается в том, что она будет способствовать принятию человеком неверного в сложившейся ситуации решения. Такое воздействие может оказать любая искажённая информация - неполная верная, частично верная, неполная неверная и полностью неверная. Подытожим вышесказанное, увязав для наглядности виды оказываемого информацией воздействия и её градации искажения (смотри таблицу 2):
В зависимости от степени искажения, принятое человеком решение может оказаться в той или иной степени неверным. Степень неверности решения будет заключаться в том, сколько циклов принятия решений ему потребуется, чтобы дойти до принятия и реализации единственно верного решения, а не отличающегося от верного отсутствием части необходимых действий или реализацией излишних в данной ситуации или вообще неправильных поступков.
5. Степень неверности решения.
На самом деле степень неверности решения - а именно количество циклов менеджмента, которых достаточно индивидууму для принятия наиболее рационального, обдуманного, взвешенного и верного в сложившейся ситуации решения, довольно просто рассчитать.
Всё дело в том, какая информация изначально исказила принятое индивидуумом решение - неполная верная, частично верная, неполная неверная и полностью неверная и сколько циклов потребуется индивидууму, чтобы преобразить такую информацию в полностью верную?
Если считать, что человек действует полностью рационально (а все мы знаем, что в большинстве случаев это далеко не так), то первым делом, в процессе контроля реализации принятого решения он обратит внимание на то, что получаемые результаты разительно отличаются от запланированных. И первым делом он посчитает, что информация, полученная им - неверна. Так пройдет один цикл.
Предположим, что с помощью анализа индивидуум сможет изменить неверную информацию на верную и провести новый цикл менеджмента. Если изначально информация была полностью неверной, то индивидуум преобразует её в полностью верную и на этом достигнет желаемого результата. Таким образом, степень неверности решения составит 2 цикла.
Если же информация была неполной неверной, то она станет неполной верной, и в таком случае полученные при контроле реализации решения результаты снова будут расходиться с запланированными. Значит, индивидууму придётся потратить как минимум ещё один цикл, чтобы восполнить информацию и преобразовать её в полностью верную. Итого степень неверности решения составит 3 цикла.
Интересна ситуация с неполной верной информацией. Как уже было сказано, первым делом индивидуум при наблюдении расхождений запланированных и достигнутых результатов посчитает, что информация неверна. И ему потребуется провести минимум один цикл, чтобы убедиться, что это не так. После этого он восполнит информацию и потратит ещё минимум один цикл для проверки своих действий, что дает нам степень неверности решения в количестве 3 циклов.
Но наиболее опасна окажется частично верная информация - искусно сотканная из лжи и правды. Первый цикл, в ходе которого индивидуум получит незапланированные результаты приведёт его к предположению ,что неверна вся информация. Но изменив её всю, он снова получит частично верную информацию! После второго цикла он снова получит незапланированные результаты и заподозрит, что информация неполна. Он соберет лишнюю информацию, и проведёт лишний цикл лишь чтобы понять, что ему нечем восполнить информацию!
И только после этого он перейдёт к попыткам определить - какая из частей информации является неверной? Как вы понимаете, для её изменения и выявления ему потребуется минимум ещё один цикл. То есть степень неверности решения достигнет минимум 4 циклов. Проиллюстрируем сделанные нами выводы в таблице (смотри таблицу 3):
Как можно видеть, сочетание лжи и правды даёт наилучшие результаты с точки зрения сбивания индивидуума с пути истинного и отнимает у него максимум времени на исправление своих ошибок.
Я ещё раз подчеркну - указанное число требуемых циклов - это минимальное число, не учитывающее иррациональность поведения индивидуума и дополнительные отвлекающие и мешающие факторы. В реальности их, скорее всего, будет больше.
6. Влияние искажения информации на этапы цикла принятия решений.
Если пока вам всё понятно, перейдём к дальнейшему пункту нашей программы. Казалось бы, зачем нам знать, какое воздействие какая градация искажения информации оказывает? Разве кому-то непонятно, что неверная информация приводит к неверным решениям? Нет, весь вопрос в том - к каким решениям приводит неверная информация.
Для этого нам необходимо понять, к чему приводит некорректное проведение или полное отсутствие того или иного этапа в цикле принятия и реализации решений. Мы знаем, что всего этапов цикла принятия и реализации решения шесть – сбор информации, анализ, прогноз, планирование, реализация и контроль.
Как уже было сказано, если исключить из цикла первый этап – сбор информации, то принятие решения и его реализация станет невозможным. Если же некорректно провести данный этап и получить искаженную информацию, это неизбежно повлияет на следующие этапы и приведёт к ошибкам, допущенным при их проведении.
Анализ позволяет декодировать полученную информацию и представить её в виде понятных количественных показателей. Прогноз тесно связан с анализом и заключается в том, чтобы правильно интерпретировать эти показатели во времени, попытавшись предсказать будущее.
Поэтому любой прогноз неточен уже по самому факту своего существования, ибо предсказывать будущее полностью точно пока что, увы, нельзя. И потому любое искажение информации на данных этапах приведет в итоге к усугублению неточностей прогноза.
План, построенный на неточном прогнозе, для подтверждения своего выполнения ставит задачей достижение неких плановых показателей. В результате искажения информации на этапах до и во время планирования такие плановые показатели будут либо неверно выбраны, либо недостижимы.
Следовательно, во время реализации плана все сведется к тому, что рано или поздно несовпадение фактических показателей с плановыми будет замечено в процессе контроля и в будущий цикл будут внесены корректировки. Если только искажение информации не затронет процесс контроля – и тогда реализация плана достигнет неминуемого исхода в виде незапланированных результатов.
Как видно из этого краткого анализа, искаженная информация влияет на все этапы цикла принятия и реализации решений, но на какие-то более, чем на другие. Чем раньше проявляется искажение информации, тем большим в итоге будет расхождение.
И самым опасным моментом, когда искажение информации особенно критично, является момент контроля реализации планов, поскольку в таком случае ошибку будет уже не исправить - ведь мы её попросту не заметим.
В данном случае, к слову, мы описали один из постулатов теории хаоса, которая гласит, что сложные системы чрезвычайно зависимы от первоначальных условий, и небольшие изменения в окружающей среде могут привести к непредсказуемым последствиям. А поведение человека – и есть одна из самых сложных систем в мире.
7. Выводы.
Теперь, когда мы собрали воедино все кусочки мозаики, давай сложим их вместе. Мы знаем, какая высшая психическая функция соответствует какому этапу цикла принятия и реализации решений. Мы также выявили возможные градации искажения информации и оценили степень неверности принятого решения в зависимости от такой градации.
В частности мы выяснили, что самой опасной градацией искажения информации является частично верная информация. Ошибки, допущенные при принятии решений, основанных на полуправде-полулжи, наиболее трудно исправить. Мы также выяснили, что наиболее опасно получить искажённую информацию на этапе контроля реализации планов, поскольку в таком случае ошибки, допущенные при реализации планов, будет уже не исправить.
Учитывая, что этап контроля реализации принятого решения непосредственно связан с такой высшей когнитивной функцией, как память, можно сделать вывод, что для того, чтобы вызвать наиболее опасные, сложные и трудноисправимые последствия необходимо воздействовать на человеческую память путем подачи частично верной информации.
То есть, переводя на более понятный язык - вам нужно, примешав к правде толику лжи, заставить человека поверить, что он всё помнит неверно. Что все происходило не так, как описано и не так, как он запомнил. Что были вещи, которые он не увидел и которые меняют всю картину произошедшего. Что он был пьян, что его восприятие было искажено, что - в конце концов - того, что он помнит, вообще никогда не происходило!
Особенно легко воздействовать на память человека, когда он сам не присутствовал при описываемых событиях, либо не помнит их полностью, либо он нечётко запомнил тот момент. Это на самом деле несложно - мы ведь не записываем всё происходящее, с годами наша память становится всё хуже, а воспоминания - всё нечётче. Непосредственные участники событий умирают, а письменные свидетельства так легко подделать...
И не потому ли после развала СССР было принято решение пересмотреть всё, что произошло в те времена и заявить, что всё, что помнили граждане - ложь? Не потому ли 90-ые годы активно объявляются святыми и свободными, а не нищими и бандитскими? Не потому ли нас активно пытаются заставить поверить, что никакого фашизма вна Украине нет и никогда не было, а ОУН-УПА боролись с Гитлером? Не потому ли, что это самый действенный и опасный способ повлиять на наши решения?
Мне кажется, именно потому.